Иркутск
27 ноября 4:32 Общество

«Просто космос!»: лирика Дмитрия Рогозина как зеркало русской поэзии

18:00, 11 ноя 2020

Специальный раздел «Песни о космосе» появился на сайте госкорпорации «Роскосмос». Среди музыкальных композиций Александра Маршала, группы «Ундервуд» и Александры Пахмутовой особое место занимают песни на слова генерального директора госкорпорации Дмитрия Рогозина. Их в разделе подавляющее большинство. Корреспондент «Альтаира» отважился ознакомиться с каждой и проникся старомодным шармом Холодной войны.

Дмитрий Рогозин выступает автором стихов к песням «Над Россией», «Рвем небо мы в клочья», «Над Землей летит корабль», «Танцы в небе» и «Не стреляй!». Большинство композиций можно отнести к набирающему популярность жанру «патриотический шансон под электро-гитару». Исполняют их, как и положено «Роскосмосу», звезды. Очевидно, что Николай Расторгуев принял участие в записи, находясь под впечатлением авторского таланта: вряд ли в условиях дефицита финансирования госкорпорация могла позволить себе оплатить космический гонорар. С другой стороны, другой солист – Денис Майданов – вполне мог выиграть тендерный аукцион, в условиях пандемического безрыбья демпинговать не стыдно.

«Я мог бы загульною жизнью сочной По миру без толку подолгу шататься, Но сердце меня зовет на «Восточный», Решил на «Восточном» работать остаться» – признается Денис в композиции «Рвем небо мы в клочья». Лирический герой этого производственного романа испытывает деликатный позыв построить для Родины новый космодром. Он бросает вызов аморальному прошлому, но прошлое нет-нет да настигает, гнетет. Взять, например, строчку-эпитет «Жилые дома как грибы в Циолковском», как бы намекающую на психоделические корни духовных исканий теоретика российской космонавтики.

Лирический герой, отринув все земное («Не знаем сует торопливо порочных»), строит храм Будущего. Он осознает бремя необходимости и кричит с революционным надрывом Владимира Маяковского: «А на "Восточном", а на "Восточном" В расчетное время ловко и точно Соплом, рупором ревущим, Мотором, пламенным могучим, Рвем небо мы в клочья» Здесь нельзя не отметить образность, отсылающую нас к лучшим произведениям русского Серебряного века. Очевидно, оттуда же родом неприязнь к небу: богоборчество, балансирующее на грани с богохульством.

А вот герой песни «Над Россией» ценит ракеты как механизм сугубо практический. Стремление осваивать новые планеты он считает праздной выходкой. Не время лететь на Марс и кормиться там сметаною, когда здесь, на Земле, ты можешь стать жертвой непротивления. Здесь строит козни сама природа: «Облака пчелиным роем кружат над «Восточным»», – поет Николай Расторгуев. Но наш человек знает, как сломить оппозицию: при виде ракетного пуска природа должна расслабиться и получить удовольствие. «Амур и земля сожмется, забьется Тревогой, надеждой, огнем и азартом».

В «Роскосмосе» осознают, что не каждый сможет правильно истолковать тонкий символизм стихов Дмитрия Рогозина, поэтому каждую песню иллюстрируют клипом. Так, строки «На небесном склоне звезды моросят» сопровождаются запуском крылатых ракет с подводной лодки – гордости ядерной триады России. Далее следует широкий план родной страны с высоты птичьего полета. Ракета пролетает над тайгой в неизвестном направлении. Но точно не в космос, ибо далее сказано: «А за ним Байкал раскинул богатырски плечи, В его волнах рябью сгинул путь к туманам млечным». В этих строчках злые яыки могли бы усмотреть аллюзии на судьбу российской космической программы.

Число ракет в кадре только возрастает, и ракеты эти большей частью стратегического назначения. Во время демонстрации запуска одного из межконтинентальных баллистических «приветов» идут строчки «Пролетая над Россией: Крымом и Кавказом, Сколько веры нужно, силы, Чтоб сберечь подарок предков, стоит потрудиться». Поистине, это системные реминисценции Пушкину: «Отсель грозить мы будем шведу». Лирический герой Рогозина рассматривает космическую отрасль как вспомогательный инструмент дипломатии.

И все же главный герой стихов Рогозина – Родина. Родина любит процветать, но у нее не получается. Первая причина, конечно, это угроза извне. Однако и внутри далеко не все в порядке. Здесь живет много людей, чуждых корпоративным принципам «Роскосмоса». Например, композиция «Не стреляй» посвящена браконьерам. «Они стукнули медными кружками, Отодвинув скамью от стола. Попрощались с ночными подружками, снарядили четыре ствола». Под этот куплет банда хмельных мужиков в кадре лихо расстреливает полную редкой и убогой жизни тайгу: перед глазами зрителя – пять минут документальных кадров лосиного геноцида. Контент строго 18+.

Если бы лидер группы «Сектор Газа» Юрий Хой был жив, он наверняка с восторгом взялся бы за исполнение. Смысл песни «Не стреляй» напоминает лобовую атаку. Очевидно, месседж предназначен для неискушенной в художественных изысках публики: «Карабин он вскинул лихо. Защищай лосят, лосиха. Не стреляй, не стреляй. В лес иди без карабина, Не губи зверей невинных. Не стреляй, не стреляй». Недобросовестный слушатель наверняка спросит себя, так при чем же здесь космос? Мы не будем комментировать эти аполитичные рассуждения.

Вообще, лирический герой поэзии главы «Роскосмоса» – человек долга. Во главу угла он ставит административный инстинкт. «Он не знает сует торопливо порочных». Для него улыбка – акт воли, а не эмоция. Даже романтика здесь черпает вдохновение в государственном мышлении. «Звездной россыпью пылают галактик триллиарды, И хвостом в ночи виляет кометная кокарда», – поет Эдвард Хачарян в песне «Над Землей летит корабль». Игривый образ крутящей хвостом кокарды наводит на фантазии о тантрическом космосе. Однако он не должен вводить в заблужение. Строки сопровождают кадры беременной женщины, наблюдающей передачу о суровом быте российских космонавтов по телевизору. Супруга дожидается мужа уже не первый год, коротая досуг чаем из тещиной чашки.

Безусловно, самобытный талант Дмитрия Рогозина освежает здравым смыслом, заставляет задуматься о нашем месте в галактике. А наше место здесь, на Земле, в России. До космоса всего 100 километров. Это как от Иркутска до Култука, только вверх, можно допрыгнуть на батуте, но зачем? У нас еще здесь дела.

«Сирийцы в отчаянии нас попросили В небе представить танцы России: Татарские песни, русские пляски, Громких цыган зажигательных краски. Танцы в небе с молотом в руках Сабли точат в жарких облаках. Танцы в небе — шире танца круг! Ждите, черти, русские идут!»

Как тебе такое, Илон Маск?

Вадим Мельников / ИА «Альтаир»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика