Научный флот Байкала получил новый флагман
Научный флот Байкала пополнился новым судном — 6 ноября в Иркутске у пристани в микрорайоне Солнечном Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды приняло в эксплуатацию научно-исследовательское судно «Профессор Вознесенский».
Судно названо в честь геофизика, климатолога и картографа Аркадия Викторовича Вознесенского (1864–1936), считающегося основателем гидрометеорологических исследований на Байкале. На протяжении 22 лет он работал директором Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, основал множество метеостанций на территории от Енисея до Сахалина. Одним из первых составил научное описание климата, сейсмической обстановки и гидрологии Байкала. Помимо множества наград и медалей Русского географического общества имел звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
Аркадий Вознесенский. Фото: Иркипедия
Пока на судне нет никакой научной «начинки» — только двигатель и навигационное оборудование, однако команда из восьми человек может принять на борт 10 пассажиров и до 310 тонн груза. Поскольку судно строилось с учетом условий эксплуатации, оно может работать даже во льдах толщиной до 20 см, заходить во впадающие в Байкал реки (осадка составляет 1,48 м) и совершать автономные плавания до 10 суток при максимальной скорости до 22 км/ч. За время одного автономного плавания «Профессор Вознесенский» может обойти весь Байкал по периметру — длина береговой линии озера превышает 2,1 тыс. км. Длина судна составляет 40 м, ширина — 7,2 м, по расчетам проектировщиков и заказчиков, при таких параметрах «Профессор Вознесенский» сможет заходить в дельту Селенги и исполнит свое главное предназначение — комплексный мониторинг экологической обстановки на Байкале. В частности, ученые смогут брать пробы воды с глубин от 0,5 до 1380 м, и исследовать пробы сразу на борту. Вторая по значимости задача — материальное снабжение всем необходимым научных станций, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях возле озера.
Схема судна с сайта«Судостроение.инфо»
По информации сотрудников Росгидромета, на постройку судна ушло четыре года. Проект разработало «Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота», строительством в Иркутске занималось ООО «Гидротехник». Работы выполнены в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». В 2019 году «Профессор Вознесенский» должен выйти в первый исследовательский рейс — с его борта ученые будут изучать донные отложения, заниматься отбором гидрохимических и гидрологических проб по всему озеру. Особое внимание будет уделено северным районам, а также Селенге (на берегу которой работает целлюлозный комбинат) и району Байкальска, где до сих пор ощущаются последствия работы БЦБК.
Уже есть заявки на участие в таких экспедициях от различных российских и международных исследовательских групп, которые заинтересованы в изучении Байкала. Несмотря на то, что у Росгидромета на Байкале есть еще одно судно, «Профессор Вознесенский» по своим параметрам может считаться флагманом научного флота на озере — остальные суда уступают ему как по мореходным качествам, так и по уровню оснащения.