Учебную банковскую карту создали в Прибайкалье для профилактики телефонных мошенничеств
Главное управление МВД России по Иркутской области вместе с представительствами федеральных банков запустили в оборот учебную банковскую карту – полиграфическую продукцию в виде дебетовой карты с памяткой, как вести себя, если вам звонят телефонные мошенники. Как отметил начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Герман Струглин, эта инициатива очень актуальна, так как каждое пятое совершаемое в регионе преступление – телефонное мошенничество.
На первом этапе изготовили 2 тысячи экземпляров карты. Сейчас полицейские раздают их иркутянам на улице. Кроме того, с информационным материалом можно ознакомиться в офисах банков – участников акции – «Промсвязьбанка» и «Открытия».
В 2020 году в Приангарье зарегистрировано свыше 8,5 тысячи таких преступлений. Ущерб, причиненный пострадавшим в 2020 году, составил сумму в 490 млн рублей. Наиболее типичные схемы работы мошенников: продажа или покупка товаров на интернет-сайтах и в соцсетях – 46,6 процента, обман под видом сотрудников банка – 36,5 процента, «родственник в беде» – 7,3 процента. Речь идет не только об Иркутской области, телефонные мошенничества – общероссийская тенденция.
– На уловки мошенников может попасться каждый. Сейчас уже нет четкого портрета жертвы. За последнее время потерпевшими становились люди от 12 до 92 лет, среди которых были даже сотрудники правоохранительных органов и банковского сектора. Есть случаи, когда человек становился жертвой мошенников несколько раз.
Заместитель управляющего по розничному бизнесу банка «Открытие» в Иркутской области Дмитрий Степаняк отметил, что преступления стали более технологичными, если еще в 2000-х мошенники устанавливали специальные устройства для считывания магнитных лент и пин-кодов на банкоматы и делали дубликат карты, то сейчас такие устаревшие технологии больше не нужны.
– Лет 20 назад представить такие преступления было сложно, но сейчас, когда люди имеют возможность распоряжаться своими средствами без посещения банка или банкомата, они становятся все более частыми, – отметил Дмитрий Степаняк.
Старший преподаватель кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии ИГУ Иван Глебец отметил, что телефонные мошенники используют базовые потребности человека – физиологические потребности и потребность в безопасности.
– Физиология тесно связана с финансами – купить что-то дешевле, сэкономить, получить пассивный доход. На потребности в безопасности мошенники играют, когда говорят, что карта взломана или ваш родственник в беде. При разговоре мошенник начинает нагружать вас информацией, апеллируют различными должностями. Более подготовленные мошенники владеют подробной информацией о жертвах. Большой пласт мошенников обладает знаниями в психологии. Также у людей есть ошибочная установка – каждый из нас считает, что его нельзя обмануть. Это тоже снижает бдительность и подозрительность. Обмануть можно абсолютно любого, – рассказал Иван Глебец.
Еще один важный фактор, который используют мошенники, время. Они действуют быстро – предлагают купить товар со скидкой немедленно, пугают взломом счета. Самое оптимальное решение – взять паузу, прервать разговор и подумать.
Заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Антон Десненко отметил, что не существует единой схемы совершения мошенничеств. Аферисты постоянно придумывают новые способы обмана.
– Дистанционные мошенничества носят межрегиональный характер. Значительная удаленность преступников от потерпевших и отсутствие физического контакта сильно усложняют расследование преступлений. Мы постоянно проводим совместные оперативно-разыскные мероприятия с коллегами из других регионов. В 2020 году после нескольких командировок было установлено три человека, причастных к девяти преступлениям, – рассказал Антон Десненко.
Всего в 2020 году полиция установила более 1,3 тысячи мошенников и раскрыла свыше 1,5 тысячи преступлений. Это всего 20 процентов от общей массы киберпреступлений.
– Очень часто когда полиция задерживает преступника, то за ним идет шлейф из десятков и даже сотни преступлений, которые он совершал в разных субъектах. Были случаи, когда правоохранители из других регионов задерживали преступников в Иркутской области, этапировали к себе, а затем расследовали уголовные дела в других регионах. Возврат средств жертвам аферистов возможен, но пока эти суммы несопоставимы с ущербом, – рассказал Герман Струглин.
Как рассказал Антон Десненко, эпоха аферистов-одиночек почти прошла.Сейчас действуют организованные преступные группы, где только 10–15 участников прозванивают жертв, другие занимаются организацией работы или обналичиванием украденных денег. Персональные данные людей, которые каждый из нас раздает в обмен на любую пятипроцентную скидку, мошенники покупают на черном рынке в интернете.
Региональный директор операционного офиса Промсвязьбанка Александр Логунов отмечает, что повышение уровня финансовой грамотности населения требует комплексного подхода со стороны государственных структур и банков. Промсвязьбанк выдает своим клиентам памятки о безопасности. Задача учебной банковской карты – донести до людей, какую информацию о карте можно сообщать, а какую нельзя.
– Самое главное – как можно быстрее прекратить разговор и перезвонить в банк. Все обращения фиксируются. При необходимости карта будет заблокирована. Также лучше завести дополнительную карту для дистанционных покупок или продаж, – посоветовал Александр Логунов.
Как отмечают в полиции, отказ от участия в диалоге с лицами, называющими себя специалистами службы безопасности банка, делает хищение невозможным. Кроме того, сотрудники ОВД рекомендуют исключить внесение предоплаты и передачу любых данных о себе за исключением номера карты и телефона, к которому она привязана.