Уникальный долгожитель правительства и Герой Соцтруда
Александр Ежевский: штрихи к биографии
Продолжение. Начало здесь
Проработав на Алтае чуть больше двух лет, в 1953-м Александр Ежевский получил новое назначение – директором крупнейшего в стране предприятия сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш».
В октябре 1941 года «Ростсельмаш» был эвакуирован в Узбекистан. В Ростове-на-Дону предприятие вновь заработало 23 февраля 1943-го, на десятый день после освобождения города. Во время Великой Отечественной, кроме выпуска военной продукции, на нем была организована база по ремонту боевых машин. А после, уже в апреле 1947 года, предприятие возобновило выпуск комбайнов. Однако положение на заводе было тяжелым, хотя уже в 1949 году завод вышел на довоенную мощность,
«Завод был в провале. Он не выполнял поставленные задачи, экономические показатели были ниже допустимого уровня. Если на Алтайском тракторном заводе ситуация была не очень хорошей, то здесь – просто тяжелейший. Мне необходимо было привести работу завода в адекватное состояние, нормализовать положение, вывести завод из кризиса», – вспоминал Александр Александрович.
И ему это удалось. Он начал с анализа узких мест, искал, что нужно исправить в первую очередь, а что, после произведённых действий, придёт в норму само собой, в автоматическом режиме. Ходил по цехам с утра до вечера и изучал проблемы: работа литейного цеха хромала, нужно было организовать производство серого чугуна, сильно отставала инструментальная подготовка, много оборудования оказалось неисправным. После выявления проблем и анализа ситуации им был разработан план для каждого подразделения по дням, на месяц и на три месяца. Была поставлена четкая задач. В итоге узкие места по всем подразделениям были ликвидированы и через три месяца работа завода нормализовалась.
Всего на предприятии тогда изготавливали 10 наименований машин: зерноуборочные и кукурузоуборочные комбайны, почвообрабатывающие машины, овощеперерабатывающие агрегаты. А под руководством Ежевского удалось организовать производство самоходных косилок и кукурузоуборочных комбайнов.
От рукопожатия до правительства – один шаг
Очевидно, молодой директор не случайно был и на высоком совещании и с несколькими перспективными директорами отмечен «полубожественным» рукопожатием. Уже тогда воплощали в жизнь коммунистический лозунг «Кадры решают всё», а значит, велась серьезная работа с кадровым резервом! В 1954 году ему предложили пост заместителя министра автомобильного, тракторного и сельхозмашиностроения СССР.
В стремительном росте Ежевский не был исключением. В те годы руководящие кадры старались пополнять за счет способной молодежи. Новыми заместителями министров в своих отраслях стали также бывшие директора: Горьковского автозавода – Павел Яковлевич Лисняк и Харьковского тракторного завода – Михаил Андреевич Пашин.
Александр Ежевский курировал вопросы сельскохозяйственного машиностроения, опыт в котором он получил, возглавляя Алтайский тракторный и «Ростсельмаш». Новая должность, новые обязанности, но и новые возможности по внедрению передовой агротехники и агротехнических приемов. Под его руководством оказалось все сельскохозяйственное машиностроение. А выпускалось тогда больше 1920 наименований техники для растениеводства и 620 наименований машин для животноводства.
В 1955 году в составе советской сельскохозяйственной делегации из 12 человек Александр Ежевский посетил США и Канаду. Два месяца смотрел, учился, знакомился с американским опытом. Например, он выяснил, что на севе кукурузы квадратно-гнездовым методом в США посевной агрегат обслуживают два человека, в то время как у нас на нем работают пять. Оказывается, на американской сеялке было приспособление, которое автоматически размечает квадраты. Вернувшись на родину, он предложил выпуск сеялок с таким механизмом, и это в общей сложности освободило до 700 тыс. человек, которых можно было использовать для других сельхозработ.
Но, пожалуй, самым главным «рацпредложением» Александра Ежевского после посещения Америки, где он посмотрел работу дилерских центров, было предложение о создании аналога дилерской службы у нас. В интервью «Комсомольской правде» в августе 2016 года он рассказывал: «После возвращения домой я четыре часа докладывал Н. Хрущеву о поездке и предложениях. В итоге в 1961 году на базе ремонтно-технических станций (РТС) с учетом зарубежного опыта была создана самая мощная, самая передовая дилерская служба в мире – «Союзсельхозтехника» (опыт переняли ГДР и Болгария). В ней были использованы принципы работы машинно-тракторных станций (МТС)».
А вот другой случай, говорящий о выдающихся организаторских способностях Ежевского. В том же 1955 году Александр Александрович приехал со специалистами в Новосибирск, привезли зерноуборочный комбайн С-6. (Сталинец-6). Этот комбайн впервые был выпущен в 1947 году на заводе «Ростсельмаш» и стал первым советским послевоенным комбайном. Комбайн предназначался для уборки зерновых колосовых культур. Работало на нем три человека: тракторист, штурвальный и комбайнёр. Для освоения целины нужно было срочно нарастить производство таких машин. В Новосибирске комбайн был разобран на 101 узел, и эти узлы были розданы приглашенным директорам 101 предприятия Сибири, к каждому узлу прилагалась техническая документация и поручение правительства, устанавливавшее трехмесячный срок производства. Ровно через три месяца комбайны С-6, собранные из деталей сибирских заводов, массово пошли на целину! С 1947 по 1958 год их было произведено 161 295.
Половину своего рабочего времени заместитель министра проводил в Москве на совещаниях, выступал с докладами, организовывал работу. В министерстве было 18 прикладных институтов, которые разрабатывали технику, технологии, проектировали предприятия. С ними нужно было находиться в постоянном контакте, отслеживать работу, контролировать.
А вторую половину рабочего времени Ежевский проводил на производстве. Занимался внедрением на заводах новых разработок, работал с конструкторами, технологами, производственниками.
Но были и чисто представительские обязанности. Александр Александрович посещал все международные выставки, которые проходили в СССР, и выступал в роли экскурсовода для членов правительства и Политбюро. В основном выставки посещали Леонид Ильич Брежнев, Алексей Николаевич Косыгин, Николай Викторович Подгорный, Михаил Андреевич Суслов.
Иногда визиты затягивались на три-четыре часа, а Ежевский рассказывал о том, что конкретно представлено в рамках данной экспозиции, отвечал на вопросы. Он вспоминал, что «Наиболее интересные, квалифицированные вопросы задавал Алексей Николаевич Косыгин. Он хотел вникнуть в процесс, знать все детали. Он был широко эрудированным человеком, разбирался в вопросах техники, и его совсем непросто было провести, если бы у кого-то возникла такая идея.
Леонид Ильич Брежнев тоже был очень грамотным человеком, вопросы задавал по существу, умел слушать, интересовался подробностями и деталями. Он был очень внимательным, очень обаятельным человеком, производил приятное впечатление».
С Косыгиным связан один из интересных эпизодов биографии Александра Александровича. Он проработал в должности заместителя министра всего три месяца, как его непосредственный начальник Степан Акопович Акопов, министр автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, вызывает его к себе и сообщает, что Алексей Николаевич Косыгин, в то время министр промышленности продовольственных товаров (бывшее Министерство легкой и пищевой промышленности), хочет, чтобы Ежевский отправился с ним в Узбекистан на сбор хлопка и консультировал его по механизации этого процесса.
Как говорится, от такого предложения нельзя было отказаться, но дело в том, что сибиряк Ежевский никогда не видел, как растет хлопок и был не в курсе, как его собирают и обрабатывают. В самолете в Ташкент Александру Александровичу удавалось уклоняться от разговора на хлопковую тему, но на месте тянуть было невозможно. И Ежевский нашел выход из сложного положения. После ужина, когда делегация отправилась отдыхать, он поехал на «Ташсельмаш», где коллеги рассказали о механизации уборки и обработки хлопка. А потом совершил и вовсе неординарный поступок, о котором неплохо бы знать всем – от министра, директора до аспирантов и студентов. Ночью он со специалистами завода поехал на поле и в темноте при свете фар изучал, как растет хлопок и как его убирают. При этом Александр Ежевский успел переговорить с конструкторами о возникающих проблемах – они подсказали, как изменить устройство шпинделя хлопкоуборочной машины, чтобы решить возникшую техническую проблему.
Утром, не спавший, но в курсе всех проблем, вместе с делегацией он едет в поля, где Алексей Николаевич выясняет у местных руководителей проблемы и способы их решения. Но когда речь зашла о шпинделях и как сделать так, чтобы повреждения хлопковых коробочек при уборке были минимальны, местные растерялись, не знали, что ответить. Зато не растерялся Александр Ежевский и объяснил, что можно улучшить. Косыгин удивился такой осведомленности, пришлось рассказать, как все было. «И дальше он сказал мне фразу, которой я потом руководствовался всю жизнь: «Вот так и дальше чувствуйте ответственность за всё, за что беретесь, так и относитесь к делам, которые решаете. Смотрите вперед», – вспоминал Александр Александрович.
На верхнем этаже
Но опять же, заместителем министра Александр Ежевский проработал недолго, в 1957 году его назначили в Госплан – Государственный плановый комитет при Совете Министров СССР, на должность начальника отдела автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Совместно с основной деятельностью, без отрыва от прямых обязанностей, он был главным редактором журнала «Тракторы и сельхозмашины».
В Госплане Александр Александрович проработал пять лет, а потом было, пожалуй, одно из главных его назначений – на руководство Всесоюзным объединением «Союзсельхозтехника», работе в котором он отдал 18 лет своей жизни.
Ежевский возглавил «Сельхозтехнику» в 1962 году притом, что эта организация была создана всего годом ранее по его же предложению, которое он озвучил Хрущеву после поездки в США в 1955-м. «Сельхозтехника» занималась не только материальным обеспечением села, начиная от гвоздей, минеральных удобрений, заканчивая тракторами и комбайнами, но и ремонтом, техническим обслуживанием техники, монтажом животноводческого оборудования, механизированными и транспортными работами.
«Сельхозтехника» была огромной организацией. Более 8,5 тыс. предприятий и организаций занимались поставкой материально-технических ресурсов. Когда Александр Ежевский возглавил организацию, в ней работало 270 тыс. человек, а когда уходил – 2,5 млн.
«Это была серьезная, значимая, могучая организация. В СССР тогда в шутку говорили, что в мире есть три системы: социалистическая, капиталистическая и «Сельхозтехника». От этой организации зависело не только село, но и многие другие отрасли. Мы снабжали автомобильными запчастями не только сельское хозяйство, но и всю страну, всю промышленность. Все запчасти к автомобилям, тракторам, дорожной технике – всё шло через нас», – вспоминал он.
18 лет на одном месте – это, конечно, много, признавался потом сам себе Александр Александрович. И, вероятно, так же думало и руководство страны. В 1980 году Александр Ежевский получает новое назначение – министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
В министерстве, да и во всем сельском хозяйстве СССР, были большие проблемы. В советские времена был популярен анекдот про сантехника, пришедшего чинить кран, но заявившего, что это не поможет, надо менять всю систему. Но систему никто менять не собирался, до кончины Брежнева оставалось два года, и только через две итерации – Андропова и Черненко, с приходом к власти Горбачева, и то не сразу, что-то стало меняться, но не в лучшую сторону.
А 1980 год запомнился Московской Олимпиадой, смертью Высоцкого, жвачкой и «Пепси-колой». Ну да, народ не умирал от голода. Но экстенсивный путь развития с увеличением посевных площадей, поднятием целины и погоней за Америкой по молоку и мясу, привел к тому, что если в 1970 году импортировалось 2,2 млн т зерна, то в 1975-м – уже 15,9 млн т. К 1980 году закупка зерна выросла до 27,8 млн т, а еще через пять лет составила 44,2 млн т. За 15 лет – двадцатикратный рост! В 1981 году Советский Союз стал крупнейшим импортером мяса – 1 млн тонн в год.
К этому времени Советский Союз уже прочно сидел на нефтяной игле и обменивал нефть на продовольствие. Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин, имевший непосредственные контакты с начальником «Главтюменнефтегаза» В.И. Муравленко, лично обращался к нему примерно с такими просьбами: “С хлебушком плохо – дай 3 млн тонн сверх плана”. И нехватку хлеба решали, добывая 3 млн т нефти сверх и так крайне напряженного плана.
Но в декабре 1979-го случился Афганистан, США убедили персидские монархии обвалить цены на нефть, и денег на еду у СССР стало не хватать. Принятая в 1982 году «Продовольственная программа», предусматривающая переход к интенсивному ведению хозяйства, на новой технике, с новыми удобрениями с новыми агротехническими приемами, на первых порах даже начала приносить свои плоды, и объемы собственной сельхозпродукции СССР начали расти. Но тут стали умирать один за другим генеральные секретари и стало как-то не до сельского хозяйства.
Мог ли новый министр, пусть и имевший репутацию антикризисного менеджера, что-либо изменить в системе, когда от него зависело только техническое вооружение сельского хозяйства? Ответ на этот вопрос знают жившие в 80-90-е годы… Но Александр Ежевский делал все, что было в его силах.
Поскольку речь вновь зашла о Косыгине, теперь уже занимавшем должность премьера, любопытно одно свидетельство. Первый заместитель министра геологии СССР Борис Матвеевич Зубарев: «Помню, как на заседании, которое проводил Косыгин – Саша тогда был министром, а я заместителем министра геологии – Саша докладывает, а Косыгин говорит: “Надо было сделать так-то и так-то”, Саша не согласился и открыто возражал ему, без боязни. Я учился у него этому».
Друг Александра Ежевского, директор ГОСНИТИ (Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Россельхозакадемии) Вячеслав Черноиванов (экс-министр сельского хозяйства и продовольствия СССР) в книге «Александр Александрович Ежевский. К 95-летию со дня рождения» вспоминал: «Мне врезался в память дорожный указатель на одной из дорог в районе г. Нижний Новгород (тогда г. Горький): налево – Москва, направо – «Сельхозтехника». Вот так. Ни больше, ни меньше! Такая это была могучая организация. Вот такой ее задумал и создал Ежевский».
По словам Черноиванова, «развитие производственной базы «Сельхозтехники» позволило к 1980 году практически полностью удовлетворить потребности колхозов и совхозов в техобслуживании и ремонте энергонасыщенных тракторов и комбайнов. Коэффициент технической готовности машин к важнейшим периодам работ был доведен до 0,94». Уровень товарооборота в 1961 году составил 4,93 млрд рублей, а в 1989-м – 49,8 млрд. В 1984 году в этой системе обслуживалось 26,4 тыс. колхозов, 20,8 тыс. совхозов. «Сельхозтехника» взаимодействовала с 46 тыс. ремонтных мастерских хозяйств. «Сельхозтехника» доставляла товары от заводов-изготовителей до потребителей своим транспортом. Наценка за все услуги по доставке, оплате всех транспортных расходов, предпродажному сервису и обучению кадров составляла лишь 12,6 процента».
Могилы Александра Ежевского и его супруги на Новодевичьем кладбище
Виктор Бронштейн, почетный гражданин города Иркутска, специально для «Байкальских вестей»
Окончание следует.