Гимназия № 25: «40 лет мы учим детей учиться»
В иркутской гимназии № 25 завершается подготовка к большому юбилею. Сорок лет назад молодой и перспективный микрорайон Солнечный обзавелся новым учебным заведением, построенным прямо на берегу иркутского моря. Со временем школа преобразовалась в гимназию, приросла еще одним корпусом и вошла во всевозможные ТОПы. 5 октября, в День учителя, образовательное учреждение отмечает круглую дату.
Первое, на что обращаешь внимание при входе в кабинет директора, – это обилие внушающих уважение дипломов. Гимназия – четырежды победитель конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая гимназия». Школа входит в официальный рейтинг «ТОП-500» лучших школ России, составленный на основании результатов ЕГЭ и Всероссийской олимпиады для школьников. В этом рейтинге гимназия занимает третье место среди одиннадцати школ Иркутской области. Кроме того, гимназия трижды добилась признания на всероссийских конкурсах «Школа года», является девятикратным лауреатом городских и областных конкурсов «Лучшее общеобразовательное учреждение».
Бессменным директором и главным идейным вдохновителем гимназии № 25 со дня основания был Владимир Безденежных, возглавивший новую школу в 28-летнем возрасте. Безупречная репутация школы неразрывно связана с его именем. К сожалению, Владимир Владимирович не застал 40-летний юбилей своего opus magnum. Он ушел из жизни в прошлом году, оставив наследство, которым предстоит бережно распорядиться всем иркутянам.
О прошлом, настоящем и будущем школы мы поговорили с исполняющей обязанности директора МБОУ Гимназия № 25 Татьяной Шороховой.
– Татьяна Константиновна, для начала, наверное, стоит разобраться в терминах. Чем отличается гимназия от школы?
– Школа – это общеобразовательное учебное заведение, а гимназия имеет гуманитарный уклон. Поскольку Владимир Владимирович Безденежных был выпускником иркутского иняза, 25-я школа пошла по лингвистическому пути. Мы первыми в городе пришли к обязательному преподаванию второго иностранного языка, которое начинается с пятого класса. Кроме того, на каждой параллели есть класс с углубленным изучением английского.
Пока ИГЛУ не «растворился» в ИГУ, у нас было соглашение о сотрудничестве. В гимназии работали преподаватели высшей школы, уровень преподавания был настолько высоким, что наши выпускники поступали на второй курс института. Лингвистические классы у нас по-прежнему остались. Но после присоединения иняза к госуниверситету прежней востребованности в лингвистах, конечно, поубавилось.
– Гимназия добилась серьезного признания на всероссийском уровне. В Иркутске есть немало статусных, презентующих себя как «элитные» школ. Как в их компанию ворвалась школа № 25? За счет каких качеств вам удается столько лет поддерживать настолько высокий уровень?
– Трудолюбие. У нас очень профессиональный, сложившийся коллектив. Конечно, кто-то приходит, кто-то уходит. Но существует основной костяк, который является носителем школьной философии, наших ценностей. Все учителя нацелены на результат. Мы привыкли, что результат работы в каждом отдельном классе положительно сказывается на школе в целом. Мы постоянно поднимаем требования к себе и школе, никогда не останавливаемся на достигнутом.
Все наши успехи – это заслуга педагогов. Они активно готовят учеников к олимпиадам, конкурсам. Существует обширная программа дополнительного образования – факультативы и внеурочная деятельность. То, чем дети занимаются с удовольствием. С пятого класса на каждой параллели появляются классы с углубленным изучением предметов. В рамках факультативов, за пределами основного учебного процесса, работают математический и лингвистический классы. Пробовали формировать класс с естественно-научной подготовкой, но он не пользовался успехом среди учеников.
Вся старшая школа занимается профильным обучением. После девятого класса мы набираем технологический класс (с углубленным изучением математики, информатики и физики) и гуманитарный класс с иностранными языками. Очень востребован класс с социально-экономическим профилем. Есть классы универсальные – для детей, пока не определившихся с будущей профессией. Здесь мы стараемся делать акцент на математику и русский язык, чтобы ребята максимально развивались. Кроме того, с десятого класса в школьной программе появляются такие предметы, как «право», «экономика» и «права человека». Учителями мы приглашаем вузовских преподавателей.
– Недавно вы защитили программу развития гимназии. Что нового ждет ваших учеников?
– Любое образовательное учреждение имеет пятилетнюю программу развития. В прошлом году мы защитили очередную, седьмую по счету. Она посвящена функциональной грамотности – злободневной теме в современном образовании. Дети должны не только уметь решать задачи, но и применять их на практике. Грубо говоря, уметь рассчитать площадь прямоугольника – это одно, а вот с тем, чтобы рассчитать необходимый объем краски для обновления стены, – здесь у многих людей уже начинаются проблемы. Программа развития призвана помочь исправить этот досадный перекос.
– Чего не хватает нынешней гимназии? Над чем еще предстоит поработать?
– Проблемы, прежде всего, связаны с финансовыми вопросами. Большим недостатком школы остается неработающий переход, который должен связывать старый и новый корпуса. Для завершения строительства требуются определенные инженерные решения. Эту проблему пытались решить на разных уровнях, но все упирается в деньги. Пока дети вынуждены ходить в бассейн по улице.
Проблемным остается кадровый вопрос. У нас острая нехватка учителей математики. В этом году мы вопрос решили, но остается чувство, что это некая «заплатка». Мы привлекли учителей высшей школы, а у них в любой момент может смениться расписание занятий, и педагоги могут отказаться от работы в гимназии.
С другими предметами проблем вроде бы нет, но... Коллектив становится старше, численность учеников в классах растет, нагрузки становится больше. Учителя чаще болеют. Раньше средний возраст преподавателей не превышал 27 лет, а теперь – за 50 лет. Работу наши преподаватели любят, почитают ее своим долгом, честью и смыслом жизни. Но нужна смена. Конечно, молодежь приходит и остается, но редко и в основном – в начальной школе.
– Чего бы вы пожелали на день рождения гимназии?
– Хотелось бы пожелать нам нового директора. Нам нужен настроенный на процветание гимназии организатор, который вдохновлял бы коллектив. Креативный, как Владимир Владимирович, который стал руководителем совсем молодым человеком. Вместе со школой он рос, вместе с ним росла школа. Он не давал никому отдыхать и всегда говорил: «Движение – это жизнь. Мы не будем останавливаться на том, что у нас хорошая школа. «Хорошая» – это не планка. Надо развиваться дальше».
Как любил говорить Владимир Владимирович, каждый пятый ученик гимназии оканчивает школу с золотой медалью. И это не художественное преувеличение. В этом году из 115 выпускников 22 по итогам ЕГЭ подтвердили звание золотых медалистов. Главное качество гимназии – мы учим детей учиться. Когда ты умеешь учиться, тебе легче и в институте, и на работе. Ты будешь с удовольствием учиться всю жизнь и обязательно добьешься успеха.
Беседовал Вадим Мельников, ИА «Альтаир»