В школу вернутся Агитпроп и Закон божий?
Такое произойдет едва ли очень скоро – скажем, в нынешнем или следующем году. Но и, судя по тенденциям, совсем уж откладывать в долгий ящик не станут. Пока речь идет о небольших, аккуратных шагах в этом направлении. Но как знать: если, что называется, масть пойдет, почему бы не ускориться?
Представители всех религий хотят увеличить численность паствы. Однако главным, ключевым вопросом здесь являются методы: добровольно или, скажем так, не совсем. Фото subscribe.ru
Речь о мягком проникновении клерикальных тенденций в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Да, в большинстве школ, особенно в крупных городах, родители, как правило, предпочитают, чтобы их детей обучали светской этике. На втором месте, с ощутимым отставанием – мировые религии, и только затем – православие и ислам. Но уже тут заметна «обратная сторона медали»: судя по настроениям инициаторов нового курса, им хочется, чтобы в школах преподавали отнюдь не светскую этику и даже не сбалансированную «солянку» из мировых религий, а именно православие, включая его доктринальную, каноническую, обрядовую части. Тут рукой подать от знания до веры, что, не исключено, и является целью.
Безусловно, православие даже на социокультурном уровне ближе очень многим из граждан России, чем другие ветви христианства и другие религии. Но, во-первых, все же не всем, а, во-вторых, ближе – не значит лучше: остальные конфессии, деятельность которых разрешена законом, имеют такие же права. Это светская оценка ситуации, но таковы основы конституционного строя Российской Федерации – нравится это кому-то или нет.
Руководство Русской православной церкви и лично патриарх Московский и всея Руси Кирилл стремятся увеличить численность паствы. Разумное желание, такое же, как и у представителей других конфессий. Однако главным, ключевым вопросом здесь являются методы: добровольно или, скажем так, не совсем. И здесь по митрополиям РПЦ ситуация несколько разнится. Где-то представители духовенства не стесняются говорить, а порой и действовать в наступательно-принудительной, если не сказать агрессивной манере. А в иных случаях, включая Иркутскую митрополию, предпочитают дипломатичный подход, избегая резких движений, убеждая только проповедью, уважая внутренний мир каждого человека. Но что если законодательство в этой сфере, касающейся, не забудем, детей, будет изменено, да и предстоятель РПЦ призовет к активизации действий?
Размышления на заданную тему вызваны тем, что духовно-спорные новшества могут не ограничиться религиозно-этическим курсом. На подходе еще один школьный предмет – «Нравственные основы семейной жизни». Название вроде как ласкает слух, но предлагаемое содержание круто замешано на православном фундаментализме (именно так, без учета реалий XXI века). Во всяком случае, у приснопамятного «Домостроя» времен Ивана Грозного появился достойный продолжатель.
Впрочем, на светском фронте школьного образования тоже наметилась «движуха». В Госдуму внесено предложение включить в школьную программу уроки политинформации, разъясняющие суть ключевых событий в России и за ее пределами. Депутаты направили соответствующее обращение главе Минобрнауки РФ Ольге Васильевой. «Молодежь активно интересуется политикой и пытается участвовать в политической жизни страны. Молодежью нужно заниматься, а элементарные знания о политической обстановке они должны получать в школе», – уверены они. По их мнению, сейчас подростки могут получить интересующую их информацию только из «провокационных источников в интернете».
У приснопамятного «Домостроя» (на фото) появился достойный продолжатель – школьный курс «Нравственные основы семейной жизни». Фото gk170.ru
Само собой, возрожденный Агитпроп будет выдержан в одном, «единственно верном» ключе. А как же быть с тем, что в нашей стране сейчас позволено иметь иное, чем, например, у главы государства, мнение по любым вопросам социально-экономической и общественно-политической жизни? Быть может, как раз именно этому, а не «Одобрямсу – 2.0», нужно учить молодое поколение? Подход по принципу «сникерса» – «съел и порядок» – у нас и так на каждом шагу: телевизор с его главными каналами вещания имеется в каждой семье. Зачем еще добавка за счет учебного времени?
В общеобразовательной школе можно и даже нужно уделять больше внимания текущим вопросам политики, экономики, социальной сферы. Но только не в форме присяги «верности курсу», а через дискуссии, сопоставление различных точек зрения, чтобы ребята понимали, насколько сложны и многогранны многие проблемы, чтобы учились самостоятельно мыслить, принимать решение на основе полной, разносторонней, исчерпывающей информации и т.п. Вот только учебный план не резиновый, найти большое число дополнительных часов крайне трудно.
Напротив, агитационные «летучки», может кого-то и убедят в «черно-белой легенде», но других только научат двоемыслию: с возражениями лучше «не вылазить», чтобы не получить проблемы в учебе. Значит, придется напоказ шагать «в ногу», а свое, «всамделишное» мнение держать при себе. Собственно, так уже было в эпоху Брежнева, и автор, будучи основным политинформатором класса в иркутской школе № 17, хорошо помнит то время. Повторим?
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»