«Нормальные брутальные дядьки»: иркутские байкеры – кто они?
Ковбои на железных конях – люди, окутанные ореолом романтики. Долгое время субкультура байкеров ассоциировалась с «беспредельщиками», понятие «байкер» вылилось в стереотип – вечно пьяные дядьки на мотоциклах, которые не жалеют ни свою, ни чужую жизнь.
Казалось бы, мода на железных коней и детей свободы прошла. Молодежь больше увлекается гаджетами и здоровым образом жизни. Но пропала ли субкультура любителей и поклонников мотоциклов? И как сейчас обстоят дела с избитыми стереотипами о байкерах? С этими вопросами корреспондент «Альтаира» пришла к президенту иркутской организации Байкерский клуб «Baik all» Игорю Власенко.
Игорь Власенко
– Что собой представляет «Baikal all»?
– Мотоклуб «Baik all» – старейшее в Иркутске байкерское объединие, его образовали 15 лет назад. Мы зарегистрированы как некоммерческая организация и даже платим налоги. Клуб – это братия, семья; помогать друг другу – наша главная задача.
– Значит, у нас в Иркутске несколько мотоклубов?
– Есть такое понятие – принятые клубы. В Иркутске это «Vampire mc», «Black bears mc» – филиал из Ярославля. Между клубами существует своя иерархия. У нас «Baik all» – руководящий клуб. Например, если кто-то из клубов хочет зайти в наш город, то надо спросить разрешения у совета местных клубов, они приходят к нам. Это нужно, чтобы не разводить в городе всякие «детские садики». Мы не пускаем сюда иностранные клубы, потому что не нужны они нам здесь – их идеология не близка нашей.
Недавно у нас обосновался клуб «Red&White Army mc» из Владивостока, они находятся под покровительством американского клуба. Интерес к Иркутску, кстати, выказывают многие мотоклубы.
Black bears mc
– С чем это связано?
– Известное дело, Иркутск – середина Земли. И рядом Байкал. Люди едут с востока и запада, и здесь как центр пересечения – все проезжают Иркутск. И если обосноваться в Иркутске, уже легче открывать свои филиалы в других регионах, странах, например в Монголии. Но мы сидим здесь – модные, никого не пускаем.
– Сколько в вашем клубе участников?
– Это закрытая информация, она не распространяется. Но более 20 человек.
– Ваш клуб – это просто объединение по интересам? Или вы преследуете какую-то цель?
– Клуб создавался для организации мероприятий: открытия, закрытия мотосезона, байкерского Нового года, фестиваля «Байкальский берег». Байкерский Новый год отмечается в июне, а открытие мотосезона – в мае.
– Чем занимаетесь зимой?
– Организовываем встречи, приводим в порядок мотоциклы. Отмечаем 23 февраля. А еще 30 января у нашего клуба день рождения.
– Сколько лет иркутскому байкеру?
– Средний возраст – от 30 и выше. Мне уже далеко за 50. Мы в свои ряды принимаем только с 21 года. Современная молодежь, конечно, уже более равнодушна к байкерской теме.
– Какие профессии у членов вашего клуба?
– Разные. Разброс – от студента до бизнесмена.
– Где тусуются байкеры Иркутска?
– Раньше все было на «Баньке» (улица Карла Маркса возле драмтеатра. – Ред.). Сейчас тусовка перебралась в 130-й квартал. Есть в Иркутске байкерский бар «Два колеса».
– А какие отношения у вас с правоохранительными органами?
– Все ровно, все нормально. Дружим и с гаишниками, и с администрацией. Иногда гаишники останавливают мотоцикл и если видят цвета нашего клуба, то даже не проверяют документы – знают, что у нас дисциплина. В клуб, к слову, без водительских прав категории А не принимаем.
– Вы сказали, что дружите с мэрией. Вы проводите совместные мероприятия?
– Постоянно провозим флаг России на День флага. Наши байкеры принимали участие в «Worldskills Russia» в Иркутске и ралли «Silk way». Участвуем в Дне города и в праздновании Дня Победы. Мы вообще за любой кипиш, кроме выборов – мы вне политики. В этом году на выпускном на Набережной «танцевали» вальс в четыре мотоцикла, это идея министерства образования –предложили такую тему, мы не отказались. Из недавнего – ребята участвовали в Тальцах в опере «Золотой петушок». Сейчас байкеров стараются везде привлечь.
– А почему такой интерес?
– Это круто и стильно: нормальные брутальные дядьки приехали и показали класс.
– Дорогой мотоцикл – это неотъемлемая часть байкера?
– На стоимость мотоцикла никто не смотрит, главное, чтобы он отвечал требованиям безопасности, а у тебя были права категории А. У нас в клубе ни у кого нет знаменитых «Харлеев», потому что эта модель подходитскорее для «покрасоваться», но не для дорог.
– На каком мотоцикле ездите вы?
– Я первый раз осознанно на мотоцикле прокатился в 2000 году. В юношестве постоянно с ними возился. С тех пор сменил четыре байка. Сейчас езжу на «Хонде» – большом, тяжелом мотоцикле, с объемом двигателя 1,8 литра. Вместе с ним мы весим полтонны.
Мотоцикл Игоря Власенко
– Как вы стали байкером?
– Примерно в 2004 году понял, что хочу сделать «байкерство» частью моей жизни. Пришел к иркутским байкерам, мне понравилась дружеская атмосфера, я остался. По молодости мы обычно собирались на стадионе «Труд». Тогда было прикольно выпить и поехать гонять. Потом уже стало интереснее что-то другое делать, проводить мероприятия. И вот тогда мы поняли, что ездить подшофе – неинтересно, потому что небезопасно, да и организовать что-то хорошее в пьяном виде вряд ли удастся. А через некоторое время вообще все с этим завязали.
Сейчас даже если стакан пива выпил, то народ смотрит на тебя неодобрительно. Мода на вечно пьяного байкера давно прошла. Помогло, конечно, и увеличение суммы штрафов за пьяную езду. Молодежь, однако, еще приходится вразумлять.
– Как попасть в ваш клуб?
– Все просто: парень приходит, пишет заявление на имя президента, что хочет в клуб. Год мы на него смотрим, в это время человек обычно начинает из кожи вон лезть, чтобы получить место. Его можно заслужить активным участием в подготовке к фестивалям и прочим мероприятиям. Сначала ты «Хэнгараунд» – «болтающийся рядом». Потом можешь дорасти до «Проспект» – это кандидат в члены клуба. И когда тебя принимают в свои ряды, ты становишься «Мембером» – полноценным членом команды.
Еще внутри клуба есть свои должности: президент, вице-президент, сержант (отвечает за безопасность в клубе), кассир (исполняет роль бухгалтера) и секретарь (занимается связями с общественностью).
– Весь байкерский антураж – это ведь неспроста? Байкер же не может нашить себе сам все, что хочется?
– Конечно, люди не поймут. Косуху просто покупаешь. Причем мы отдаем предпочтение натуральной коже.
– Есть среди байкеров в Иркутске девушки?
– В Иркутске даже был женский мотоклуб. Он вроде и сейчас существует, только уже не ведет яркую деятельность – девушки вышли замуж, у них родились дети. Вообще женщины спокойно могут быть байкерами, и в целом по миру таких много. Однако мы в свой клуб девочек не берем. Мы – братство, а девушка братом быть не может.
А еще в Иркутске есть много мотосемей: когда мотоциклами увлекаются оба супруга и приучают к этому детей, берут их с собой в путешествия.
– А как участники движения относятся к байкерам в Иркутске?
– По-разному. Кто-то ведет себя так, будто собрался убить тебя. Кто-то уступает дорогу, действует по правилам. Но вот «спорты» – вообще сумасшедшие, проносятся мимо со скоростью света, даже мне становится страшно.
– «Спорты» – это те, кто ездит на спортивных мотоциклах?
– Да. Как правило, у них свои закрытые сообщества, это отдельная каста.
– Если мимо на бешеной скорости проносится мотоцикл, это не всегда байкер?
– Конечно.
– Общаетесь с зарубежными мотоклубами, есть ли связи?
– Есть чат в WhatsApp, там общаются байкеры со всего мира. Все друг друга поддерживают, очень много контактов по всему миру. Только мы не очень разделяем идеологию американских байкеров: беспредел – это не наша тема. Байкер по-американски – это сериал «Сыны анархии». А мы против наркотиков, с оружием у нас все сложно, и контролировать проституцию не приходится.
Очень хорошо общаемся с монголами, у них крутые мотоклубы. Но их мы уже не воспринимаем как иностранцев, они для нас родные.
– Можно ли быть бывшим байкером? Есть ли вообще такое понятие?
– Не приветствуется, но такое есть. Зачастую приходится покидать клуб из-за жизненных обстоятельств. У нас есть такой человек, из клуба он вышел, но является почетным его членом, может участвовать во всех мероприятиях.
– Как клуб будете развивать дальше?
– Планируем открыть свое представительство в Монголии. Представитель у нас там уже есть, осталось только наладить взаимодействие. Планы на развитие большие, да и перспектив у клуба много.
Анастасия Галимова / ИА «Альтаир»
Фото из группы «BIKE.ALL. MOTOCLUB IRKUTSK» в социальной сети «ВКонтакте» и Татьяны Глюк / ИА «Альтаир»