Аэропорт Иркутска: Есть время передумать
В истории иркутского аэропорта, и без того унылой, открывается новая, еще более печальная страница.
Началось все с того, что в конце июля губернатор Игорь Кобзев представил помощнику президента РФ Игорю Левитину и полномочному представителю президента в Сибирском федеральном округе Анатолию Серышеву план по строительству нового терминала прилетов внутренних линий. В новости удивляли несколько моментов: терминал хотят построить к сентябрю 2024 года; здание будет модульным и быстровозводимым; жителям Иркутской области проект не показывали, но некая рабочая группа его уже одобрила.
Новый терминал представляет собой прямоугольное здание с двускатной крышей – то есть внешне более всего напоминает обычный сарай, и лишь в силу своих довольно значительных размеров может быть назван ангаром. Или, если угодно, бараком. В 2023 году нам предлагают проект, который с поправкой на материалы мог быть построен 100 лет назад. В 1923 году было меньше стекла и вовсе не было алюминия, но форма и количество этажей были бы точно такие же.
Покажите проектировщику новый терминал аэропорта Улан-Удэ, пусть ему станет стыдно. Почему-то в Бурятии автор смог не только вписать новый терминал в единый ансамбль со старым, но и придать зданию национальный колорит. Разве у нас нет никаких особенностей, которые можно было отразить в новом здании? Почему в Бурятии строят явно капитальное сооружение за 2,5 млрд рублей, а нам предлагают времянку из стекла и балок за 600 млн?
По эскизу, половина стен иркутского терминала будет выполнена из каких-то панелей синего (как и крыша) цвета, а вторая половина – из металлического каркаса и стекла. В соцсетях при обсуждении проекта почти сразу появился близкий сердцу многих россиян образ теплицы – новый терминал от него мало чем отличается. Дачники, кстати, хорошо знают о проблеме снеговой нагрузки на крышу сооружения. А вот авторов (или автора) проекта в первую же зиму ждет большой неприятный сюрприз и рекламации от заказчика…
Утверждают, что облик здания – «метафора Байкала». Многие из нас бывали на Байкале, и могут твердо заявить, что озеро выглядит не так. Проектировщик, видимо, на Байкале не бывал, и знает лишь, что там много воды. Даже эти небогатые сведения могли подсказать разумному человеку, что вода имеет свойство замерзать, причем при сравнительно небольшой температуре. Что будет происходить зимой с той половиной здания, где вместо капитальных стен нарисованы лишь металл и стекло, угадать нетрудно: холод, сквозняки, преждевременно посиневшие в тон стенам пассажиры и персонал.
Можно, конечно, украсить стеклянный холл расставленными тут и там тепловыми пушками, приобретение которых обойдется недешево. И надо не забыть купить сообразное количество кондиционеров, потому что просвеченное насквозь сооружение летом станет натурально душегубкой. Постоянная работа (а терминал должен работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю) тепловых пушек или кондиционеров сделает содержание здания весьма дорогим удовольствием – тарифы на электроэнергию, как всем известно, с каждым годом растут.
Кстати, о расходах. 600 млн рублей – это что, финансовый максимум, на который может рассчитывать Иркутская область, когда речь идет о строительстве или хотя бы модернизации главного регионального аэропорта? Все давно понимают, что нам нужен абсолютно новый региональный авиахаб, соответствующий значению региона и его претензиям на центр туризма на Байкале. Понятно и то, что стоимость такого аэропорта со всеми сопутствующими расходами – это десятки, если не сотни, миллиардов рублей. Таких денег у Иркутской области нет, инвесторы к нам не придут, как не пришли на другие проекты. Из федерального бюджета региону такую сумму не дадут, хотя в свое время Красноярску под Универсиаду дали. Но 2,5 млрд рублей может себе позволить даже Бурятия – неужели в областном бюджете нет такой суммы?
Аэропорт "Байкал" в Улан-Удэ
Что остается? Рассуждать и решать трезво, без лишних иллюзий. Да, у нас не будет нового аэропорта. Поэтому старый нужно обустроить так, чтобы это было в интересах пассажиров. На первом месте должно быть не стремление сэкономить бюджетные средства (тем более, что оно и не реализуется), не желание отчитаться в заявленные сроки (мало ли их сорвано на разных объектах), а забота о всех пассажирах, прилетающих в столицу Приангарья. Если мы претендуем на это звание, то и вести себя нужно по-столичному, нужно строить не на год-другой, а на десятилетия.
В первую очередь аэропорт должен соответствовать современным техническим требованиям – то есть нужно построить такое здание, в которое пассажиры смогут выходить по телетрапам, без пересадок в автобус. Опять же, берите пример с Бурятии. Нужна такая система выдачи багажа, чтобы пассажирам нескольких рейсов не приходилось стоять плечом к плечу, ожидая свои чемоданы. Нужен, в конце концов, зал для встречающих, в котором можно будет ожидать гостей на удобных скамьях, а не стоя, иногда по больше часа, на ногах. Ну и внешний вид, конечно, хотелось бы совсем другой.
Аэропорт "Байкал", который скоро появится в Улан-Удэ
Разве мы много хотим? Нет, это вполне нормальные, разумные и современные требования, которые сделают наш аэропорт гостеприимным и комфортным для всех. Пока не начались работы, пока первые бюджетные рубли не ушли в эту прорву, у правительства области есть драгоценный шанс отказаться от проекта. Есть шанс сделать так, чтобы гиды, встречающие туристов в аэропорту, не начинали со слов: «Приносим извинения за внешний вид терминала, и время, проведенное в нем…».
Коллектив газеты «Байкальские вести» и информационного агентства «Альтаир» обращается к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву с просьбой: пересмотрите проект. Улан-Удэ строит, а Красноярск уже построил достойные и современные аэропорты. Неужели Иркутск чем-то хуже?