Иркутск
23 ноября 20:07 «Наша Сибскана»

Вакцинация в Иркутской области: естественный отбор никто не отменял

08:30, 27 сен 2019

Экспертный клуб «Иркутск» 25 сентября посвятил очередное заседание проблемам медицины. Главная тема «Вакцинация в Иркутской области – состояние и перспективы» достаточно быстро расширилась до состояния здравоохранения в целом.

Нет прививок? В тюрьму!

Ведущий клуба Алексей Петров напомнил о двух фактах нашей повседневной жизни: с одной стороны, для получения прививки ребенком родители должны дать на это согласие, а с другой – специалисты минздрава ставят отказ от прививок на первое место по значимости среди угроз здоровью населения. Большинство из тех, кто отказался от прививок сам или за своих детей, ссылаются на побочные эффекты. Тем не менее тот факт, что после двух волн наводнения в Иркутской области не было ни одного случая заболевания серьезными инфекционными заболеваниями, говорит о надежном контроле медиков за положением дел.

Главный внештатный эпидемиолог минздрава Иркутской области Ирина Лисянская напомнила участникам встречи, что иммунизация населения проводится по графику, суммы на эту процедуру увеличиваются: три года назад на это выделяли 31 млн рублей, в 2018 году – 150 млн, в 2019 году – уже более 165 млн, закупки некоторых препаратов продолжатся до конца года.

– Это позволило расширить списки прививаемых: призывников, например, прививают против оспы, менингококка, клещевого энцефалита и так далее. У нас много лет нет полиомиелита, резко сократился гепатит Б – до единичных случаев. Тем не менее во всем мире поднимают голову детские болезни, краснуха к примеру, – отметила Ирина Лисянская.

Участники дискуссии отметили, что против отказников в нашей стране нет никаких серьезных средств. Обсуждается закон федерального уровня, в который, по мнению иркутских медиков, следовало бы включить ограничения на посещение детских садов и школ для непривитых детей. Сейчас родители-отказники без труда могут вернуть своего ребенка в учебное заведение, подав жалобу в министерство образования, прокуратуру или суд.

Основатель клуба «Сибирское здоровье» Андрей Дудко высказал предложение: не возлагать ответственность за вакцинопрофилактику только на врачей – это дело и системы здравоохранения, и системы образования, и самих родителей.

Заведующая школьно-дошкольным отделом детской поликлиники № 2 Ирина Кутузова представляет как раз то звено, которое работает непосредственно с пациентами. По ее мнению, врачу не хватает 10 минут, которые отводятся на одного пациента, медик не успевает убедить родителей в необходимости вакцинации. Поэтому ответственность должно взять на себя государство, как во Франции, где после вспышки одной из болезней за отказ от вакцинации ввели систему наказаний – штраф, тюремное заключение до полугода и в конце – лишение родительских прав. Жизнь в загородном доме (то есть как бы в изоляции от носителей инфекций), повышение иммунитета народными средствами и любые другие народные средства не спасут.

Ссылки на негативные последствия прививок давно опровергнуты профессиональными исследованиями: началось все с того, что один специалист в Европе подделал результаты, чтобы опорочить чужие вакцины и продвинуть на рынке собственные.

Доктор медицинских наук Алла Петрова привела результаты обследования врачей и родителей в Иркутской области, охватившего 350 врачей и 1570 обычных жителей. Выяснилось, что 2 процента (30 семей) отказываются от прививок, хотя не имеют объективных противопоказаний. От остальных респондентов отказников отличали либо очень низкое образование и низкий уровень доходов, либо, наоборот, очень высокие доходы. В первом случае люди доверяли чужому мнению и игнорировали врачей, во втором – брали всю ответственность за сохранение здоровья семьи на себя и не следовали рекомендациям национального календаря вакцинации.

Из представителей врачебного сообщества большинство выступили за уголовное наказание за отказ от вакцинации, 24 процента – за запрет на посещение школ и детских садов, 9 процентов – за денежный штраф. Из пациентов 68 процентов заявили, что им достаточно имеющихся знаний о прививках, а вот среди врачей всех специальностей 40 процентов – будучи профессионалами с высшим образованием и опытом работы – считали свои знания неполными и предлагали различные способы повышения квалификации.

– Два процента отказов – это очень мало, но очевидно, что в других территориях доля отказов может быть гораздо больше. Среди врачей разных возрастов лучше всего необходимость вакцинации объясняют врачи от 25 до 40 лет, старше – там авторитарное суждение «я педиатр, я решаю». Это не лучший стиль, – признала Алла Петрова.

И не говорите, что вас не предупреждали

Врач-гинеколог Ирина Ежова работает с аудиторией, где отказников особенно много, – будущие мамы и роженицы особенно трепетно относятся к прививкам. А ведь одни только прививки от кори спасли более 100 млн человек в первые же годы, каждый из которых оставил потомство. Прививки – это вопрос государственной безопасности, и государство должно защитить своих будущих граждан, потому что женщина, заболевшая в 20–25 лет только потому, что когда-то ее родители отказались от прививок, ни в чем не виновата. Именно государство защищает народ от опасности в виде вспышек заболеваний, спасая живущее и будущие поколения от самых разны болезней, вплоть до некоторых видов рака.

– Обязательная вакцинация должна быть введена законом. Люди, отказывающиеся от прививок, должны нести ответственность, – подчеркнула Ирина Ежова.

Отказ от прививок привел к тому, что врачи в Иркутской области в последние годы столкнулись со столбняком – впервые за 30 лет. Значительно помолодели виды рака, связанные с последствиями гепатита, развивается «необъявленная эпидемия» коклюша – болеют и взрослые, и дети. Во многих странах мира развивается эпидемия кори, есть даже смертельные случаи. Все это – прямое следствие прекращения вакцинации, причем первыми страдают и умирают дети. Всемирная организация здравоохранения ставит доступ к прививкам в один ряд с такими факторами сохранения жизни детей, как доступ к чистой воде, качественному питанию и благоприятной окружающей среде.

Врачей особенно возмущает тот факт, что ни один родитель, чей ребенок заболел или умер от инфекции, которую можно было предотвратить, никогда не признается, что его предупреждали о рисках такого поведения. Специалисты считают необходимым ввести некую систему фиксации и подтверждения отказов от прививок, которые в любом спорном случае можно будет поднять и предъявить. В Европе человек не получит медицинскую страховку и даже работу, если не будет иметь определенные прививки.

– Люди сами несут ответственность за свое здоровье. Если вы едете в Африку или Азию, вы знаете, что нужно сделать прививки или в вашем теле заведутся черви. То же самое должно быть у нас: ваше здоровье – это ваше дело, но общество может защищаться от опасных людей. А непривитый человек опасен, – подчеркнул Андрей Дудко. – Сейчас все наоборот: мать задавила ребенка во сне – виноват педиатр. Если все собрать, за что отвечает педиатр, бумаги не хватит все описать. От этой безысходности врачи и уходят. Скоро врачей вообще не будет. Надо уже думать, кто еще за это отвечает. Государство? Минздрав области?

Главный внештатный специалист минздрава Прибайкалья Владимир Хабудаев предлагает вести более широкую агитацию и если потребуется – показывать людей, погибающих от инфекционных болезней. Потому что шарлатанов на «Первом канале» видят миллионы, а смерть наслушавшихся этих шарлатанов людей – только врачи, которые не успевают даже донести пациента до отделения реанимации.

– Как мы были против «автогражданки», а теперь привыкли, оформляем и платим. То же самое с вакцинацией. Если мой ребенок привит, а твой нет, то заболеют оба, только мой легче перенесет. Но сидеть на больничном будем оба. Во всем этом огромный экономический ущерб! От всего этого можно было защитить, и за все это кто-то должен отвечать, – считает Владимир Хабудаев. – Вообще нашего российского гражданина нужно держать в ежовых рукавицах.

На реплику из зала «и хорошо бы еще инфекционную больницу построить» практически все врачи хором ответили, что это проблему не решает. А вот каждый отказ от прививки должна рассматривать специальная иммунологическая комиссия. Статистика работы этой комиссии, подведенная в одной из городских больниц, показала, что с 7 до 23 процентов выросли отказы для детей первого года жизни. Педиатры, конечно, должны доносить до родителей информацию, и никто из присутствующих работников поликлиник не считает свое учреждение идеальным. Но за сложную обстановку должны отвечать и другие структуры. Застройщики, например, плодят один жилой район за другим, а строительство поликлиник никого не волнует.

Стандарт в 10 минут на пациента – это еще очень хорошо, но за такое время врач не успевает ничего донести до строптивой матери. Некоторые из таких умудряются писать отказы на восьми листах, считают себя подготовленными. Никто почему-то не спорит с сантехником, который чинит прохудившуюся трубу, но с врачами готов подискутировать каждый.

Каждая мама знает, что ей положено 33 вида льгот, и ни одну из них нельзя ограничить из-за отказа от прививок. А следовало бы сделать так, чтобы гражданин отвечал за свое здоровье хотя бы отчасти – это вопрос общественной и государственной безопасности. Есть пропаганда отказа от пьянства или курения, но ни на одной общественной площадке в Иркутской области в последние годы никто не поднимал вопрос вакцинопрофилактики. Из-за этого мало кто знает, что существуют прививки, которые позволяют в одном уколе получить защиту от пяти-шести заболеваний.

Заместитель главного врача поликлиники № 3 Евгения Рехова работает со взрослыми пациентами. И с горечью признает, что если в отношении детей необходимость прививок еще можно доказать, то в отношении взрослых и пожилых людей медицина бессильна. Есть случаи, когда врачей просто не пускают на предприятия, чтобы рассказать о пользе прививок сотрудникам. Единственная категория жителей области, которых прививают в приказном порядке,– это врачи, непривитыми остается не более 5 процентов и то по медицинским отводам. Впрочем, никакого принуждения уже нет: врачи прекрасно знают, что любая прививка защищает.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика