Иркутск
18 апреля 10:01 Общество

Патриарх Кирилл – 10 лет во главе РПЦ: светский взгляд на духовный юбилей

07:43, 04 Фев 2019

Интронизация (возведение в сан, вступление в должность) нынешнего, шестого по счету после восстановления патриаршества в 1917 году, предстоятеля Русской православной церкви состоялась 1 февраля 2009 года, через три дня после завершения Поместного собора РПЦ. Получив втрое больше голосов, чем его конкурент, митрополит Климент, Кирилл стал следующим патриархом после Алексия II, скончавшегося 5 декабря 2008-го.

Десятилетие правления Кирилла широко отмечено и в Церкви, и на государственном уровне. Свои оценки – на публике сплошь позитивные – высказали многие представители духовенства. И хотя православие, как и другие конфессии, официально не является частью госаппарата, но, во-первых, «официально» (то есть на бумаге) не обязательно значит «на самом деле»; во-вторых, православных в России больше, чем представителей других религий и других ветвей христианства. Наконец, в-третьих, Русская православная церковь (и клир, и паства, миряне) – неотъемлемая и весомая часть российского общества. А потому закономерно и простительно посмотреть на юбилей патриарха Кирилла не только изнутри, но и снаружи, то есть с невоцерковленной, светской точки зрения.

2-1.jpg
Крайне сложно выдержать испытание богатством, роскошью, искушение «золотым тельцом». Еще древние греки предостерегали: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Фото apn.ru

Несколько очень важных фактов совершенно бесспорны. Нынешний (как, впрочем, и предыдущий) патриарх – человек большого масштаба, отдающий служению все свои силы, возможности и способности. Еще возглавляя отдел внешних сношений РПЦ (церковное министерство иностранных дел), Кирилл внес огромный вклад в миссионерскую деятельность РПЦ по всей планете. Не менее значимо, что при Кирилле существенно (точнее, многократно) вырос объем церковного хозяйства. Собственно, этот процесс, вызванный сменой власти в России, лавинообразно происходил и при Алексии II. Больше стало приходов и монастырей, учебных и богоугодных заведений (приютов, больниц, детских домов), активнее и масштабнее помощь сирым и убогим.  

Завершилось воссоединение с Русской православной церковью за рубежом, вошедшей в состав РПЦ на правах самоуправления. В феврале 2016 года состоялась пусть и символическая, но первая в истории встреча патриарха с папой римским – Кирилл и Франциск провели дружеский диалог в кубинской столице.

Серьезная проблема, с которой столкнулись и Кирилл, и вся РПЦ,  – соответствие вызовам времени и уточнение места православия в российском обществе. При вступлении на престол нынешний патриарх имел репутацию скорее умеренного реформатора, осторожного «обновленца» (не в том смысле этого слова, как при советской власти). Символом и знаменем внутрицерковных консерваторов на Поместном соборе 2009 года был скорее Климент, а не Кирилл. Однако последующая дорога главы РПЦ на этой стезе устлана не розами, а шипами.

2-2.jpg
Сентябрь 2011 года, в Знаменском соборе Иркутска. Правее – митрополит (тогда архиепископ) Вадим. Фото patriarchia.ru

Во-первых, российское общество разнородно, но преобладают все же консервативные, патриархальные, патерналистские ценности. Для многих неразрывна триада «вера, царь и отечество», элементы которой воспринимаются как, по существу, одно и то же. К тому же статус мировой конфессии вообще не предполагает резких, головокружительных, фундаментальных перемен. Напротив, основа церкви – устои и традиции.

Во-вторых, крайне сложно выдержать испытание богатством, роскошью, искушение «золотым тельцом». Еще древние греки предостерегали: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Государство стало привечать православную церковь, и после долгих испытаний, мытарств, хождения по мукам РПЦ вернулась к прибытку, к относительно безбедной, относительно беспроблемной жизни. И хотя с «барского плеча» получены на самом деле не подарки, а лишь восстановлена справедливость, лишь возвращается то, что принадлежит РПЦ по праву, но как устоять и не отблагодарить кесаря и его присных?

Сказанное касается всей Церкви, а значит, и предстоятеля. Консервативный уклон РПЦ, замешанный в том числе на земных искушениях, оказался именно тем, что хочет видеть власть. И тем, чему патриарх не всегда противостоит, если противостоит вообще. Политический замысел и духовная кафедра стали порой (и чем дальше, тем чаще) сливаться в единое целое. Богово и кесарево иногда почти неразличимы. Собственно, византийская симфония церкви и государства, изначально магистральная в РПЦ, стала фактически безраздельной.

Отсюда и некоторое снижение социальной активности РПЦ по крупным, действительно общенациональным вопросам. Так, предстоятель не стал критиковать пенсионную реформу в ее нынешнем виде. Не было выражено милосердие к падшим в деле «Пусси Райот». Более того, в руководстве РПЦ возобладало желание покарать, к тому же через государственные механизмы. Эти и другие решения не нашли поддержки у тех, кто симпатизирует православию, не видит себя вне православной культуры, но теперь все больше отделяет Господа от его служителей, трактует Всевышнего иначе, чем святые отцы. Особенно это касается людей молодого и среднего возраста, что весьма тревожно для РПЦ. Да, государственная задача «консервативной консолидации общества» выполняется, но за нее существует немалая цена, которую платит Церковь, причем не в дензнаках.

2-3.jpg
Ситуацию в украинском православии не удалось удержать от официального раскола. В итоге и патриарх Кирилл, и вся РПЦ утратили часть своего духовного влияния. На фото twitter.com: Киево-Печерская лавра

Особняком – украинская тема. Сначала патриарх Кирилл не стал безоговорочно поддерживать действия руководства России в отношении Крыма и Донбасса. Позиция, кстати, вполне объяснимая, даже если не считать сугубо личных предпочтений: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), имеющая статус автономии внутри РПЦ, в целом, хотя и с оговорками, выразила иное отношение к этим событиям, чем Кремль и большинство населения России. Однако рок судьбы неумолим, и ситуацию в международном православии не удалось удержать от официального раскола. В итоге и патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и вся РПЦ утратили часть своего духовного влияния, и Кремль по итогам десятилетия едва ли на 100 процентов доволен предстоятелем. Можно повториться: столь тесной связи светского и духовного могло и не быть. Пусть и не вражда, не оппозиция (это вообще не пастырское амплуа), но все же – хотя бы чуть отстраняясь, чуть самостоятельно. Быть может, к месту пример католиков – братьев-конкурентов по христианской вере…

В светской прессе о Кирилле нередко говорят жестко и даже грубо, жестоко. Вовсю звучит имя следующего патриарха, которого хотел бы видеть в этом сане кесарь. И дело даже не в том, правда это или нет. Переносить в духовную сферу земные, а тем более низменные страсти (не смешивать с уравновешенной, пусть и светской, точкой зрения) – значит провоцировать, запускать, а не лечить болезнь. Второе десятилетие патриарха может стать его настоящей осенью, а может… Всё в руках Господа, а тех, кто видит иначе, не будем корить и лишь обратимся к Всевышнему с надеждой о прощении, ибо, как бы они ни возражали, но все же не ведают, что творят.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»                                         


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика