Школы в одну смену: норма или показуха?
Установка федерального правительства на переход всех школ к 2025 году на обучение в одну смену можно только приветствовать, хотя реальность решения такой задачи в столь сжатые сроки вызывает сомнения. Еще сомнительнее – впрочем, так издавна повелось в нашей стране – чиновничий раж по этому вопросу. Его логика известна: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно», «Главное – отчитаться, а там хоть трава не расти».
Разумеется, чем выше процент школ в том или ином регионе, городе, районе, перешедших на «односменку», тем лучше выглядит отчетность снизу вверх. И тут, как всегда, возникает простор для бюрократических импровизаций. Так, по заявленной теме существуют два варианта решений. Первый: построить достаточное количество школ, чтобы «двух»-, а тем более «трехсменка» рассосались сами собой. Казалось бы, этот вариант является единственным. Но не торопитесь: отчетно-бумажное творчество не знает границ. Отсюда второй вариант: искусственно создавать «школы-односменки», своего рода «маяки», «образцы», «витрины» среднего образования, тем самым поднимая желаемый процент и улучшая отчетность. Увы, второй вариант существует не только в теории, а на самой что ни на есть практике.
Особенно актуальна тема одной и двух смен применительно к новым, с иголочки, школам. Так и хочется, чтобы там все было на высшем уровне. А он, спору нет, возможен только при обучении в одну смену. Тогда остается много времени и места под занятия в рамках дополнительного образования, для общественных мероприятий.
Фото Татьяны Глюк. Школу № 19 – один из крупнейших образовательных объектов, построенных в Иркутске за последние годы, торжественно откроют 1 сентября 2018 года
И опять возникают эти самые два варианта. Кстати, именно поэтому однозначного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, не существует. Каким будет выбор, зависит от объективной ситуации и от позиции должностных лиц в органах власти и общеобразовательных учреждениях.
О ситуации. Как правило, если новая, большая, современная школа строится в сельской местности, то проблема отпадает сама собой – имеющихся помещений хватает для обучения в одну смену всех желающих и проживающих в данном населенном пункте и даже в ближайших к нему.
Иное дело, если школа открывается в густонаселенном районе большого города, да еще и при остром дефиците школьных мест. Яркий, хотя далеко не единственный пример – школа № 19 в иркутском Академгородке, которая откроет двери менее чем через два месяца, 1 сентября, на месте прежнего, аварийного здания. Ранее здесь обучались 1200 ребят в две смены. Новый комплекс зданий куда вместительнее и рассчитан на обучение 1125 школьников в одну смену. Соответственно, более чем двух тысяч в две смены. И вот тут начались разночтения.
Автор намеренно не упоминает фамилий и должностей, так как считает, что главное тут не упрек в чей-то адрес, а оптимальное, справедливое решение проблемы. Тем более что мнение того или иного руководителя может измениться и, кроме того, среди самих руководителей разных уровней нет единой точки зрения. Поэтому вернемся к существу вопроса.
Уже к своему закрытию в конце 2015 года школа № 19 была, по существу, переполнена. А за время строительства нового здания потребность в школьных местах дополнительно увеличилась в связи с появлением буквально рядом жилого комплекса «Сигма». Кстати, в этой части Свердловского округа вообще большая «напряженка»: чтобы разгрузить «двухсменки», необходимо построить школы, как минимум, в микрорайонах Радужном, Союз и в районе улицы Помяловского. Да и еще одна школа в Академгородке (наряду с 19-й и тоже переполненной 24-й) не помешает.
Тем не менее раздались голоса, что в школе № 19 хорошо бы сразу учиться в одну смену. Правда, в ответ прозвучала информация, что потребность на ближайшей территории, то есть, согласно закону, в шаговой доступности, составляет сейчас почти 1700 мест, то есть в полтора раза больше «односменной вместимости». Одних только первых классов в 19-ю набрано уже восемь!
Альтернативы, казалось бы, нет. Хорошо еще, что хотя бы вторая смена займет не все помещения и пространство для дополнительных мероприятий все же останется. Однако разговоры, что, мол, «желательно все-таки в одну», продолжаются. Что ж, представим, как это будет выглядеть.
А вот как. По формально абсолютно непонятным причинам более чем полутысяче школьников будет отказано в обучении в школе, рядом с которой они проживают. При этом критерии отбора тоже совершенно непонятны. Разве что «повезло – не повезло».
Далее. Эти самые «отверженные» будут продолжать ездить за тридевять земель, в школы Первомайского и Университетского. А там и без них обучение в две смены. Значит, теснота станет еще больше. Ладно, когда это вынужденная мера, как сейчас, в период строительства нового здания школы № 19. Но в ситуации, когда новая, огромная школа будет учиться в одну смену, «не удостоенные» будут переполнять другие, отдаленные школы, не только формируя там вторые смены «по полной программе», но и создавая так называемый подсменок (завуалированно-стыдливую третью – то есть совсем уж недопустимую – смену)?
Вот такой вариант и называется показухой. Мол, в Иркутске сдали шикарную школу, и она, согласно предписаниям федерального правительства, уже сейчас работает в одну смену. А что там да как «на заднем дворе» – это уже не для парадной отчетности.
Хочется верить, разум и компетентность восторжествуют. И это как раз тот случай, когда автор будет рад, что ошибся в своих опасениях.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»