Иркутск
22 ноября 8:31 Общество

Иркутский авиазавод будет выпускать новый самолет компании «Яковлев» Як-130М

11:45, 19 авг 2024

Компания «Яковлев» впервые представила модернизированную версию учебно-боевого самолета Як-130М, об этом пишут «Известия».

Новая модификация самолета Як-130, который выпускается Иркутским авиазаводом, совершит свой первый полет в следующем году. В рамках опытно-конструкторских работ будет построено три образца Як-130М, которые пройдут испытания и дадут начало серийному производству новой машины.

Базовая модель  учебно-боевой самолет Як-130  был разработан ОКБ им. А.С. Яковлева в начале 1990-х годов. Самолет выиграл в конкурсе проектов, в работах на начальном этапе принимала участие итальянская компания Aermacchi. Впоследствии из-за разногласий эта компания отошла от участия в проекте, но стала совладельцем полного комплекта конструкторской документации и выпустила свой вариант самолета  учебно-тренировочный MB-346.

Первый полет Як-130 совершил 25 апреля 1996 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском. В 2003 году было начато производство первых двух самолетов для проведения испытаний. Государственные испытания были завершены в 2009 году, и одновременно было начато серийное производство Як-130 на Иркутском авиазаводе.

В начале 2010-х годов начались поставки Як-130 в ВКС России и на экспорт в Алжир. Сегодня это основной учебно-боевой самолет для российских летчиков-истребителей и в ВКС, и в авиации ВМФ России. Самолет поставляют за рубеж, его эксплуатируют в Алжире, Бангладеш, Белоруссии, Вьетнаме, Лаосе, Мьянме и Иран.

Новый Як-130М станет более боевым самолетом, чем учебным: он сможет выполнять функции как легкого истребителя, так и легкого ударного штурмовика. Основные нововведения  новая бортовая радиолокационная станция БРЛС-130Р, контейнер с оптико-электронным и тепловизионным прицельным оборудованием СОЛТ-130К, бортовой комплекс обороны «Президент-С130», комплекс средств связи КСС-130.

Самолет сможет выполнять ударные миссии «воздух–земля» с использованием как неуправляемого ракетного оружия, так и управляемых ракет. Кроме того, под самолет предусмотрена подвеска специального обтекаемого конформного контейнера с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. С таким оборудованием и вооружением Як-130М становится всепогодным боевым самолетом с возможностью выполнения миссий «воздух–воздух» и «воздух-земля» в любое время суток. Он сможет применять новые высокоточные авиационные средства поражения с различными системами наведения  инфракрасными, спутниковыми и лазерными.

Основной целью модернизации самолета было придание ему новых возможностей  с использованием прежнего планера и двигателей за счет установки оборудования и систем вооружений нового поколения получится легкая боевая машина, которая сможет конкурировать на равных с другими самолетами подобного класса. При этом у него не изменяется масса и внешние обводы.

Самолет-близнец Як-130  итальянский MB-346 - является учебно-тренировочным самолетом. Он может в принципе выполнять и боевые миссии, но не является полноценной боевой машиной. В отличие от чехословацкого L-139 (свежей реинкарнации популярного в прошлом учебно-тренировочного самолета L-39 «Альбатрос»), а также от британского Hawk и южнокорейского T-50, на нашем самолете два двигателя вместо одного. Это значительно повышает выживаемость в боевых условиях и дает определенный запас мощности, что крайне желательно для самолета, который будет выполнять боевые миссии. Стоимость нашего самолета находится в среднем бюджетном диапазоне для машин такого класса. К тому же Як-130М будет нести полноценное вооружение в отличие от учебных самолетов.

На учебном Як-130 есть всё, что необходимо для подготовки пилотов истребителей 4++ и 5-го поколений. Новый Як-130М сможет не только обеспечить подготовку пилотов такого уровня, но и будет применять некоторые системы, которые входят в состав вооружения самолетов 5-го поколения, в частности, пилоты на нем будут работать со столь же совершенным прицельно-навигационным комплексом.

Первые три опытных машины уже находятся в сборке на Иркутском заводе, в первом полугодии 2025 года планируется первый полет первого летного Як-130М, а следом будет начато серийное производство. В первую очередь самолет будут выпускать для зарубежных заказчиков, география которых с большой вероятностью будет обширной  от Африки и Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока и, вероятно, Латинской Америки.

Фото издания Известия


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика