Иркутск
28 февраля 10:18 Общество

Когда пешеход не прав. О хамах на зебре, ДТП и автоподставщиках

08:30, 28 янв

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов традиционно вызывают резонанс среди иркутян. Читатели бурно реагируют на такие новости и, несмотря на неполную информацию о поведении всех участников ДТП, чаще всего встают на сторону пешеходов. О том, что стояло за происшествием, задумываются разве что автолюбители, которые сами регулярно сталкиваются с неосторожным, а то и с наглым поведением пешеходов на дороге.

По данным пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области, за последние три года смертность пешеходов в ДТП выросла. Если в 2017 году на дорогах Иркутска произошло 494 ДТП с участием пешеходов, погибли в них 16 человек, получили травмы 492, то в 2019 году таких ДТП было 481, 482 человека получили ранения, а количество погибших составило 19 человек, в их числе двое детей.

В 2019 году дорожные полицейские выявили 4314 пешеходов, нарушивших правила дорожного движения. В полиции говорят: иркутяне любят переходить дорогу в запрещенных местах или вне зоны действия пешеходного перехода, переходят дорогу на красный свет, передвигаются по проезжей части без цели ее перейти, играют на проезжей части, пренебрегают использованием светоотражающих элементов при движении на загородных трассах в темное время суток.

Корреспондент «Альтаира» попыталась разобраться, как добросовестным водителям защитить свои права. Адвокат Александр Сапожников подробно рассказал о дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов. И научил, что делать и на что обращать внимание, если беда случилась. Отметим, что этот материал никоим образом не направлен на дискредитацию  пешеходов и оправдание недобросовестных водителей. Однако для нас важно, чтобы пешеходы понимали, что на городских улицах все участники дорожного движения несут ответственность друг за друга. И пять секунд необдуманной пробежки по дороге могут обернуться покалеченными судьбами.

Если виноват водитель

При наличии вины в ДТП водителям грозит административная либо уголовная ответственность. Административная – когда речь идет о причинении легкого вреда или вреда здоровью средней тяжести (ст. 12.24 КоАП). Если при расследовании будет установлен тяжкий вред здоровью либо наступит гибель пешехода, водителя привлекут к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. А наказание будет назначено в зависимости от последствий и квалифицирующих признаков, которые указаны в законе: состояние опьянения, оставление места ДТП. На размер наказания могут повлиять разные факторы: характеристики с места работы, наличие малолетних детей, заглаживание причиненного вреда, отношение к инциденту. Потерпевший также может просить суд о назначении наименьшего наказания. Так бывает, когда водитель загладил вред или пешеход осознает, что сыграл не последнюю роль в ДТП.

Помимо уголовной и административной, водитель, виновный в ДТП, несет материальную ответственность. Общие ее условия прописаны в ст. 1064 Гражданского кодекса. По закону об ОСАГО ответственность каждого водителя должна быть застрахована, поэтому материальный ущерб потерпевшему возместит страховая компания – но это в случае, если ущерб не превышает 400 тысяч рублей.

Если ответственность не застрахована или полис просрочен, если сумма ущерба превышает лимит страховой выплаты, потерпевший вправе потребовать у водителя возместить ущерб в полном объеме. Некоторые пешеходы требуют возмещения не только за нанесенные увечья и вред здоровью, но и, например, за поврежденную одежду, разбитый телефон, пришедшую в негодность косметику, дамские сумочки, портфели, обувь. 

Вред здоровью в размере до 500 тысяч рублей также покроет ОСАГО. Если нет, водитель возмещает его из своего кармана. Сюда входят затраты на восстановление утраченного здоровья: стоимость лекарственных препаратов, медикаментов, санаторно-курортное лечение, медицинские услуги, массажи, дополнительное питание и многое другое. Но только в том случае, если процедуры и препараты назначил лечащий врач.

Моральный вред при наличии вины тоже придется компенсировать. Моральный вред – это душевно-нравственные и физические страдания. Судебная практика сложилась таким образом, что наличие физических травм автоматически означает, что моральный вред пешеходу был причинен.

Размер компенсации морального вреда зависит от множества факторов. Суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, учитывая индивидуальные особенности. Грубо говоря, сломанный палец ноги балерины не равен сломанному пальцу на ноге программиста. В случае с ребенком моральный вред будет определяться в том числе его психоэмоциональным состоянием и последствиями для развития. Например, после ДТП он боится гулять, боится машин.

Судебная практика идет по пути увеличения сумм компенсации за моральный вред. За тяжкий вред здоровью взыскивают по полмиллиона, за смерть пешехода – больше.

Примечательно, что водитель, будучи владельцем источника повышенной опасности, обязан возместить вред, причиненный жизни и здоровью пешехода даже в том случае, если не виновен в ДТП.

О без вины виноватых водителях

Давайте представим ситуацию: столкнулись два автомобиля. Один от удара отлетел и задел пешехода, который шел по своим делам. Шел пешеход на зеленый свет или на красный, значения не имеет. Оба водителя будут нести солидарную материальную ответственность за вред здоровью пешехода.

Если ДТП произошло по его вине, пешеход тоже может обратиться в суд с иском о взыскании материального и морального вреда с водителя. Водитель может попытаться снизить размер иска либо пытаться доказать, что иск предъявлен необоснованно. По ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер иска либо, если имела место грубая неосторожность самого потерпевшего, отказать в удовлетворении исковых требований.

Например, пешеход нарушил требования ПДД, переходил проезжую часть в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора, в нетрезвом состоянии сидел на проезжей части. В моей практике были такие ситуации. Пешеход был пьян, убегал от сотрудников полиции, которые хотели задержать его за то, что он пил алкоголь в общественном месте. Он угодил под машину, в итоге взыскали ему 50 тысяч рублей морального вреда. А второму – трезвому, переходящему дорогу, – тот же судья взыскал 500 тысяч рублей.

Не умеешь водить в гололед – сиди дома

Есть масса историй, когда водитель и пешеход уверены, что ДТП бы не случилось, если бы на дороге не было ям или гололеда. Другими словами, причина ДТП – плохие дорожные условия. Если при оформлении ДТП сотрудники дорожной полиции составили акт о несоответствии дороги требованиям безопасности, если при рассмотрении дела удалось установить того, кто отвечает за содержание дороги, то в этом случае в суде водитель сможет требовать привлечения этого должностного либо юридического лица как соответчика по делу.

На практике доказать вину юридического лица, ответственного за состояние дороги, очень сложно. Если говорить о гололеде, то всегда проще обвинить водителя в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ, который гласит, что водитель должен вести транспортное средство с учетом дорожных условий. Иначе говоря, гололед – это проблема водителя.

Почему пешеходы уходят от ответственности?

По закону за, например, переход дороги в неположенном месте пешеход оплатит штраф 500 рублей или отделается предупреждением. Если действия пешехода привели к причинению легкого вреда или вреда средней тяжести, то ему грозит штраф до полутора тысяч по Кодексу об административных правонарушениях. Если по его вине наступила смерть или тяжкий вред, привлекут по ст. 268 УК РФ.

Почему на практике, когда происходят ДТП по вине пешехода, по ст. 12.29 КоАП РФ, его практически невозможно привлечь к ответственности? Во-первых, срок привлечения к административной ответственности составляет всего два месяца, а на лечение и экспертизы уходит масса времени. По истечении срока привлечь виновника к ответственности нельзя. Во-вторых, если в ДТП усматривается вина пешехода, то должностное лицо, проводившее административное расследование по ДТП (по статье 12.24 КоАП РФ), обязано в силу закона прекратить производство по делу из-за отсутствия состава правонарушения. Потому что пешехода, который сам же пострадал, нельзя привлечь за то, что он сам себе причинил вред. В этом случае в постановлении не будет отражено и то, что пешеход нарушил правила дорожного движения, что и послужило причиной ДТП.

Если пешеходу причинен тяжкий вред, при проведении проверки по ДТП в рамках уголовно-процессуального законодательства уже больше шансов получить на руки постановление, в котором будет указано, что в ДТП усматривается вина пешехода. Это повлияет на размер иска, на возможность водителя предъявить исковые требования к пешеходу. Бывают случаи, когда по вине пешехода наступают и другие последствия. Например, выскочил пешеход на дорогу, водитель затормозил, автомобиль занесло, он перевернулся, люди в салоне погибли. Причина ДТП в этом случае – действия пешехода. В такой ситуации необходимо говорить уже о возможной уголовной ответственности пешехода по статье 268 УК РФ. Такие дела есть, но их крайне мало.

Следственные органы и суды пока чаще занимают позицию вины водителя.

О бессмертных пешеходах и «эй, куда прешь, я на зебре»

Судебная практика приучила пешеходов безобразно вести себя на дороге. Особенно «бессмертными» они чувствуют себя на пешеходном переходе. При этом пешеходам совершенно все равно, каково расстояние до автомобиля, с какой скоростью он движется, безопасен ли переход. Они словно забыли, что по требованиям ПДД пешеход – это участник дорожного движения и тоже несет обязанности.

Некоторые сотрудники ГИБДД говорят, что водитель обязан остановиться, как только пешеход ступил на проезжую часть, не говоря уже о зебре. Однако по ПДД требование уступить дорогу означает, что участник дорожного движения «не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, если это вынудит других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Если пешеход ступил на проезжую часть на противоположной стороне дороги, водитель, который двигается через несколько полос от него, не может вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. То же самое можно сказать о пешеходе, который только подходит к переходу.

Если вы сбили пешехода. Как помочь себе и ему

Давайте представим, что ДТП произошло. Первое, что следует сделать: остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак. В этот момент водителю уже нужно успокоиться. Затем мы объективно оцениваем состояние пострадавшего пешехода. Если он сидит на обочине, трет ушибленное колено и ругает вас бранными словами, вряд ли ему нужна срочная госпитализация.

Ни в коем случае нельзя покидать место ДТП. Возможное исключение из правил: вы находитесь в условиях, когда вы и только вы можете доставить пешехода в больницу – например, на дворе ночь, загородная дорога, пешеходу нужна неотложная медицинская помощь. Но даже в этом случае после того, как вы доставили пострадавшего в медицинское учреждение, следует вернуться на место ДТП и дождаться сотрудников ГИБДД.

Ни в коем случае не слушаем заверения пешехода о том, что с ним все в порядке и ему не нужна медицинская помощь. Нужно помнить, что в дальнейшем пешеход может почувствовать себя хуже. Или захотеть нажиться на водителе.

Если пешеход ушел, нужно сообщить об этом сотрудникам по телефону и все равно дождаться дорожных полицейских. Это и только это убережет вас от привлечения к ответственности за оставление места ДТП.

По телефону достаточно сообщить, что вы наехали на пешехода, нужна или нет скорая помощь. Прибывшим сотрудникам нужно изложить все обстоятельства происшествия: место, время ДТП, описать действия потерпевшего. Если сотрудники ДПС отказываются составить протокол, нужно записать их фамилии и номера нагрудных знаков – в дальнейшем это поможет доказать, что вы предприняли все необходимые действия. А то бывают случаи, когда сотрудники, прибыв на место и увидев, что пешеход ушел, угрожают водителям штрафом за создание помех движению.

До прибытия на место сотрудников следует предпринять все меры для сохранения следов ДТП – осколков, следов крови, следов торможения. Поэтому аварийный знак выставляется в начале следов, а не возле крышки багажника (это частая ошибка).

«С моих слов записано верно»

Особенность доказывания в делах о ДТП заключается в том, что практически все доказательства по этим делам фиксируются на месте происшествия. Спустя время утраченные следы уже не догнать. Поэтому во время составления протокола не нужно нервно курить в стороне, нужно внимательно следить за тем, какие данные фиксируют сотрудники ГИБДД в протоколе. Нужно проверять, соответствуют ли действительности замеры, верно ли отражена дорожная обстановка.

Например, частая ошибка водителей: при наезде на пешехода писать в протоколе, что место наезда там, где лежит тело пешехода.

В момент дачи объяснений нужно как можно подробнее указать обстоятельства ДТП: как ехали, сколько было машин, сигналы светофора, скорость, описать поведение пешехода: сколько он прошел, в каком темпе, какое расстояние, какие меры водитель предпринял, чтобы предотвратить аварию. Тем, как вы изложили обстоятельства, и будет определяться ход расследования.

Об автотехнической экспертизе

По делам, связанным с наездом на пешехода, проведение автотехнической экспертизы является обязательной мерой. Только на основании вывода эксперта можно сделать вывод о том, имел или нет водитель техническую возможность предотвратить наезд на пешехода. На основании этой информации в дальнейшем будет определяться виновник ДТП.

В то время, когда ведется административное расследование, потерпевший, как правило, проходит лечение. И ему не до автотехнической экспертизы. Водителю в это время говорят, мол, пока пешеход лечится, мы ничего сделать не можем, поскольку тяжесть телесных повреждений не установлена. Важно не терять время, ответственно подойти к рассмотрению дела. И главная роль в этом отведена автотехнической экспертизе.

О пьяных пешеходах

Во время объяснений на месте ДТП водитель может отразить в протоколе свое субъективное мнение о состоянии пешехода – указать на запах алкоголя, сбивчивую речь, расширенные зрачки. Если пешеход получил травмы, в больнице у него в любом случае возьмут кровь на анализ и определят, имеет ли опьянение место. Если пешеход отказывается проследовать в больницу, а водитель видит, что пешеход пьян, следует потребовать, чтобы сотрудники ГИБДД направили пешехода на медицинское освидетельствование.

Но! Правила дорожного движения не запрещают пешеходам передвигаться по улицам в нетрезвом виде. На вину водителя в совершении ДТП опьянение пострадавшего не повлияет. Однако в суде нетрезвое состояние пешехода позволит доказать грубую неосторожность самого потерпевшего, что существенно влияет на размер компенсации морального вреда.

Об автоподставщиках и «ну все, ты попал»

На презумпции вины водителя неплохо наживаются автоподставщики – мошенники, которые имитируют ДТП с участием пешехода и вымогают у водителей деньги. Они не работают по одному. В этой игре участвуют «пострадавший», «свидетели» и «высокопоставленный родственник или знакомый», он же «человек со связями в полиции», который появляется по звонку «пострадавшего» или «свидетелей».

Сначала они тщательно выбирают место и машину. Вряд ли выберут «жигуленка» – скорее всего, у водителя нет лишних денег. Не бросятся под машины премиум-класса, чтобы не нарваться на человека, способного дать отпор. Чаще всего мошенники выбирают бюджетные чистые автомобили. Чистота важна, чтобы не оставлять следов. Желательно, чтобы за рулем находилась женщина, а в салоне – дети. Как правило, дети быстро устают, начинают кричать, отвлекать и торопить мать, и она вынуждена решать проблемы быстро, заплатить пострадавшему за «ущерб».

В Иркутске мест, пригодных для мнимого наезда на пешехода, много. Пешеходные переходы местами оборудованы таким образом, чтобы освоить деньги, а не обеспечить требования безопасности. Например, перекресток улиц Марата и Свердлова. Это место буквально создано для таких манипуляций: автомобили едут тихо, водители, выезжая с Марата, отвлекаются на поток машин, движущийся по главной. Только выехал на перекресток, сразу нужно тормозить, поскольку тут же въезжаешь на переход.

Как правило, мошенники редко бросаются на капот – никому не хочется лишний раз калечиться, а всех талантливых «каскадеров» полиция уже поставила на учет. Стукнуть по двери или по боковой части автомобиля, зацепить зеркалом, проехать по ноге колесом или якобы ударить дверцей по сумке с ноутбуком, якобы наезд задним ходом – вот излюбленные методы. В последнем случае водителю поможет видеорегистратор, установленный сзади.

Автоподставщик падает на землю, начинает кричать, корчиться. Тут же появляются «свидетели», требуют от водителя оказать помощь, создают шум и заверяют пострадавшего в своей поддержке, обмениваются телефонами.

На место ДТП по звонку «свидетелей» или «пострадавшего» приезжает «высокопоставленный родственник». Все вместе они преследуют цель – убедить водителя оставить место происшествия. «Пострадавший» просит увезти его в больницу. Потом машину останавливают, и мошенник говорит, что его срочно ждут в другом месте и в больницу он не пойдет. Свидетели говорят: «Ты зачем ломаешься, тебе человек навстречу идет». А «влиятельный родственник» настаивает, что все должно быть по закону. «Адвоката наймем, за лечение заплатишь, за оставление ДТП ты уже практически сидишь». И все, клиент созрел и тянется за кошельком.

Как бороться? Не забывать про видеорегистратор, не поддаваться панике, обязательно сообщить в ГИБДД, не уезжать с места ДТП ни под каким предлогом, даже если мнимый пешеход сам ушел.

Водители привыкли, что виноваты

Водители в большинстве своем считают, что их обязательно обвинят в ДТП. Они привыкли к тому, что пешеход всегда прав, и необдуманно соглашаются с навязанной им версией о своей виновности, пытаются в суде отделаться небольшим наказанием, пытаются примириться с пешеходом.

Между тем для обвинительного приговора мало показаний одного пешехода, нужна масса доказательств. Автотехническая экспертиза, о которой говорилось ранее, не должна проводиться только по показаниям участников ДТП, необходимо полное исследование всех обстоятельств происшествия. Не стоит бояться трат – экспертиза проводится за счет бюджета, а не водителя. Задача водителей простая – еще на месте ДТП позаботиться о содержании протокола, чтобы эксперт при расчетах использовал точные данные. Автомобиль – это источник повышенной опасности, но водителям нужно научиться отстаивать свои права.

Вместо послесловия

При подготовке материала корреспондент «Альтаира» понаблюдала, как ведут себя пешеходы в городе. Примечательно, что односторонние улицы Карла Либкнехта и Декабрьских Событий оказались рассадником ленивых и нахальных пешеходов, которые ходили по дороге вдоль, поперек и даже по диагонали.

Отметим, что именно улица Декабрьских Событий за долгие годы прославилась ДТП с участием пешеходов, в том числе со смертельными исходами.

О своих мотивациях нарушители предпочли корреспонденту не рассказывать и стыдливо убегали по своим делам.

Впрочем, есть и положительные примеры.

Иркутяне Андрей и Настя всегда переходят дорогу аккуратно, они с удовольствием пообщались с корреспондентом. Андрей рассказал, что в их большой семье есть и дети, и пожилые родственники. Молодежь регулярно проводит с ними разъяснительную работу о безопасности дорожного движения. И учит дорожить не только своей жизнью, но и жизнями и свободой водителей.

Валентина Синявская / ИА «Альтаир»

Фото автора и из открытых источников


Просмотров: 2792

По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 (914) 895-08-11

 

Кого вы считаете наиболее вероятным кандидатом (кандидатами) на выборах губернатора Иркутской области в сентябре 2020 года?

Яндекс.Метрика