Иркутск
27 ноября 3:38 Общество

Про иркутских блогеров в TikTok, монетизацию, маркетинговые стратегии и интернет-зависимость

12:00, 30 ноя 2020

Международный сервис для создания и просмотра коротких видео TikTok был запущен в Китае летом 2018 года. За короткий срок международная версия этого приложения сумела набрать популярность в других странах, став, по оценкам digital-агентств, одним из наиболее быстрорастущих и скачиваемых приложений. Согласно официальной статистике TikTok, в России активная аудитория сервиса в январе 2020 года составила 18 млн. Совокупная мировая аудитория превышает 800 млн пользователей.

Однако родители по всему миру выражают беспокойство: TikTok затягивает подростков, отвлекает от учебы и других важных дел, а крупнейшие компании используют школьников для продвижения своих товаров. О том, насколько обоснованы опасения родителей, корреспондент нашего агентства побеседовала с популярным иркутским тиктокером Артемием Бронниковым, пиар-специалистом Глебом Русиным и детским психологом Светланой Хановой.

Про тик-токеров, поклонниц и монетизацию

21-летний уроженец Шелехова Артемий Бронников учится на журналиста в Иркутском государственном университете. Он говорит: снимать развлекательные видео начал еще в 2017 году, когда Instagram был на пике популярности. А затем перешел в TikTok. И теперь его смотрят 2 200 000 подписчиков.

Артемий говорит: TikTok – душевная и комфортная площадка для видеоблогерства.

Банальный вопрос. С чего и как ты начал?

С детства у меня было большое желание творить и выдумывать. Со временем я понял, что интернет-площадки позволяют размещать свое творчество без посредников, и это круто. Я выбрал удачный момент для съемок контента в Instagram – летом 2017 года. Школу я уже окончил, а в университет еще не поступил. Поэтому некому было наутро после публикации очередного ролика показывать на меня пальцем и высмеивать. Конечно, спустя время однокурсники на журфаке об этом узнали, но я уже получил опыт съемок, свою аудиторию и был уверен в себе. А в 2019 году я пришел в TikTok и стал постить там контент.

– Ты уже считаешь себя популярным?

– Когда снимаешь тик-токи регулярно и выходишь на хорошие просмотры, на улицах начинают узнавать. Мой личный рекорд – со мной за день сфотографировались девять человек. Дискомфорта такое внимание не вызывает. Моя мама была приятно шокирована, когда в Красноярске в малолюдном парке ко мне подбежали девочки со словами «привет, а мы тебя знаем». Мама удивилась – ее поколение пока не готово осознать, что стать известным так просто. Преимущественно меня узнают дети, они же составляют мою основную аудиторию.

Ты чувствуешь ответственность перед несовершеннолетними подписчиками? Фильтруешь контент ради них?

– Я блогер, очень подходящий для детей. Я сам никогда, честно, не пробовал алкоголь и запрещенные вещества. Своим подписчикам я хочу нести только положительные эмоции и никакого вреда. Но в своих юмористических видео я отражаю жизнь – а в ней есть и алкоголь. Мы знаем, что взрослые на праздниках выпивают, поэтому я, конечно, беру рюмку, а без рюмки воссоздать образ не получится. Но я не перехожу рамки дозволенного.

Но и сам TikTok очень дружелюбный и безопасный сервис. И он заботится о пользователях. Однажды модераторы заблокировали ролик, в котором я использую бенгальские огни у себя дома. Просто потому, что правилами использование бенгальского огня в помещении не предусмотрено. Несовершеннолетние не могут вести прямые эфиры – система блокирует эфир, как только распознает ребенка. Потому что нельзя отследить, кто и с каким умыслом придет побеседовать с малышом в этот момент. Кроме того, видео, на котором несовершеннолетние девочки без контроля взрослых танцуют, двигая бедрами, никогда не попадут в рекомендации. А знакомому иркутскому тик-токеру однажды заблокировали видео, потому что в кадре он использовал таблетку.

Тебя смотрят взрослые?

– Мои последние музыкальные ролики привлекают ко мне взрослых подписчиков. Первые видео, которые дали мне первый миллион подписчиков, были ориентированы на детей. В них я много снимал про семейные отношения. Дети приходят в тик-ток, чтобы наблюдать, они смотрят скетчи как мультик. Взрослым нужна глубина, поэтому им, например, очень интересен видеоконтент со знакомыми песнями. Они ищут в треках новые смыслы.

Ты часто говоришь о том, что TikTok – самая дружелюбная площадка. Почему?

Если в Instagram я часто получаю реакцию вроде «сначала вылечи свои прыщи, а потом снимай видео», то в TikTok аудитория добрее. Здесь хорошо заходит творчество, но если ты кого-то обижаешь, тебя раскритикуют. Здесь, как ни в какой другой социальной сети, подписчики заряжены писать комментарии. Эта соцсеть – для поколения людей, родившегося с телефоном в руках. И здесь очень много эмпатии. Например, если я снимаю видео про отношения отца и ребенка, школьники приходят в комментарии и рассказывают свои истории. Они абсолютно открыты для общения, и это здорово. Или, к примеру, взять мой скетч про чаепитие.

@temaemae

?ЗАБИРАЮ ЭТОТ ЗВУК СЕБЕ? только не переходите по нему?

? оригинальный звук - КАРТАВЫЙ

Посмотрите, сколько там комментариев «жизненно», «а вот у нас вместо чая сок был», «как в восьмой класс попал» и прочих таких? То, что в Инстаграме делать «зашкварно», в TikTok почему-то не стыдно. Например, сняться для скетча в женском платье. В TikTok тебя всегда поймут правильно.

Расскажи, как ты зарабатываешь на блогерстве?

– Я, как и многие другие блогеры с большим количеством подписчиков, сотрудничаю с брендами. На меня выходили Old Spice, Lays, Ситилинк, Пятерочка и Сбербанк. Один из федеральных брендов вышел на меня через иркутских маркетологов. Иркутские бренды мной пока не интересовались. Свой творческий потенциал на TikTok, конечно, можно монетизировать. К примеру, в TikTok есть челленджи. Такой, например, проводит Пятерочка. В других социальных сетях челленджей такого размаха еще не было. В TikTok челленджи сначала предлагают блогерам за плату, затем их подхватывают все желающие. Поют, танцуют или выполняют какие-то другие действия, а бренд получает узнаваемость.

Представители старшего поколения любят сетовать по поводу клипового мышления, которое формируют такие увлечения, как у тебя. Передай им что-нибудь?

Я, честно, за свою жизнь прочел мало книг. Я вырос на визуальном контенте, в первую очередь на телевизионном. Я не скажу, что у меня очень развитый кругозор, но я совершенно точно могу рассуждать и спорить об известных мне вещах. Ну и не нужно забывать, что ребята, которые ориентированы на развитие блогов, выстраивают стратегии, а для этого нужны умственные способности. В то же время я понимаю, что работаю на потребу поколению Z. Я знаю, что мои подписчики не воспримут длинное описание фильма, на который я бы хотел их пригласить, поэтому выкладываю сториз. Я доношу до подписчиков мысль, что не просто смотрю сериалы и снимаю развлекательный контент. Я стараюсь видеть большее, и моя жизнь состоит не только из роликов. Среди взрослых бытует мнение, что мое поколение – это глупые люди. Это не так, и все познается в сравнении.

Про этику рекламных кампаний и роль детей в продвижении товаров

Прокомментировать отношения рекламных специалистов, молодых блогеров и подписчиков мы попросили иркутского пиар-специалиста Глеба Русина.

Как ты думаешь, кому выгодно сотрудничать с блогерами TikTok с точки зрения рекламной коммуникации?

– У меня сложилось впечатление, что TikTok так и останется площадкой, по большей части ориентированной на молодежь. Я, конечно, встречал там видеоролики Николая Баскова и ему подобных, он копирует молодежные тренды. Однако попытки этого и других исполнителей «быть в тренде» оставляют, мягко говоря, спорное впечатление.

@nbaskov

##дикотусим с Бенджи ?

? Дико тусим - Даня Милохин & Николай Басков

Ключевой признак большинства аудитории TikTok – невысокая платежеспособность. По этой причине маркетологам имеет смысл выходить в TikTok с товарами, которые может себе позволить молодежь. Либо нужно сделать так, чтобы дети выносили мозг своим родителям – дескать, купите мне эти джинсы или эти чипсы. Для этого важно помнить, что разговаривать с аудиторией нужно на одном с ней языке. Поэтому коммуникация компании в TikTok будет отличаться от коммуникации в других социальных сетях. Но прежде всего следует оценить географию подписчиков. Нет никакого смысла выходить за размещением к блогеру, если только 20 процентов его подписчиков – иркутяне. По этой причине важно оценивать не только цену размещения у блогеров, но и целевую аудиторию.

Как ты думаешь, когда иркутские компании придут в TikTok?

Исходя из своих представлений об уровне иркутского маркетинга и пиара, я предположу: если местные компании что-то и сделают в TikTok, это будет основано на соображениях, схожих с соображениями 15-летней давности. Тогда политики и компании заводили себе пиарщиков и пресс-секретарей по принципу «ну у всех же есть, мне тоже надо», а теперь будет «раз федералы взяли на вооружение TikTok, давайте тоже организуем в нем коммуникацию». Не хотелось бы никого осуждать, но, если брать среднюю температуру по больнице, я не могу назвать уровень иркутского маркетинга и пиара блестящим. Думаю, что со стороны исполнителей и бизнеса есть непонимание важной вещи: невозможно сделать одну коммуникацию и думать, что от нее будет качественный и долгосрочный выхлоп.

Насколько этичным ты считаешь  вовлечение детей во флешмобы и челленджи компаний? Малыши тратят свое время, чтобы продвигать бренд. Их используют?

– Возможно, у меня профессиональная деформация, но я не считаю аморальными челленджи и акции с участием детей, если только речь не идет о рекламе товаров, неадекватных возрасту. Например, презервативов или алкоголя. Челленджи, безусловно, эффективная методика с точки зрения механики продвижения продукта. Но и у пользователей социальных сетей что-то должно быть в голове. Если ты в 13 лет не можешь сопоставить наличие в ролике чьего-то бренда и того, что тебе предлагают что-то из этого ролика повторить, это вопрос к тебе и к твоим родителям. У меня, кстати, общее впечатление от челленджей – чем тупее они сделаны, тем лучше охват. Так зачем добровольно подписываться на повторение тупости? С другой стороны, нож не всегда орудие убийства. Так и хороших, социально значимых акций в социальных сетях тоже много. Например, та же акция помощи врачам.

- Сколько времени твой ребенок проводит в Интернете? Позволишь ему снимать ТикТоки, если вдруг он захочет?

Для своего девятилетнего сына я предусмотрел временные ограничения. Он проводит в Интернете около часа после того, как выполнит домашнее задание. В Сети он играет и смотрит ролики, но в процессе я не контролирую контент. Я заранее настроил телефон таким образом, чтобы там не выдавались материалы для зрителей старше 12+. Если мой ребенок захочет снимать видео в TikTok, я буду действовать по обстоятельствам. Корчить рожи или танцевать тверк я ему не позволю, но если видео будут со смыслом – готов поддержать его намерения.

Про зависимость от Интернета и подростковую компульсию

О том, чем чревато длительное нахождение в Сети для детей и подростков, рассказала действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Светлана Ханова.

Что не так с поколением, которое полюбило Интернет? Или все в порядке?

Начнем с того, что подростки, которые активно пользуются социальными сетями, переписываются и выкладывают ролики, ведут себя несколько иначе во время живого общения. Они проявляют меньшую эмпатию, меньше вовлечены в диалог. Таким детям тяжело концентрироваться на собеседнике. Кроме того, у многих ребятишек формируется в Интернете так называемое альтерэго, и в детском возрасте это особенно опасно. Это случается, когда ребенок пытается предстать в Сети не тем, кем является в жизни. Отдельный вопрос – отношения между мальчиками и девочками. Многие аспекты уходят в Сеть, и это, безусловно, скажется на способностях понимать партнера.

Есть мнение, что TikTok стал популярен у подростков из-за одиночества, а контент, который там появляется, – отклик на него. Можете с этим согласиться?

Все зависит от того, насколько наполнен событиями реальный мир ребенка. Если в реальности есть альтернативы, ребенок не погрязнет в виртуальности. Наполнять реальный мир ребенка – обязанность родителя. Кроме того, родителям следует помнить: нельзя запрещать ребенку высказывать критику в реальном мире. Если папа и мама подавляют и контролируют подростка, он не сможет говорить «нет» всему опасному, что есть, в том числе в виртуальном мире.

– Есть ли какая-то опасность в том, что ребенок снимает невинные ролики?

Опасность в компульсии – в формировании застревания, автоматическом спонтанном выполнении одних и тех же действий. Поначалу, когда ребенок осваивает навыки монтажа, сведения картинки, наложения звука, спецэффектов – это даже полезно, это новая для мозга деятельность, она буквально «раскачивает» когнитивные способности. Но впоследствии эта деятельность из интеллектуальной, развивающей превращается в привычку, в ритуал, навязчивость – компульсию. И после этого ребенку требуется помощь – растормаживание, выведение из состояния постоянной потребности выполнения определенной деятельности.

Как родители могут помочь своим детям выбраться из зависимости?

Работа с зависимостью – компетенция уже не школьного психолога, а клинического – того, который работает на грани «здоровье-нездоровье». Квалифицированный специалист в состоянии определить, на какой стадии эта зависимость. Родители склонны как придираться к своим детям, так и не замечать опасность, поэтому для объективной оценки лучше обратиться к специалисту. В дальнейшем ребенка нужно вытягивать в реальность из мира, где у него сформировались автоматические действия. И другой важный момент. Сидеть самим в телефоне и побеждать зависимость малыша от Тик-Тока или Ютуба не получится. Когда мы боремся с зависимостью ребенка от сладкого, на диету садится вся семья. Поэтому членам семьи следует убрать гаджеты и проводить время с детьми. И так каждый день.

Валентина Синявская, ИА«Альтаир»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика