Виктор Кузеванов: «Будьте готовы к перевороту в вашей жизни»
Очередная встреча лектория «Научные weekend`ы», посвященного 100-летию Иркутского государственного университета, состоялась 26 мая. Кандидат биологических наук, доцент Виктор Кузеванов прочел лекцию «Биология на перекрестке тенденций века».
«XXI век будет веком войн за воду»
— Вопросы биологии для меня интересны с детства, ведь даже в сказках действуют биологические персонажи. Вы помните, как герой стоит перед камнем и на нем написано: налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь.... В биологии то же самое: нужно выбрать правильный путь. Биология становится все более интересной и востребованной — вы это увидите на слайдах, некоторые из них я взял из своих лекций, которые читал на английском и других языках. А вот на первом слайде внизу график с сайта Google Trends — это количество запросов слова «биолог» на разных языках. В последние 15 лет интерес к биологии только растет. К другим профессиям то растет, то падает — а к биологии растет.
Биология объединяет гуманитарные науки и естественные. В современном мире есть разные технологические уклады, и все большее распространение получают технологии, основанные на биологии. Россия во всем мире считается уникальным экологическим донором. Давайте вспомним, как изменялись технологические уклады. Когда я учился в школе, нас учили, что уклад меняется вместе с социально-экономическими формациями. Но сейчас мы уже знаем, что это не так. Эпоха механизации текстильного производства во многом основана на использовании биологических объектов, эра пара и железных дорог — на использовании угля, сейчас мы переживаем переход к шестому укладу — он будет базироваться на био-, эко- и нанотехнологиях и завершится созданием искусственного интеллекта.
Начался переход к шестому укладу примерно в 2012 году: появляются новые технологии, есть идеи об использовании неосвоенных территорий. Их осталось очень мало — Дальний Восток, Сахара, Австралия. Переход к новому укладу сопровождается научно-технической революцией. Вспомните: ХХ век был веком революций — социальных, научно-технических, атома, космоса, информатики, урбанизации. Еще это был век глобальных войн. Век XXI — это век высоких технологий, экологии, биологии, цифровизации, локальных войн за ресурсы и глобальных изменений. Добыча воды становится самой прибыльной задачей, в Африке из-за воды уже воюют. Мы живем возле Байкала и наше положение в этом смысле уникально.
Интернет делает наш мир достаточно открытым, и мы можем по количеству страниц и запросов определить, насколько массовым является интерес к той или иной проблеме. Просто «биология» — более 22 млрд, «биология + технология» — уже более 80 млрд! А ведь если у людей нет интереса к теме, они не будут об этом ни писать, ни думать. «Биология + благо» — почти 10 млрд, «биотехнология» — пока около 1,5 млрд. Это мы смотрели тренды в русскоязычном сегменте. А вот англоязычный сегмент: «биология» все еще на первом месте, «биология + технология» — на втором, но на третьем — «биология + медицина».
Если мы посмотрим на тренды по слову «знание» на русском и английском, то мы увидим, что у нас в стране растет интерес к знаниям, а в англоязычном сегменте — падает. Там растет функциональная неграмотность: люди могут прочитать этикетки на товарах, но не могут связать разные абстрактные понятия в прочитанном тексте. Когда мы в 1957 году запустили первый спутник, это был шок для США: они установили, что в СССР наука была перенесена уже в школу. Тогда они бросились догонять нас: были открыты сотни новых университетов, лабораторий, ботанических садов. Сейчас они нас благодарят за тот шок. И несмотря на это, во многих штатах США до сих пор запрещено преподавать теорию эволюции Дарвина.
Основные направления биологии
Сейчас продолжает развиваться классическая биология, эволюционная и новая — синтетическая биология, та самая, которая позволяет создавать новые виды живых организмов. Биология развивалась поэтапно: феноменологический — описание «на вид и вкус», потом описательный, потом аналитический, экспериментальный, биомоделирование (подражание природе — например, застежка-«липучка» по образу репейника), биоинженерный и биотехнологический, синтетический. Каждый из этих этапов по-своему интересен. Вот, например, я ношу очки — это сплав самых разных технологий, самых разных знаний. У некоторых из нас есть искусственные суставы, сердечные клапаны — это все биоинженерия.
Люди открыли живую клетку всего 200 лет назад, постепенно ее изучили, научились синтезировать, а сейчас можно пересаживать даже не целые клетки, а отдельные органеллы клеток. Последний этап — клетка, созданная с нуля! Был взят геном, введен в оболочку клетки и получился новый организм, который никогда не существовал. Есть клеточная инженерия — выращивание тканей и клеток на питательной среде. Можно выращивать посадочный материал, который не заражен никакими болезнями. Технология такова, что на небольшой площади, из материала одного растения можно получить огромное количество самых разных организмов, отличающихся друг от друга. В традиционной технологии такое разнообразие можно получить на площади в десятки гектаров! А тут у вас сразу новые сорта, устойчивые к болезням. Это не генетически модифицированные организмы, они бы и так когда-нибудь появились в природе, но неизвестно когда. У нас в стране в Поволжье есть предприятие, которое создает новые сорта пшеницы из одной только пыльцы.
У нас в ИГУ ведутся очень интересные исследования. Например, в НИИ биологии идет работа по имплантированию оптических сенсоров для мониторинга состояний организма. Берутся специальные капсулы, которые меняют свой цвет при изменении среды, впрыскиваются рыбкам и рачкам, и по изменению цвета сенсора можно видеть изменение температуры, концентрации химических веществ, состояние стресса организма. Очень удобный прижизненный метод. Сейчас они работают над внедрением сенсоров в высших организмах. Это направление отрабатывается и у нас в стране, и за рубежом, потому что оно очень перспективное.
Другая группа в НИИ биологии под руководством Бориса Огаркова работает над биологически активными добавками из грибов. Можно создавать БАДы, которые защищают растения от болезней и вредителей; производить меланин, который защищает организм от рака, — наши ученые выяснили, что его много в гречке. Если меланин принимать в определенной дозе, то он убивает раковые клетки. Это очень интересно, ведь эти естественные биологические процессы известны очень давно. Но фармацевтические фирмы эти разработки на рынок не пускают.
Надо сказать, что интерес к определенным знаниям растет не равномерно, а по экспоненте. Связано это с использованием цифровых технологий: как только информация переведена на цифровой язык, сразу происходит резкий всплеск. В последнее время разные технологии объединяются, достигается эффект синергии — как если бы при сложении 1 + 1 получилось не 2, а сразу 4. Примерно к 2030 году волна инноваций разрушит существующие технологии и нам нужно быть готовыми к этим переменам. Изменится энергетика, конструкция (создание машин и зданий), инфраструктура и здравоохранение. Людям нужно быть готовыми к тому, что жизнь изменится полностью, и поэтому сегодня важнее всего роль учителей.
Биология внесет в это все большой вклад. Есть ключевые понятия современных ценностей и стратегий. Крупномасштабная трансформационная цель — нужно сформировать будущее в позитивном ключе; закон ускоряющихся обратных связей — ускорение прогресса (я учу студентов, они вырастают и учат следующее поколение еще лучше); закон Мура — удвоение производительности каждые 18 месяцев (вспомните сотовые телефоны — покупая новый, вы как раз пытаетесь догнать современные технологии); экспоненциальное мышление — нет проблем, которые мы не можем решить, применяя нелинейное творческое мышление.
Самое интересное в этом списке «лунный выстрел» — создание совершенно новых креативных решений. Когда Жюль Верн написал свой роман, это была фантастика, а сейчас мы уже знаем, что это возможно. Сложные животные (лисы, кошки) отличаются от примитивных тем, что они могут просчитать, куда добыча прибежит через некоторое время, и встретить жертву именно там. Мы должны вести себя так же: нельзя догнать прогресс, нужно выйти ему навстречу. Нам нужны школьники и студенты, которые ставят себе глобальную задачу на всю жизнь и идут к ней. Только такие лидеры выведут нас в будущее. Мы приближаемся к точке сингулярности — то есть такой точке, которая решительно изменит наш мир. Это случится через 15–20 лет и будет иметь такие же последствия, как неолитическая революция или переход к использованию пара. Сейчас группа под руководством ученого Крейга Вентора (в том числе двое ученых из России) научилась создавать управляемые искусственные клетки, потом — колонии таких клеток, а это уже эволюция, именно так возникли жизнь на Земле и, в конечном счете, мы с вами.
Завершить я хочу тем, что любые эксперименты могут быть очень опасны и всегда нужно быть осторожными при работе с биологическими объектами. Существует, например, Дополнительный протокол к Конвенции о правах человека — он запрещает опыты по клонированию человека.