Борис Рожанский: Первую «цветомузыку» я собрал в четвертом классе
Asia Music – крупнейший в России и СНГ проектировщик, производитель и импортер оборудования для объектов культуры, досуга, спорта и отдыха, располагает несколькими филиалами в Сибири, заводами в России и за рубежом. Эта крупнейшая компания занимается изготовлением музыкальных инструментов, производством акустических систем, механики и одежды сцены, кресел для зрительных залов, а также установкой цифрового оборудования в кинозалах. При этом Asia Music управляется не из федерального центра, а из поселка Дзержинск под Иркутском. Компания поставляет театрально-концертное оборудование по всей России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, а также в страны ближнего зарубежья. Предприятие занимает площадь в два с половиной гектара.
На предприятиях Asia Music работают более 150 человек в Иркутске и 350 человек по всей России. Компания родилась в 1993 году, в непростое время для российской экономики, но уже почти 30 лет работает и разрастается. Сейчас ассортимент Asia Music перекрывает любые потребности рынка шоу-технологий.
В 2010 году Asia Music вошла во Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а в 2011 году компания внесена в Реестр надежных партнеров Торгово-промышленной палаты РФ.
В 2013 году спрос на услуги проектного бюро Asia Music вырос настолько, что проектный отдел преобразовали в самостоятельное подразделение «РосТеатрПроект». Компания работала со многими государственными проектами, в том числе на объектах Олимпиады в Сочи, участвовала в строительстве комплекса «Ельцин Центр» (Екатеринбург), занималась архитектурным освещением храма Христа Спасителя (Москва), а сейчас поставляет оборудование для ледового центра «Байкал» в Иркутске.
Сеть собственных магазинов и официальных представительств Asia Music давно приобрела федеральный масштаб. У компании самый большой в своей отрасли склад готовой продукции с автоматизированной системой учета и логистики, службой контроля качества и парком автотранспорта для бесперебойного обслуживания дилерской сети.
На сегодня кинодепартамент компании Asia Cinema занимает 25 процентов рынка оборудования кинотеатральных залов в стране. То есть в каждом четвертом кинотеатре России установлено оборудование и кресла, изготовленные в Иркутске.
Основатель и руководитель компании Asia Music Борис Рожанский показал корреспонденту «Альтаира» производственный процесс и рассказал об истории возникновения компании.
– Борис Борисович, расскажите, как все начиналось. Почему вы, творческий человек, музыкант, решили создать бизнес, тем более в кризисном 1993 году?
– Делать музыкальную технику я начал еще в детстве, когда окончил музыкальную школу и посещал радиокружок. В четвертом классе уже сам смастерил из подручных материалов «цветомузыку» – красил лампочки, сделал колонки, чтобы устраивать с этим нехитрым оборудованием школьные дискотеки. Уже тогда появился личный бренд BBR. Тогда, в 1980-е, слова «диджей» еще не было, крутить музыку «нон-стоп» было не принято. Приходилось придумывать что-то самому, разрабатывать сценарий выступления, искать информацию о группах и композициях, чтобы поговорить с публикой перед выступлением. Занимался я этим тогда очень серьезно. В СССР вся западная музыка фактических была запрещена, нельзя было прийти в магазин и купить пластинку, все приходилось «доставать» через «нужных людей». Тогда я понял, что если хочешь быть востребованным, то нужно предлагать то, чего нет у других. Спрос тогда был на западную музыку, а музыкальная аппаратура, даже самодельная, была крайне востребована.
– Потом вы начали самостоятельно заниматься музыкой?
– Да, в начале 90-х я попал на эстраду. Приходил записывать песни на студию звукозаписи «Рекорд» в Москве, где познакомился с Юрием Шатуновым. Буквально на следующий день после знакомства я поехал на гастроли по Советскому Союзу с своим студийным проектом «Шалопай» в рамках единой программы «Здравствуй, Ласковый Май». Со мной выступали те же самые музыканты, что и с Шатуновым, и «Шалопай» тоже стал довольно успешным. Там я проработал два с лишним года.
– Как родилась идея создать предприятие?
– На гастролях мы использовали самое передовое оборудование тех лет, с нами работали лучшие профессионалы страны: лучший звук, свет, лазерные шоу, специалисты. В нашем распоряжении был тот же комплект концертной техники, с которым гастролировала, кроме нас, только Алла Пугачева. Там я и получил фундаментальное понимание процессов в шоу-бизнесе. А поскольку радиотехникой я занимался с детства, то с интересом тянулся к лучшему оборудованию тех лет.
– Поработав с лучшим оборудованием, вы поняли, что можете делать не хуже?
– Примерно в 1991 году, когда экономическая ситуация в стране ухудшалась, деньги обесценивались буквально ежедневно. Тогда я, еще в процессе гастрольной деятельности, решил вкладывать заработанные гонорары в качественное профессиональное концертное оборудование, которое после стабилизации экономики выгодно продал.
Сначала занимались дистрибуцией известных брендов, затем стали продавать импортное оборудование под своими торговыми марками. Далее уже сами начали заниматься проектированием и изготовлением техники. С годами мы нарастили производство, расширили линейку товаров. Так родилась компания Asia Music. Сейчас у нас широкий ассортимент, способный удовлетворить любые пожелания заказчика от колонок для школьных актовых залов до звуковых систем в спорткомплексах.
Через пять лет мы открыли большой музыкальный магазин в Москве и начали активно развивать дилерскую сеть и филиалы по стране.
На протяжении всего существования компании мы вели бизнес из Иркутска. В 2009 году мы перенесли центральный офис уже сюда, в Дзержинск, приобрели землю, начали строить крупные склады, цехи и офисные помещения. Собственные площади позволили расширить сферы производства, появилась возможность самостоятельно производить и складировать театрально-концертное оборудование – акустические системы, кресла и прочее.
Параллельно с развитием компании мы регулярно принимали участие в международных профессиональных выставках (ProIntegration Awards, Prolight + Sound NAMM и др.) и к 2020 году мы пришли с пятью премиями. При этом три последних года Asia Music признается производителем № 1 в России и СНГ в театрально-концертной сфере.
В том же году открыли уникальный для России учебно-выставочный комплекс Music Expo. Разместили там выставочные залы для музыкальных инструментов, звукового и светового оборудования, открыли студию звукозаписи. Один этаж полностью укомплектовали для обучения светорежиссеров и звукорежиссеров. Регулярно проводим там семинары мировых производителей аудиовизуального оборудования. Через год мы набрали производственных мощностей, начали строить новую фабрику площадью более 5000 квадратных метров, увеличили модельный ряд продукции.
Сейчас мы крупнейший производитель, проектировщик, импортер и инсталлятор профессионального аудиовизуального оборудования в России и СНГ и работаем по нескольким направлениям: производство профессионального звукового и светового оборудования, сеть музыкальных магазинов в каждом сибирском городе и в Москве, техническое сопровождение всех значимых событий по всей Восточной Сибири.
– Почему вы работаете именно в Иркутске, а точнее в Дзержинске?
– Когда мы только начинали, рабочая сила тут была гораздо дешевле, чем в Москве, но сейчас мы сравнялись по этому показателю. А главный плюс – дешевая электроэнергия. Почему Дзержинск? Это в 700 метрах от города, наш завод даже ближе к центру, чем Синюшина гора или Ново-Ленино.
Когда мы вышли на рынок шоу-технологий, все ключевые бренды уже разобрали, но дистрибуция громкого бренда сама по себе не гарантировала успеха. Предложение велико, а спроса не так уж и много.
– Почему вы решили обустраивать Центр по хоккею с мячом?
– У нас на территории до недавнего времени был хоккейный корт, где мы играли и коллективом, и мальчишки из «Сибсканы» часто баталии устраивали. Хоккей с мячом для меня не пустой звук. Я много лет знаком с Василием Донских, директором клуба «Байкал-Энергия», мы сотрудничаем, помогаем друг другу.
В ледовом дворце «Байкал» все началось с кресел. Выбрали поставщика из европейской части России, и когда начался краш-тест этих кресел – прыгали на них, давили тяжелыми предметами, они сломались. Мои кресла не ломаются и выдерживают любые испытания.
Да и при транспортировке у других производителей возрастает стоимость логистики, чтобы конкурировать со мной по цене им придется экономить на комплектующих. Кроме того, в случае экстренной замены кресел поставку из далекого региона придется ждать долго, а мы находимся здесь. Мы единственная компания из Иркутска, кто сделал свою часть работы в ледовом дворце не только в срок, но и раньше на 23 дня, чем было указано в контракте.
– Какое у вас жизненное кредо?
– Главное в нашем деле – не стоять на месте, развиваться, двигаться вперед, расти, браться за сложные и ответственные проекты. Бизнес – это не только результат, это постоянный процесс. Asia Music – это мое детище, оно забирает практически все мое время. Работы у меня никогда не убавляется. Я все так же занят по четырнадцать часов в сутки, как и двадцать, и десять лет назад. И мне это нравится.
Беседовал Виктор Лучкин / ИА «Альтаир»
Фото Алексея Кушниренко / ИА «Альтаир» и из личного архива Бориса Рожанского