«Непрофессионально и неправильно». Общественники призвали Заксобрание отказаться от «кадровой реформы» в здравоохранении
Общественный совет при министерстве здравоохранения Прибайкалья провел 4 июля очередное заседание, посвященное единственному вопросу: изменениям в закон от 5 марта 2010 года № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области». На июньской сессии Законодательного собрания региона депутаты — по инициативе профильного комитета под руководством Андрея Лабыгина — в первом чтении отменили пункт 13 статьи 7 этого закона и возложили на минздрав все обязанности по созданию условий для привлечения врачей в муниципальные образования. Ни один участник заседания, а к нему по системе видеоконференции подключились несколько муниципалитетов, не поддержал решение Законодательного собрания.
С какой стороны считать
Законопроект был принят сессией, несмотря на отрицательное заключение губернатора, позицию минздрава и минфина, коллективное письмо более чем 30 главных врачей, выступление уже на заседании Заксобрания 28 июня уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина.
Специалисты отрасли и знающий проблемы Прибайкалья как никто другой Лукин выступили против перемен по нескольким причинам. Первая: если закон принять в окончательном виде, областному бюджету придется где-то изыскать 19 млрд рублей. Вторая: муниципальные образования, большинство из которых живут на дотации, вообще ручки свесят и перестанут думать об улучшении условий труда и быта врачей — а зачем, это же обязанность правительства? Третья: законопроект потребует разработки большого количества подзаконных актов — на что необходимо время, а пока оно будет идти, муниципальные образования новых врачей не получат.
Между прочим, 2016 год (первый, отработанный правительством Левченко от начала и до конца) стал и первым, когда в Иркутской области численность врачей в муниципалитетах не сократилась, а выросла. Да, всего на 77 человек, но и это позволило возобновить работу Усольского родильного дома, открыть круглосуточный стационар в поселке Верхнемарково, закрыть психиатрическую лечебницу в Александровском централе и распределить всех пациентов по новым больницам, пополнить врачами Братскую городскую детскую больницу. Все это произошло в рамках совместной работы правительства и муниципальных образований, каждое из которых искало и находило возможности для привлечения кадров. Теперь система может быть сломана — скажем «спасибо» Лабыгину, Лобкову и иже с ними.
Председатель Общественного совета при министерстве здравоохранения Игорь Журавлев первым предложил слово депутату ЗС Артему Лобкову, представлявшему одновременно и комитет по здравоохранению, и Усть-Илимский район как территорию, особенно сильно страдающую от нехватки врачей. Для начала депутат попытался отбиться от обвинений в поспешности принятия закона: по его версии, инициатива была внесена на обсуждение комитета в марте 2017 года, разослан «заинтересованным структурам» и даже обсужден на Общественном совете в апреле. Игорь Журавлев вынужден был поправить депутата: в апреле совет обсуждал судьбу медицинских колледжей, но Артема Лобкова эта ошибка не смутила, и он продолжал активную оборону.
— Наш комитет все проблемные вопросы решает на рабочих встречах, но со стороны минздрава такого желания не было, и все почему-то решается сейчас через средства массовой информации, — заявил Артем Лобков. — Выезжая в территории мы, депутаты, видим, что обеспеченность муниципалитетов врачами составляет всего 56 процентов. У нас в области всего четыре недотационных города, все остальные средств не имеют. Даже промышленный город Братск выделяет в 2017 году на эту статью 14 млн, а мой округ — Усть-Илимск — от 200 тысяч и меньше. Правительство подсчитало, что на новый закон потребуется 19 млрд рублей. Если это поделить на 42 муниципалитета, получится более 400 млн — как сложилась такая сумма? Министерство здравоохранения, как учредитель всех больниц в области, должно стать стратегом и решать вопросы закрепления специалистов. Конкретный пример: прошлый год, Братск предлагает минздраву принять участие в софинансировании строительства жилья. Минздрав отвечает, что не имеет полномочий — проект не реализован. Наши изменения в закон позволят такие проекты реализовывать. Финансовое обеспечение можно обсуждать, но это точно не 19 млрд.
«А вы вообще кто?»
По логике событий первым должен был ответить министр здравоохранения области Олег Ярошенко, но самое большое желание выступить обнаружилось у другого человека — микрофон получила Татьяна Семейкина, работающая многие годы в здравоохранении, бывший депутат Законодательного собрания первого созыва и экс-депутат думы Иркутска. По мнению Татьяны Семейкиной, которая принимала активное участие в подготовке только что измененного закона 4-ОЗ, нынешний состав комитета по здравоохранению неправильно подошел к вопросу: в первую очередь нужно было смотреть не на общие цифры, а на обеспеченность специалистами по отдельным направлениям. Более того, никто из членов комитета за исключением Владимира Новожилова не имеет отношения к медицине и понимает ситуацию лишь в общих чертах.
— Я бы хотела вас предостеречь от дальнейшего принятия этого закона. Хорошо, что пока есть средства в областном бюджете. Но почему нужно все менять, а не принять программу поддержки муниципальных образований? Мы принимали программу «Земский доктор», получали средства из федерального бюджета, из областного, из муниципальных. Пожалуйста, разработайте еще одну программу, работайте. Я занимаюсь комплексной реабилитацией больных с 1999 года. Передать все в область — это значит лишить глав муниципалитетов всех полномочий и всех обязанностей, а они и так уже одной коммуналкой занимаются. Ваши предложения — это непрофессионально и неправильно. Я читала СМИ: вы там на комитетах сидите по 11 часов — это ничего не дает. Мы проводили по 20 рабочих групп, прежде чем вынести законопроект на комитет, а сидеть так долго не нужно. У меня сердце кровью обливается, когда я вижу, как вы все ломаете, — эмоционально заявила Татьяна Семейкина.
Артем Лобков согласился с той частью, где говорилось об отсутствии у него опыта медицинской работы, — зато он имеет опыт разработки муниципальных программ. Ими могут пользоваться не все, а лишь те главврачи, которые имеют больше опыта и лучше умеют работать. Поэтому минздрав должен взять на себя роль стратегического руководителя и, видимо, раздать каждой больнице поровну. Депутаты приняли лишь рамочный закон и до сентябрьской сессии могут просчитать необходимые расходы — пока Артем Лобков оценил их как «менее 600 млн рублей».
— Давайте обсудим цифры. Мы получили поддержку Ассоциации муниципальных образований, нас поддержали дума и администрация Братска, я могу процитировать их письмо — они готовы продолжить работу, не отказываются. Мы сможем с двух сторон вести эту работу, — обнадежил депутат.
— Вы хотите передать все минздраву и за счет областного бюджета довести обеспеченность кадрами до 100 процентов? Да, минздрав стратегически определяет. Но есть разные уровни помощи: где-то привезут и окажут первую помощь, где-то сделают операцию, где-то высокотехнологичную помощь. Вы даже этого не можете и не знаете! Я понимаю вас — у вас через год выборы; я понимаю, почему вас поддержал Вадим Семенов — мэрам лишь бы сбросить с себя ответственность. А вы в комитете посоветуйтесь сначала. У нас есть много других проблем в здравоохранении, их нужно решать, нужно помогать минздраву! — призвала парламентария Татьяна Семейкина.
Мнения совпали
Министр Олег Ярошенко напомнил участникам совета события 2013–2014 годов, когда здравоохранение передали с муниципального уровня на областной и при этом не было никаких потерь ни в развитии, ни в кадрах.
— Мы смогли не уронить тогда эту «эстафетную палочку», а сегодня комитет по здравоохранению делает все возможное, чтобы торпедировать систему. Новый состав комитета с 2013 года рассмотрел 150 вопросов на заседаниях, но ни разу не анализировал исполнение пункта 13 статьи 7 закона 4-ОЗ. Вы тут говорили про перенос дискуссии в СМИ — так и будем делать! А вы чуть где какая-то вспышка, где-то какие-то проблемы — «Идите к нам на комитет», раздували все это. Если какая-то искра напряжения — вы все раздули. Вы говорили про отсутствие заключения минздрава на ваш проект — вы получили это отрицательное заключение в установленный законом срок. А вы получили письмо от 30 главврачей, которые работают не в тепличных условиях, а в окопах сидят — и даже не ответили в установленном порядке! — обрушился министр на депутата.
Артем Лобков пытался возражать, заявляя, что, кроме программы «Земский доктор», у правительства нет других инструментов, а мэры не могут работать и обеспечивать кадрами больницы на своей территории без ресурсов правительства. В этом мнении он оказался одинок: против такого подхода выступили депутаты ЗС Сергей Бренюк, Андрей Левченко и Роман Габов. Депутаты напомнили коллеге Лобкову ключевой принцип работы ЗС: если у какого-то уровня власти не хватает денег — надо снять с него полномочия и переложить на тот уровень, у которого они есть. Как правило, в последнее время происходит перекладывание с муниципалитетов на областное правительство. Почему бы в таком случае не переложить с области на федеральное правительство?
— Боюсь, правда, что попытка Государственной думы переложить полномочия на ООН успешной не будет, они это на себя не возьмут, — отметил Сергей Бренюк. — Жители муниципалитетов не хотят идти за решением своих вопросов в областной центр, они хотят все решать на месте. А отвечать за создание условий для врачей должны все — от федерального правительства до муниципалитетов.
Главный врач перинатального центра из Ангарска Наталья Бреус отметила несоответствие принятого закона Конституции и федеральным законам, поскольку минздрав обязан создавать материально-техническую базу и гарантировать конституционные права граждан на медпомощь.
— У минздрава даже в структуре подразделений нет, чтобы вашу задачу решать! — обратилась Наталья Бреус к Артему Лобкову.
Главный врач Областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко заявила, что муниципальная и областная власть должны работать как «мамочка и папочка»: минздрав обеспечивает лечебные учреждения кадрами, а муниципалитет «помогает во всем» — тогда врачи в больницы потянутся сами.
Итоговая резолюция заседания Общественного совета включала в себя предложение депутатам ЗС отклонить законопроект в предложенной редакции «как не отвечающий положениям основных федеральных законов в сфере здравоохранения», поскольку является неисполнимым. Органам власти Иркутской области совет рекомендовал провести ревизию программ развития здравоохранения и при необходимости внести изменения. Кроме того, закономерно возникает вопрос: почему сложилась странная ситуация, когда Андрей Лабыгин, Артем Лобков, Алексей Козюра, то есть люди, не имеющие отношения к здравоохранению, ничтоже сумняшеся принимают сомнительные решения в столь жизненно важной сфере?