Иркутск
25 ноября 7:19 К 70-летию Победы

В бой идут одни старики?

16:42, 02 Фев 2015

Александр Иванович Станиславский — всего чуть более двух лет как иркутянин. Малая родина ветерана — Украина. На войне ему, технику-авиатору, порой приходилось восстанавливать самолет буквально из груды металла. Здесь надо было уже не просто ремонтировать, а лично выпускать машины в полет. За время службы на фронтах Великой Отечественной Александр Иванович вернул в строй более 70 самолетов. Механик расписывался в специальном журнале в том, что машина готова к боевому вылету, а командир экипажа подтверждал, что ее принял. Понятно, что и без этих формальностей между пилотом и механиком чувства были братские, кровные. Александр Станиславский до сих пор помнит тягостное ожидание, живо переданное в фильме «В бой идут одни старики». Два с половиной часа — максимально возможная длительность полета — тянулись как вечность...

В 1943-м, в эшелоне с сотнями таких же призывников, и потом, на фронте, среди миллионов солдат, среди крови, пота и дыма он и подумать не мог, что через семь десятков лет — исторически малый срок! — придется о таком говорить... Тогда казалось, что забыть невозможно.

Александр Иванович Станиславский — всего чуть более года как иркутянин. Малая родина ветерана — Украина. В семье родилось 11 детей, но голод, холод и другие беды смогли пережить лишь трое, двое самых старших и Александр, младший сын. Отец увез семью на Аральское море — мастер на все руки, он работал там на стройках. Здесь активно развивался рыбный промысел. Мальчишки запросто добывали больших рыбин нехитрой снастью из шнурка и крючка. Через несколько лет перебрались в узбекский город Коканд — там и застала война. В город шли и шли эшелоны с ранеными (в Коканд эвакуировали несколько госпиталей). Солдатам помогали чем могли, собирали теплую одежду и еду, школьники давали концерты для поднятия духа, брались за любую работу, на которую не хватало рук персонала.

В 1942 году Александр с матерью переехали в Талды-Курган, откуда он был призван в армию. Еще в Коканде парень окончил детскую техническую школу, и эти знания очень пригодились в военном авиационном училище. Ведь времени на подготовку отводили минимум — ускоренный курс подготовки авиамехаников был рассчитан на восемь месяцев.

В декабре 1943-го техник-авиатор Станиславский приступил к службе в городке Лебедин под Полтавой — там располагался военный аэродром. Здесь заправлялись и обслуживались знаменитые американские «сверхкрепости» — самолеты Б-29. Они использовались для бомбардировок Германии (хотя наибольшую известность эти машины получили после массированных бомбардировок Японии — в частности, с Б-29 были сброшены ядерные бомбы). С молодыми советскими техниками работали американские инструкторы. Опыта вчерашние мальчишки набирались быстро. Считалось, что «летающую крепость» невозможно сбить. Александр Иванович вспоминает, как впервые пришлось вскрывать фюзеляж чудом приземлившегося, изрешеченного самолета, — из двенадцати членов экипажа большинство были убиты.

На этом аэродроме Александр Станиславский прослужил недолго — сюда прислали обслуживающий персонал из США. Русских механиков распределили в 5-й штурмовой авиакорпус под командованием Героя Советского Союза Николая Каманина, где их заботам доверили советские машины.

Порой приходилось восстанавливать самолет буквально из груды металла. Здесь надо было уже не просто ремонтировать, а лично выпускать машины в полет. Механик расписывался в специальном журнале в том, что машина готова к боевому вылету, — а командир экипажа подтверждал, что ее принял. Понятно, что и без этих формальностей между пилотом и механиком чувства были братские, кровные. Александр Станиславский до сих пор помнит тягостное ожидание, живо переданное в фильме «В бой идут одни старики». Два с половиной часа — максимально возможная длительность полета — тянулись как вечность. За время службы Александр Иванович вернул в строй более 70 самолетов, собрал около 40 машин различных марок — Як-7, Як-9, Ил-2, Ла-5, Ли-2. В 1945-м он отвечал за машину командира полка — Василия Васильевича Кравцова.

С тех времен помнится разное — всего и не расскажешь. Так, до сих пор стоит перед глазами картина искореженных машин в огне горючего — совершеннейший ад! Перед неожиданным налетом немецкой авиации со стороны Румынии это были новенькие штурмовики Ил-2... Их доставили в Прикарпатье из Куйбышева, прямиком с завода, и весь технический состав полка день и ночь собирал технику, так необходимую при наступлении по Европе (наши летчики уже совершали боевые вылеты в Чехословакию и Венгрию). Прямо на стоянках была полностью уничтожена половина из полностью готовых к бою 40 машин. Некоторые техники погибли. Выжившие плакали от бессилия, глядя вслед немцам... Но это ощущение они ломали в себе — Победа была близко.

Другую причину отмены боевых вылетов — хоть и ждали ее, но все равно все случилось внезапно — Александр Иванович вспоминает с улыбкой. Польша, раннее утро, вот-вот прозвучит команда «К боевому вылету!». А вместо этого — световые ракеты в небе, беспорядочная стрельба. Связались с командованием полка по рации, оказалось — да, она, Победа!..

Но домой Александр Станиславский вернулся только через пять с половиной лет. Новое — послевоенное — поколение механиков надо было обучить обслуживанию винтовых самолетов, а потом начать работать и с реактивными Миг-15. Александр Станиславский нес службу и в Крыму, где в районе Керчи, в поселке Багерово, располагался легендарный — секретный — полигон.

Долгие годы службы отмечены и случаями, которые можно назвать забавными. Как-то днем (дело было в первые послевоенные годы) на аэродроме механики занимались каждый своей машиной. Вдруг невесть откуда взявшийся ярко-красный самолет принялся выделывать в небе фигуры высшего пилотажа. А когда Як-4 совершил посадку, кабина открылась, летчик встал на сиденье, сбросил с плеч парашют и... непечатно осведомился, где тут штаб. Генерал-лейтенант авиации Василий Сталин оказался жутким матерщинником...

Демобилизовался Александр Станиславский в 1950-м. Долгие годы сохранял связь с однополчанами. Корреспонденция включала свыше 80 адресов — да и сейчас в разные точки бывшего СССР тянутся живые ниточки. В 70-е и 80-е ветеран с супругой не раз принимали участие во встрече ветеранов 5-го штурмового авиакорпуса в Звездном городке (в этом формировании воевал летчик-космонавт Георгий Береговой).

В мирной жизни Александр Иванович выбрал работу, связанную с военной профессией. В Талды-Курганской области устроился на свинцово-цинковый комбинат, где быстро разобрался с обогатительным оборудованием, потом свыше 30 лет работал в крупном строительном тресте, дойдя до должности главного механика с 1200 человеками в подчинении. Его вклад в отрасль отмечен «Золотым знаком» строителя и другими наградами. С женой вырастили сына и дочь — дети всю трудовую жизнь отдали Усть-Илимску.

Свыше полутора десятков лет Александр Станиславский жил здесь на пенсии, работал заместителем председателя городского совета ветеранов. Овдовев, Александр Станиславский перебрался в Иркутск, где сейчас живут и его дети. О великом подвиге своего поколения фронтовик рассказывает четверым внукам, пяти правнукам, двум праправнучкам, а еще учащимся школ Свердловского округа. Недавно приглашали даже в детский сад — и встреча с малышами оказалась незабываемой!

Собственно говоря, именно тема патриотического воспитания и стала поводом для нашей недавней встречи. Александра Ивановича до глубины души возмутила ситуация, описанная в публикации «Байкальских вестей» «Кому — святое, а кому — место пустое...». В этом материале приведены сказанные на мартовском пленуме совета ветеранов Свердловского округа слова фронтовика, председателя первичной организации № 15 Михаила Тихонова — в двух школах округа ему фактически дали «от ворот поворот» в ответ на предложение организовать встречи со школьниками.

— Я считаю эту ситуацию не просто возмутительной, а вопиющей! — говорит Александр Станиславский. — И формулировка в вашем материале — «кому-то должно быть стыдно» — непозволительно мягкая. Заместитель председателя по управлению Свердловским округом Галина Родина, которая, как сказано в газете, присутствовала на встрече, должна была организовать адекватные меры! Эти меры должны были быть жесткие! И почему председатели первичных ветеранских организаций должны сами как-то передавать чиновникам свои претензии к качеству воспитательной работы в школах? Ходить и упрашивать — мол, обратите на нас внимание? До чего мы докатимся, если руководство школ фактически игнорирует ветеранов, которых и так остались единицы? Те завучи, получается, засланы врагами? И почему таким важнейшим вопросом не занимаются лично директора школ? Вообще, это же прямая компетенция департамента образования! Если подчиненные этого департамента не понимают очевидных вещей, тогда, увы, надо в приказном порядке распорядиться, чтобы приглашали в школы ветеранов! Иначе что удивляться, когда мы слышим от некоторых подростков: «Зачем воевали?». Спросил детей, фамилии каких легендарных полководцев им хотя бы на слух известны, — и из списка в десятки фамилий знали только Георгия Жукова и Афанасия Белобородова! А в федеральных учебниках и Белобородова нет! Драгоценную живую память о войне, которую еще кто-то может передать младшим, предают! Эта память нужна только нам, старикам? Значит, опять надо отвоевывать Победу? Мы-то пойдем, конечно, в бой, пока можем...

Фото из архива А. И. Станиславского.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика