Остановить Апарцина! О некоторых сторонах деятельности директора ИНЦ СО РАН
В статье «То, что предложено, – если не вызов, то некомпетентность», опубликованной в предыдущем номере «Байкальских вестей», рассказано о сомнительных обстоятельствах, по существу, закулисной, без необходимых процедур передачи пяти земельных участков в иркутском Академгородке под коммерческую застройку. Инициатором этого решения, судя по имеющейся информации, стал директор ИНЦ СО РАН Константин Апарцин. Выяснилось, однако, что и многие из других действий К.А. Апарцина в занимаемой должности вызывают, мягко говоря, вопросы. Речь не только о научно-исследовательской сфере, но и, по существу, обо всех сторонах жизни иркутского Академгородка. Из общения с рядом сотрудников ИНЦ, в том числе занимающих руководящие посты, складывается следующая картина.
Своя рука – владыка
Четыре с половиной года, в течение которых К.А. Апарцин возглавляет Иркутский научный центр, практически отсутствуют анализ, планирование, организация, обеспечение уставной деятельности. В нарушение пунктов 29 и 7.19 Устава ИНЦ в Центре не составлялась и в Министерство науки и высшего образования РФ не представлялась для утверждения программа развития учреждения. По словам одного из профильных сотрудников ИНЦ, об уставной обязанности иметь такой документ до последнего времени директор Центра и его заместители даже не знали. Какие-либо аналитические документы по работе ИНЦ в целом или по отдельным направлениям не составляются. Отсутствуют годовые, квартальные и месячные планы (в том числе и отчеты о них) по учреждению в целом. Руководители Центра, структурных подразделений и специалисты также не составляют планы своей работы и отчеты об их исполнении. В нарушение пункта 27.5 Устава внутренние нормативные акты (положения, регламенты, инструкции и др.) отсутствуют или являются неполными, несогласованными и даже противоречивыми.
Систематически нарушается служебная субординация (иерархия отношений) между руководителями учреждения и подразделений, а также специалистами. Сотрудники важнейших подразделений нередко без издания приказов изымаются из подчинения своих непосредственных руководителей и переподчиняются лично директору. Это нарушает нормальную деятельность подразделений, влечет дезорганизацию, хаос и безответственность. После этого под руководством директора они занимаются выполнением его конфиденциальных поручений, получая дополнительное вознаграждение. При этом такие поручения не связаны с целями и задачами Центра. Результаты такой работы не передаются в подразделения и являются закрытыми.
Полностью отсутствует какая-либо целенаправленная, непрерывная система в кадровой работе. Среди руководителей и специалистов имеет место постоянная и частая сменяемость. За время руководства учреждением К.А. Апарцин сменил четырех заместителей директора по кадровой и правовой работе, трех начальников юридического отдела, трех начальников отдела имущественных отношений, а также руководство бухгалтерии и экономической службы.
Резерва на замещение должностей руководителей и специалистов не существует. Среди принимаемых директором лиц, составляющих его ближайшее окружение, преобладают лица без необходимого управленческого опыта, юридического, экономического образования. Три важнейших подразделения (отдел по управлению имущественным комплексом, юридический отдел, отдел информационных систем) существуют, если говорить о фактической стороне дела, номинально. Их численность является явно недостаточной, но даже она не укомплектована либо укомплектована непригодными кадрами.
Нынешний директор ИНЦ СО РАН подчас принимает решения о реорганизации с целью избавления от неугодных руководителей и специалистов. Только осенью 2021 года по инициативе администрации были уволены четыре руководителя и специалиста. Все они обращались с многочисленными исками в районные и областные судебные инстанции. Часть из них восстановлена на работе. С учреждения предстоит взыскать более 600 тыс. рублей за время вынужденного прогула этих сотрудников и компенсации им морального вреда.
Составление документов о реорганизации, увольнениях, восстановлении и компенсации потребовало отвлечения большого количества руководящего состава и специалистов ИНЦ от конструктивной работы. Только по вопросам увольнений состоялось почти 40 судебных заседаний. Каждое судебное заседание сопровождается длительными и непрофессиональными обсуждениями на совещаниях. К их проведению привлекается даже научный консультант. В то же время не обеспечивается качественное представление интересов ИНЦ по актуальным масштабным и грозящим экономическим ущербом спорам. По части из них представительство вообще не обеспечивается, по другим осуществляется на недостаточном профессиональном уровне.
Процент, еще процент!
Вопиющим примером является факт работы в отделе по управлению имущественным комплексом гражданина С.Н. Амосова. Ему поручен важнейший участок хозяйственной деятельности, способной приносить Центру значительную прибыль, – сдача в аренду офисных, торговых, складских и иных помещений и объектов. С.Н. Амосов не имеет необходимого образования, квалификации, трудового стажа, не обладает достаточными навыками устной и письменной речи, не способен заполнять даже элементарные документы (анкета, автобиография, личный листок по учету кадров). Один из сотрудников ИНЦ, ранее долгие годы работавший в правоохранительной сфере, утверждает, что С.Н. Амосов длительное время был связан с одной из организованных преступных группировок региона. В результате травм, полученных в криминальных ситуациях, он является инвалидом II группы. При спасении от травм и их лечении С.Н. Амосов несколько лет назад познакомился с К.А. Апарциным как практикующим хирургом. Между ними установились неформальные отношения, и С.Н. Амосов был принят на должность техника. По сложившейся практике он подчиняется персонально только директору.
Находясь на штатной должности в Центре в рамках трудовых отношений, С.Н. Амосов, кроме заработной платы, регулярно получает вознаграждение в объеме 10 процентов от арендных платежей. Никаких подтверждений того, что новые арендаторы заключают договоры с ИНЦ по инициативе именно С.Н. Амосова, не существует. В этой работе участвуют бухгалтерия, юридический отдел и другие службы и специалисты, однако вознаграждение выплачивается только С.Н. Амосову. Эта абсолютно аморальная, незаконная, длительная (около двух лет) практика широко известна в коллективе и – разумеется, «по углам» – с возмущением осуждается. Директор публично на планерках и других совещаниях оказывает давление на своих заместителей, заставляя их производить такие выплаты. В период проведения в ИНЦ проверки комиссией Минобрнауки эти выплаты были приостановлены, но после завершения проверки возобновились. Более того, в августе 2022 года С.Н. Амосов был переведен на вновь введенную должность коменданта с сохранением 50 процентов от вознаграждения в прежней должности техника.
По утверждениям собеседников автора этой публикации, деятельность ИНЦ СО РАН по сдаче в аренду зданий, сооружений и других объектов представляет собой вопиющую бесхозяйственность. Учреждение в течение многих лет позволяет физическим и юридическим лицам на закрепленной за ним территории осуществлять незаконную предпринимательскую деятельность. При этом сам ИНЦ годами не получает причитающиеся арендные доходы. Незаконные «субарендаторы» земельных участков и имущества годами извлекают высокие доходы, интенсивно эксплуатируя и разрушая федеральные земли и имущество. В течение многих лет Центр без всяких на то оснований незаконно уплачивает земельный налог за юридические и физические лица, которые уже много лет не имеют к ИНЦ никакого отношения. Однако вместо энергичного изыскания собственных средств руководители Центра постоянно живут ожиданиями субсидий из федерального бюджета, публично дискредитируя руководителей Министерства науки и высшего образования РФ за несвоевременное выделение субсидий.
Бюрократический угар
Постоянная, конкретная, целенаправленная работа по решению стоящих перед учреждением задач подменена бесконечными многочисленными планерками, совещаниями, заседаниями, комиссиями. Практически у всех руководителей Центра и его подразделений вызывает возмущение установленная К.А. Апарциным практика ежедневных планерных совещаний. На совещаниях присутствуют и, как правило, дают формальную, дежурную, стандартную информацию лица, деятельность которых мало или вообще не связана друг с другом: ученые, административно-управленческий персонал, руководители электросетевого и тепло-канализационного хозяйства, библиотекари, работники архива, специалисты по ГО и ЧС, Первого отдела, комендант, начальник гаража, инженер по снабжению, завхоз и другой вспомогательный персонал. Рабочий день в учреждении начинается в 8.00. Планерки проводятся с 10.00.Таким образом, рабочий день без необходимости разрывается, эффективность работы снижается. Прежние руководители ИНЦ проводили планерки один раз в неделю и даже реже.
В учреждении конкретная, систематическая, скрупулезная работа подменена ежедневными, безрезультатными, многолюдными и формальными планерками, бесконечными заседаниями многочисленных комиссий, написанием служебных записок, распоряжений, приказов, протоколов, актов, сбором виз. Экономическая ситуация постоянно ухудшается, но бюрократические мероприятия и объемы документов непрерывно растут. В ИНЦ существует 38 комиссий, из них 20 являются постоянно действующими. При создании комиссий разрабатываются положения о них, утверждается состав, составляются планы работ. В случае увольнения членов комиссии, ухода в отпуска или приема новых работников готовятся документы об изменении состава комиссий.
Как уже сказано, комиссии чересчур многочисленны. В них входят заместители директора, руководители отделов и служб, а также специалисты. Комиссии заседают часто, заседания занимают длительное время, сопровождаются составлением служебных записок, утверждением повесток дня, оформлением протоколов и решений. Во всех документах требуется большое количество виз, сбор которых занимает значительную часть рабочего времени. По существу, созданы многочисленные механизмы освобождения руководителя учреждения от его уставной обязанности принимать решения единолично, без проволочек, волокиты, псевдоколлегиальности. Это отвлекает от реальной практической и управленческой деятельности, заменяет ее бумаготворчеством. При этом в учреждении отсутствует комиссия по трудовым спорам. Трудовых конфликтов и споров много, предложения о составе такой комиссии высказывались неоднократно, но блокируются администрацией.
До избрания и утверждения К.А. Апарцина директором Центр претерпел гигантскую реформу. Все ранее входившие в состав ИНЦ институты получили полную самостоятельность: юридическую, кадровую, имущественную, финансовую, земельную, научную и др. Компетенция ИНЦ и количество объектов, оставшихся в его управлении, радикально уменьшились. Но при этом в учреждении угрожающе растет документооборот: за 2021 год подготовлено 609 кадровых документов, за 8 месяцев 2022-го – 572. В 2017 году насчитывалось 3435 входящих и исходящих документов, в 2018-м – 4374, в 2019-м – 5870, в 2020 году – 6281. Таким образом, по сравнению с 2016 годом переписка учреждения в 2021 году (без кадровых документов) возросла на 201 процент.
Тайны фекальных патентов
Как сообщили сотрудники Центра, директор ИНЦ СО РАН К.А. Апарцин, кроме административной, научной, профессиональной медицинской деятельности, занимается еще и бизнесом. Совместно со своим штатным советником В.В. Смирновой он является соучредителем фирмы, созданной четыре года назад и приносящей миллионную выручку. Эта компания, в которой формально работают три человека, получает финансовую поддержку из многих источников, в том числе из Фонда «Сколково». В этом хозяйствующем субъекте В.В. Смирновой принадлежит доля в 70 процентов, К.А. Апарцину – 30 процентов.
В.В. Смирнова является учредителем и директором еще одной фирмы, зарегистрированной по тому же адресу и дающей тоже немалый доход. Таким образом, советник директора государственного бюджетного учреждения является одновременно соучредителем и директором в их совместном бизнесе, а также учредителем и директором еще в одном бизнесе. Неясно, кто кем руководит и кто кому подчиняется в бизнесе и в госучреждении. Судя по начальственным должностям (две у В.В. Смирновой и одна у К.А. Апарцина), а также по соотношению долей в предприятии, руководитель – В.В. Смирнова. По существу, она обладает чрезвычайными полномочиями и по управлению госучреждением, не имея при этом соответствующего образования, управленческого опыта в сфере науки, муниципального и государственного управления бюджетным учреждением. Зато к 48-летнему возрасту имеет внушительное число записей в трудовой книжке о приеме и увольнении. Тем не менее В.В. Смирнова публикует научные статьи в иностранной литературе с авторством доктора К.А. Апарцина и доктора В.В. Смирновой. Тема публикаций – лечение COVID-19 фекальными микробиотами человека. Имеются два патента на изобретение для лечения фекальными микробиотами человека. Один зарегистрирован в 2020 году на владельца К.А. Апарцина с тремя авторами. Второй зарегистрирован в 2021-м уже на владельца одной из компаний совместного бизнеса с одним автором – К.А. Апарциным. Указанные патенты имеют минимальные различия.
В период руководства ИНЦ К.А. Апарциным в нарушение пункта 28.3 Устава Центр не размещает информацию о планах и результатах своей деятельности на сайте www.bus.gov.ru. Последний план размещен в 2017 году и утвержден предыдущим директором. Последующие планы не размещались даже при наличии в штате руководителя и специалиста пресс-службы. Открытость деятельности учреждения не была обеспечена ни во время министерской проверки, ни после ее окончания. До настоящего времени даже заместители директора ИНЦ не ознакомлены с актом проверки. Советник директора В.В. Смирнова допускает к ознакомлению руководителей и специалистов по своему усмотрению, только в своем кабинете, под роспись и лишь с фрагментами акта. В течение почти полугода в коллективе высказываются недоумение и возмущение по этому поводу, рождаются различного рода слухи и домыслы. Разумеется, такая атмосфера не способствует созданию делового настроя.
Что за комиссия, создатель?
Но даже сказанное выше может оказаться лишь цветочками. В течение мая – июля 2022 года К.А. Апарцин на ученых советах, планерных совещаниях, комиссиях многократно допускал оскорбительные (не корректно-дискуссионные, а именно оскорбительные) высказывания в адрес министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова, заместителя министра А.М. Медведева, заместителя директора департамента координации научных организаций Минобрнауки И.А. Чугуевой. Вместо конструктивного, профессионального, делового, с соблюдением субординации, взаимодействия с министерством директор политизирует существующие проблемы. Для их разрешения он обращается к политикам, в специальные службы, правоохранительные органы. При этом по-настоящему рабочего взаимодействия руководителей структурных подразделений ИНЦ с руководителями соответствующих подразделений министерства явно недостаточно.
В марте-апреле 2022 года Министерство науки и высшего образования РФ провело комплексную плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности ИНЦ СО РАН. По результатам проверки директору объявлен выговор. После этого К.А. Апарцин создал комиссию по установлению лиц, виновных в нарушениях, и по улучшению деятельности учреждения. В состав комиссии выключены, в частности, В.В. Смирнова, Е.В. Софьина и три заместителя директора. Большинство из них, будучи главными виновниками в недостатках деятельности учреждения, по инициативе директора К.А. Апарцина настойчиво пытаются направить деятельность комиссии лишь на наказание максимального количества руководителей подразделений и рядовых специалистов. При этом не уделяется никакого внимания главной цели – улучшению работы. На заседаниях комиссии они открыто заявляют, что главная цель – отчитаться перед Минобрнауки. Целью являются дисциплинарные взыскания (в ряде случаев незаконные) тем случайным, неподготовленным, а в ряде случаев даже добросовестным сотрудникам и руководителям, которые упомянуты в тексте акта проверки. Но если объективно оценивать ситуацию, то истинной причиной кризиса в учреждении является многолетнее систематическое невыполнение лично директором и сформированным им ближайшим окружением своих обязанностей.
– Мы пришли на работу в Иркутский научный центр СО РАН в тот период, когда Министерство науки и высшего образования РФ завершило плановую комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности этого учреждения, – говорят два высококвалифицированных специалиста. – Мы искренне руководствовались мотивом участвовать в устранении вскрытых недостатков и дальнейшем совершенствовании деятельности ИНЦ. Мы полагали, что наш многолетний опыт следственной, прокурорской, административной, научной и политической деятельности в учреждениях районного, областного и федерального уровней позволят справиться с этими задачами. Однако несколько месяцев работы дали нам полное основание для твердого вывода, что все проблемы учреждения являются результатом неэффективных, а подчас незаконных действий со стороны директора и сформированного им окружения.
По мнению ряда сотрудников Центра, в том числе имеющих доступ ко многим документам, ИНЦ СО РАН в нынешней организационно-правовой форме и при нынешнем руководстве (директор – К.А. Апарцин) существовать не может и требует реорганизации. Вместе с тем они считают приведенные ими факты тем более актуальными для академической науки Иркутской области, а также для иркутского Академгородка, так как в ближайшее время Министерство науки и высшего образования РФ проведет в ИНЦ контрольную проверку.
Елена Латышева, специально для ИА «Альтаир», «Байкальских вестей»