Иркутский эксперт поделился методами профилактики телефонного мошенничества
С начала года в Иркутской области зарегистрировано 319 заявлений о дистанционных хищениях денег у жителей региона, так называемого телефонного мошенничества. Суммы самые разные – от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. О мерах предосторожности и новых уловках мошенников в интервью «Альтаиру» поделился заместитель начальника отдела по раскрытию краж и дистанционных хищений Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Анатолий Греков.
По его словам, сейчас в Прибайкалье действуют две отлаженные схемы выманивания денег с помощью телефонных звонков. Первая общеизвестна: на телефон поступает звонок из якобы службы безопасности банка. Под этим предлогом злоумышленники получают доступ к персональным данным потерпевших, паролю и счетам, после чего с легкостью могут распоряжаться безналичными денежными средствами жертвы.
– Людям нужно четко понимать, что у всех банков существует определенная политика, которая заключается в следующем: только когда у клиента возникает проблема и он к нам обращается, мы начинаем ее решать. Звонок по собственной инициативе службы безопасности фактически невозможен. Данные, которые злоумышленники пытаются получить, у настоящих банков всегда есть, – пояснил оперативник.
Другой набирающий популярность способ выманить деньги – это инвестирование или доверительное управление средствами. Он предполагает вложение средств в фонды или брокерские услуги под очень привлекательные проценты. Эксперты подчеркивают, рынок ценных бумаг не может быть источником гарантированной доходности.
– Мы хотим положить деньги, ничего не делать и получить в три раза больше. Но так не бывает. Если вам предлагают слишком большую доходность, помните: где-то есть подвох. Если вчера какой-то актив вырос на 15 процентов годовых, вряд ли сегодня он тоже вырастет на 15 процентов. Если предложение слишком привлекательное, найдите дополнительную информацию и перепроверьте. Кроме того, доверительное управление предполагает инвестирование действительно крупных сумм, от 9 млн рублей и выше, – отметил Анатолий Греков.
– Согласно статистике случаев успешного обмана людей действительно много. Как вы боретесь с мошенниками? Преступления раскрываются? Откуда жулики звонят территориально? Из нашего или других регионов? Можно ли вернуть утраченные деньги?
– Определенный вид мошенничеств, как правило, совершают люди из мест лишения свободы. Подавляющее большинство преступлений – почти 95 процентов – совершаются за пределами Прибайкалья. Чаще всего звонки поступают из центральных регионов России. Расследование каждого преступления требует индивидуального подхода. Как говорил мой учитель, иногда раскрыть кражу банки огурцов сложнее, чем убийство. Здесь то же самое. В каждом преступлении есть свои нюансы. Мы стараемся не распространяться о деталях расследований, потому что мошенники тоже умеют читать. Вместе с тем подобные преступления раскрываются постоянно. Другое дело, что сейчас их количество серьезно возросло. Основная причина, которая связывает нам руки, – мы слишком долго получаем из банков информацию, необходимую для расследования уголовных дел.
Возможность вернуть деньги есть далеко не всегда. Банки неохотно идут на сотрудничество, а оформить страховой случай очень непросто. Преступники тоже не стоят на месте. Отследить карту зачисления средств очень сложно, поскольку мошенники пользуются виртуальными картами, которые не требуют персонализации. Есть и персонализированные банковские карты, но они находятся в пользовании у третьих лиц. Аналогичная ситуация с сим-картами, с помощью которых совершаются преступления. В Сибирском федеральном округе трудно приобрести «анонимную» сим-карту, однако в других частях нашей страны такая возможность еще есть.
– Что делать, если подозрительный звонок все-таки поступил?
– Если вам позвонили незнакомцы, прежде всего, рекомендуется взять паузу. Как работают мошенники? Их первоочередная задача – ввести потенциальную жертву в ситуацию мини-стресса. Людей торопят принять решение как можно быстрее. Нужно остановиться, подумать, быть может, с кем-то посоветоваться. Неважно, звонит вам служба безопасности банка, потенциальный брокер, оказавшийся в «беде» «родственник» либо потенциальный покупатель из торговой интернет-площадки. Вся информация о том, какую информацию можно предоставлять сотрудникам банка, содержится в сопроводительных буклетах при получении банковской карты.
Сейчас мы готовим проект под названием «учебная карта», который предусматривает выпуск банковских карт, на которых будет указана информация, предупреждающая о действиях мошенников. Главный совет, который защитит от телефонных аферистов, – если вам звонят из банка, положите трубку. И перезвоните по официальному номеру, который указан на обороте вашей карты или сайте кредитной организации. Банки крайне редко звонят клиентам и делают это чаще всего с рекламными целями, называть данные карты они никогда не требуют, – подчеркнул эксперт.