Иркутск
29 марта 18:21 Общество

Комитет ЗС Прибайкалья по строительству и дорожному хозяйству: Строить школы на вырост, дороги – навсегда

09:00, 16 июн 2022

На заседании комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Иркутской области депутаты обсудили один из самых важных для муниципальных образований вопросов – рейтинг по строительству школ, детских садов и спортивных сооружений для проведения работ в 2023 году. Дискуссия, в которой под председательством Виктора Побойкина приняли участие вице-спикеры ЗС Лариса Егорова и Ольга Носенко, показала, что места для споров все еще много.

Рейтинг – всему голова

Министр образования Иркутской области Максим Парфенов напомнил правовую базу рейтинга (постановления правительства № 264 и 265) и отчитался перед депутатами о завершении кампании по сбору заявок. От муниципальных образований поступило 68 заявок на капитальный ремонт и 51 заявка на строительство детских садов, 130 заявок на капремонт и 77 – на строительство школ. Основные критерии включения в рейтинг разработаны и утверждены давно: оцениваются демографическая ситуация в муниципалитете и миграция населения.

До 1 июля правительство должно согласовать и утвердить эти рейтинги, после чего рейтинг поступит в министерство строительства, где вступит в действие сито второго рейтинга – здесь будут оценивать уже наличие проектно-сметной документации, очередь в образовательные учреждения и износ зданий. Итоговый рейтинг, по оценке Максима Парфенова, будет готов к осени. Часть объектов (и это понятно заранее) не получит финансирования даже после попадания в рейтинг – такова, во всяком случае, практика последних лет. Министр отметил, что Иркутская область не останавливается на достигнутом и уже получит так называемую демографическую субсидию на строительство пристроев к школам № 53, 57 и 75 в Иркутске, а также на строительство школ в Иркутске (микрорайон «Союз»), Братске и Иркутском районе.

– Что касается детских садов, то в 2023-2024 годах мы должны построить 10 садов на две с лишним тысячи мест. Есть еще проблемный объект, а точнее, проблемный земельный участок в Слюдянке, и по нацпроекту «Демография» это пока все, – отметил Максим Парфенов.

Наиболее напряженная ситуация в Иркутском районе, где министерство пытается на одном земельном участке построить достаточно большую школу и детский сад на 330 мест. Все описанные министром объекты должны получить федеральное софинансирование, как уже получили его пристрои к иркутским школам. Министерство настроило всех глав муниципальных образований и руководителей управлений образования на активную работу: на 2023–2024 годы министерство планирует подать заявку еще на 20 объектов, и министр выразил уверенность в том, что эта заявка будет удовлетворена. Еще одна трудность состоит в том, что действующие программы разрешают 14 видов работ в «контуре» школ, от цоколя до кровли, в то время как уже очевидна необходимость ремонта и вокруг зданий. Министр назвал школу, которой требуется ремонт асфальтового покрытия, и на это есть даже предписание Роспотребнадзора.  

У депутатов есть к рейтингу множество замечаний и вопросов. Виктор Побойкин попросил уточнить: новая школа в Березовом только решает существующую проблему или строится с расчетом на будущее? По оценке Максима Парфенова, в школе после завершения строительства будет резерв роста на ближайшие годы. Несмотря на то что в некоторых районах роста численности населения не предвидится, а в действующей школе учатся всего 10 детей, министерство обеспечивает всем равные права и равные условия обучения – и эта крохотная школа получает ремонт на 50 миллионов рублей.

Депутат Государственной думы Антон Красноштанов обратил внимание министра на противоречие: с одной стороны, в Иркутске есть 500 мест в детских садах, с другой стороны – в поселке Жилкино не строилось ни одного детского сада со времен СССР. Жители поселка должны ездить в другие районы города, что сильно ухудшает их настроение. Сошлись на том, что министерство привлечет администрацию города и вместе с депутатами рассмотрит вопрос о строительстве образовательных учреждений в таких поселках, как Жилкино, Горького, Кирова.

Депутат Ирина Синцова предложила решить проблему специфических малонаселенных районов созданием второго рейтинга, поскольку по критерию демографии некоторые северные районы не попадут в основной рейтинг никогда. Виктор Побойкин поддержал коллегу, отметив, что в таких районах нет бизнеса, который мог бы взять социальную нагрузку на себя, а в целом территория брошена – нет школ, больниц, детских садов…

Давайте будем скромнее

Алгоритм действий министерства спорта Иркутской области по формированию рейтинга спортивных сооружений оказался аналогичен работе минобра. Министр Павел Богатырев рассказал, что получил от муниципальных образований 26 заявок на капитальный ремонт и 23 заявки на строительство спортивных объектов. Критериями для строительства будут эффективность использования на уровне 80 процентов, прирост спортсменов-разрядников и несколько других. Рейтинг, который будет сформирован до 1 июля, попадет в минстрой на проверку. В 2022 году минспорта должен сдать три объекта – в иркутском  микрорайоне Университетском, Карлуке и в Жигалово.

Министр призвал мэров не думать о строительстве «дворцов», в которых квадратный метр стоит в несколько раз дороже, чем в нормальном спортивном объекте, хотя бы потому, что потом объект нужно будет содержать. Депутаты – члены комитета согласились, что лучше перейти на строительство быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, кортов и многофункциональных спортивных площадок, что позволит сделать спорт доступнее для большего числа людей при меньших бюджетных расходах. Между депутатами и министром возникла небольшая дискуссия о доступности школьных спортивных площадок: депутаты верят в то, что они «закрыты на замок», обывательский опыт показывает, что это, во-первых, не так, а во-вторых, школьные стадионы как спортивные объекты просто никому не нужны.

Денег на дороги много не бывает

Министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов отчитался о «беспрецедентном финансировании» дорожных работ: 5,5 миллиарда рублей область получит из федерального бюджета, а финансирование дорожного фонда с учетом всех источников финансирования оценивается в 23 миллиарда рублей (до сих пор рекорд составлял 15 миллиардов). Министерство заявляет, что направит дополнительные средства на поддержку муниципальных образований, а еще один транш в размере 1,9 миллиарда рублей будет распределен на 57-й сессии 22 июня. Правда, от муниципалитетов поступили 30 заявок, а финансирование получат только 16 проектов, но все-таки лучше, чем ничего. 

Область входит в десятку регионов России по протяженности дорог: 12 тысяч километров регионального значения и 17 тысяч километров местного значения. Из них только 34 процента соответствуют нормативным требованиям. Учитывая, что содержание одного километра дороги в зависимости от категории обходится в среднем в 1,3 миллиона рублей в год, даже с учетом беспрецедентного финансирования, Дорожной службе в 2022 году едва ли удастся уйти от негативных оценок жителей области в свой адрес – пока нет ни техники, ни кадров, а климатические факторы и огромные нагрузки со стороны грузового транспорта действуют постоянно.

Министр рассказал депутатам о планах по созданию перехватывающих дорожных баз, увеличения количества техники и за счет этих мер – улучшения обслуживания дорог в зимний период. Кроме того, на федеральном уровне поставлена задача выдавать лицензии на месторождения строительных материалов всего за 30 дней. Депутаты отнеслись к этой идее скептически, но министр уверен в реалистичности этих планов. Еще одним сюрпризом станет для подрядных организаций переход на «контракт жизненного цикла», который должен повысить ответственность строителей за качество и долговечность построенных транспортных артерий.

Депутаты задали Максиму Лобанову множество вопросов о конкретных примерах и проблемах жителей области –  подъездных путях к новым образовательным учреждениям в поселках Дзержинск и Большая Речка; загруженности трассы от Чистых Ключей до Култука; абсолютно безобразном состоянии дороги от федеральной трассы до курорта-экопарка «Озера на Снежной» и проблеме жителей Тулуна, которых дамба отрезала от дороги. Максим Лобанов признал справедливость всех замечаний, особенно же по поводу трассы от Чистых Ключей. Этот участок дороги связывает не только Иркутскую область и Бурятию как два региона, но и, по сути, восточную часть страны с западной. Что касается Тулуна, то там явно дешевле переселить людей в другой район, чем строить для них отдельную дорогу. 


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика