Иркутск
23 ноября 17:45 Гость редакции

Виктор Кондрашов

15:35, 08 окт 2014

Мэр Иркутска ответил на вопросы информационного агентства «Альтаир» и газеты «Байкальские вести».

— Виктор Иванович, одно из проблемных мест Иркутска — Маратовская развязка. Когда начнется ее долгожданное преобразование?

— У этого вопроса, как вы знаете, долгая история. Изначальный проект по изменению развязки оценивался примерно в 12 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с годовым бюджетом Иркутска. Поэтому от части предложений решено было отказаться — дабы удешевить проект.

Переговоры рабочей группы и проектировщиков привели нас к выводу, что стоимость работ по Маратовской развязке нужно уменьшать до 4–6 млрд рублей, разбивать их на этапы и ориентироваться на собственные средства. В целом проект рассчитан до 2025 года. Первый этап преобразования Маратовской развязки, если все пойдет по плану, будет завершен к концу 2016-го. Это позволит снять остроту проблемы на ближайшие лет пять. Появятся деньги — будем делать второй этап. В конечном счете, если нам помогут деньгами область и федерация, мы сможем выполнить планируемый объем за три-четыре года.

— Уже несколько лет Иркутск снимает напряжение в дорожном движении, расширяя улицы и перекрестки...

— Иногда можно решить задачу минимальными средствами. Главное, проявить смекалку. Рассматриваем каждый участок, где образуется пробка, и пытаемся снять напряжение, организуя дополнительные полосы. Больших финансовых затрат на это не нужно, а эффект виден сразу. Пример этого года — перекресток улиц Лермонтова и Улан-Баторской. Раньше здесь всегда была пробка, теперь ее нет. И так во многих местах Иркутска — в частности, на улицах Советской и Депутатской. Эту практику мы применяем уже несколько лет, и эффект очевиден.

— Долгое время поводом для постоянного недовольства иркутян оставался район так называемой шанхайки. Сейчас территория заметно меняется. Что городские власти планируют сделать здесь в перспективе?

— Три года подряд мы пытались вести переговоры с собственниками участков, создавали рабочие группы, меняли людей, которые их возглавляли. Сейчас уже можно сказать, что дело сдвинулось. Создан сложный механизм преобразования этой части города. На полную мощность заработало Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ), которое создавалось специально для сохранения и восстановления архитектурных памятников города. Мы возобновили отношения с Сибирской лабораторией урбанистики, специалисты которой принимали участие в разработке проекта 130-го квартала Иркутска. Лаборатория выполняла всю предпроектную и исследовательскую работу, сформулировала концепт проекта, сделала эскизные проекты по преобразованию территории бывшей «шанхайки».

15 октября прошла презентация нового проекта, и могу сказать, что мы услышали аплодисменты собственников — тех, с которыми «воевали» три года. Впервые за много лет нам удалось достигнуть согласия, переломив ситуацию. А ведь она была очень непростой. Особенно сложно было в нынешнем году, когда мы закрывали «шанхайку» и люди были озлоблены. Но теперь представленный проект им понравился, как и тот факт, что с каждым собственником стали работать отдельно, учитывая его мнение, интересы. Люди приняли нашу позицию.

Преобразования претерпит территория в районе улиц Тимирязева, Карла Либкнехта, Партизанской, Софьи Перовской и Подгорной. Комплекс затрагивает 11 исторических кварталов. Это качественно новое общественное пространство. Со стороны Карла Либкнехта появится район малоэтажной жилой застройки. В целом предполагается создать множество скверов, фонтанов, особое внимание — памятникам архитектуры. В Иркутске появится великолепная общественно-торговая ось: от торгового центра «Меркурий» через улицы Пролетарскую и Урицкого, Центральный рынок — до рынка «Новый». Вторая ось пройдет по улице Софьи Перовской до 130-го квартала и в дальнейшем — на острова Конный и Юность. Все это будет также связано единым велосипедным маршрутом, в том числе по набережной. Центр города станет пешеходным, часть улиц закроется для движения. Конечно же, претерпит изменения транспортная схема.

Все запланированное будет делаться постепенно. Какого-то единого срока, как это было перед юбилеем Иркутска, нет. Мы запускаем механизм, прописывая определенный регламент. Вне этого регламента на обозначенной территории сделать ничего нельзя.

— И жителям Иркутска, и его гостям успела полюбиться Нижняя набережная. Конечно, все ждут логического продолжения по благоустройству остальной городской части берега Ангары. В том числе той, что находится на отрезке в сторону плотины...

— По набережной вопрос гораздо сложнее. Существующий проект благоустройства оценивается в 2,3 млрд рублей. В казне, как вы понимаете, таких денег нет, поэтому пока он откладывается на будущее. Что касается отрезка набережной в сторону плотины, то с министерством имущества до сих пор не решен вопрос по выделению земельного участка. Без этого мы даже не можем начать проектирование, хотя деньги на это есть.

Проект будущего благоустройства бульвара Гагарина предполагает серьезные изменения, поэтому проводить здесь сейчас какие-то капитальные работы нет смысла: потом все будет переделываться. Предполагая, что средств на реконструкцию в ближайшее время не будет, мы планируем текущий ремонт. Я всегда привожу такой пример: если в семейном бюджете денег не хватает, то вы не покупаете новый автомобиль и новую дорогую одежду, а ремонтируете то, что есть. Так же — в масштабах города.

Кстати, в этом году было принято решение направить средства, сэкономленные при проведении конкурсов по капитальному ремонту улиц Мира и Напольной, на ремонт дорог «большими картами» в разных районах Иркутска. Понятно, что такой ремонт — не капитальный и хватит его не более чем на пять лет, но это пока что позволяет комфортно ездить по этим дорогам. Капитальный дорог обошелся бы в десять раз (!) дороже.

— В последние годы областной центр активно занимается строительством детских садов. Однако вскоре закономерно возникнет проблема нехватки мест в школах...

— Я напомню, что администрация Иркутска выстраивает работу по стратегии «роддом — детский сад — школа». Перинатальный центр построен, сдан, работает, количество родов растет. Впрочем, отмечу, что рост происходит в основном в связи с тем, что в новый современный центр приезжают рожать женщины из Иркутского и других районов области. В Иркутске демографическая ситуация стабильная, но бум рождаемости прошел.

К 2015 году согласно существующей дорожной карте мы должны завершить строительство всех необходимых городу детских садов. Очередь из детей от трех до семи лет исчезнет. Уже сейчас в новых детсадах есть группы, в которые принимают ребятишек с двух лет.

Сейчас формируется бюджет на 2015 год. Для строительства запланированных детских дошкольных учреждений нам не хватает около 1,2 млрд рублей софинансирования из бюджетов иных уровней. Город не может принимать на себя обязательства, пока не прояснилась ситуация по софинансированию, поэтому вместо десяти ранее планируемых пристроев к детсадам на будущий год будем делать только пять.

Безусловно, планируя работу по строительству детсадов, мы понимали, что встанет проблема и со школами. И опять все упирается в средства. Тем не менее процесс идет. Так, в стадии завершения проект школы на улице Багратиона на 900 мест.

На улице Ленской в предместье Рабочем возле школы № 66 расселили несколько старых бараков. В конце следующего года здесь должно начаться строительство начальной школы.

Определен участок в шестом микрорайоне Ново-Ленино: здесь появится самая крупная в Иркутске школа, построенная с совершенно новым — модульным подходом. Каждый из четырех модулей при необходимости может быть отдан под детский сад или начальную школу. В здании, кстати, будет два больших спортзала.

Сделаны предпроектные разработки по 19-й школе. Полностью закрываться на капремонт она не будет: в течение нескольких лет текущим ремонтом постараемся привести школу в нормальное состояние.

Детский сад и школа появятся в микрорайоне «Союз». Выделенный под школу участок позволяет построить здесь лишь небольшое учебное заведение, поэтому принято решение построить здесь лицей ИГУ, который, в свою очередь, освободит занимаемое сейчас помещение под школу.

— Вопрос, касающийся экологии. Иркутск, к сожалению, входит в число самых загрязненных городов России.

— Надо пытаться сделать все возможное, чтобы ситуацию изменить и сделать наш город экологичным. Так, в Иркутске будет закрыто около 30 котельных, что значительно уменьшит вредные выбросы в атмосферу.

Что касается транспорта, то вариантов здесь немного: сокращение количества личных автомобилей, развитие общественного транспорта, в том числе электротранспорта, создание механизмов, когда с рынка уйдут нерадивые перевозчики, ездящие на «коптящих» машинах.

Город планирует расширять использование трамваев и троллейбусов, сейчас в стадии проработки вопрос переноса трамвайного депо с улицы Пискунова в предместье Рабочее, рассматриваем также удлинение трамвайной «нитки» в Рабочем на несколько остановок.

На экологию, конечно, в хорошем смысле повлияет и обновление транспорта, который будет ездить уже на более высоком классе топлива.

— Иркутск планировал закупать бесконтактные троллейбусы, в частности, для их запуска по Академическому мосту...

— Мы выбрали самый незатратный путь. Посмотрели, сколько стоит новый бесконтактный троллейбус, и решили, что лучше переоборудовать имеющиеся. Стоимость модернизации — 980 тысяч рублей. На троллейбус поставили все контрольное, электрическое оборудование, аккумуляторы и т.д. Попробовали: пять километров автономно такой транспорт спокойно пройдет, а нам и надо миновать только Академический мост и бесконтактный участок возле аэропорта. Сейчас идет проработка новых маршрутов. Кстати, через Академический мост уже ходят автобусы 4-го маршрута, запускается 22-й. Остальное будем вводить постепенно.

— Виктор Иванович, благодарим вас за то, что вы поддержали предложение Федерации хоккея с мячом Иркутской области и уже несколько лет проводите соревнования на Кубок мэра среди дворовых команд. Кроме того, вы сделали все возможное для проведения в Иркутске чемпионата мира по хоккею с мячом среди женщин, а потом — и среди мужчин... Сейчас при многих школах строятся стадионы, но особенно потрясает новый спорткомплекс при школе № 75. Будут ли еще такие же шикарные спортплощадки появляться в Иркутске?

— Подобные комплексы — дело дорогостоящее. За такие деньги, — а это порядка 27 млн рублей, — мы можем сделать 27 хоккейных кортов. Для нас очень важна именно массовость, чтобы у всех мальчишек и девчонок была возможность заниматься спортом. Мы провели ревизию всех кортов Иркутска и за несколько лет привели их в порядок. Каждый год обустраивали примерно по 25 кортов. Сейчас взяли курс на строительство новых. Каждый корт под контролем. Это сложная работа: мы наняли инструкторов и процесс сдвинули с мертвой точки. Конечно, можно строить что-то новое и грандиозное, но можно и при минимуме денег добиться хорошего эффекта.

— Виктор Иванович, вы возглавляете один из крупных сибирских городов. Учитываете ли в работе опыт соседей или муниципалитетов других стран?

— И мы учитываем, и у нас многому учатся... В последние годы Иркутск реализовал несколько прорывных проектов, о которых не стыдно рассказать. Когда встречаемся с мэрами других городов, мы начинаем приглашать друг друга: приезжайте, посмотрите, что у нас есть. В современном мире невозможно жить в закрытой системе. Очень интересен опыт городов-партнеров, поскольку там есть какие-то изюминки, которые касаются в основном внешнего облика города.

Во всем мире сейчас тенденция к оптимизации процессов управления. Есть такой показатель эффективности работы администраций — количество управляющего персонала (чиновников) на количество населения. С этой точки зрения Иркутск входит в число наиболее эффективных городов.

В прошлом году мы сократили персонал администрации на десять процентов, в этом году будет то же самое. Конечно, с боем, со скрипом, порой — по живому. Но делается это не ради самого сокращения, а для оптимизации работы, для повышения эффективности расходов бюджета Тяжело идти на такие меры, но приходится. Они позволят нам сэкономить около 70 млн рублей, а это один дополнительный детский сад.

Сейчас мы работаем над новой системой управления в администрации Иркутска. Процесс управления станет более эффективным и более быстрым по исполнению функций.

— Какое решение, принятое в должности мэра, далось вам труднее всего?

— Повышение оплаты за детский сад в январе 2012-го. Мы принимали его, потом отменяли, потом снова принимали. Повышение было необходимым, потому что детей нужно качественно кормить, покупать игрушки... Родительскую плату, которая, кстати, и так составляет примерно 20 процентов от себестоимости содержания ребенка в детском саду, съедала инфляция.

Конечно, родители относятся к увеличению оплаты по-разному, хотя мы стараемся объяснять, что, например, частный детсад обходится в месяц в 15 тысяч рублей, а муниципальный — и до двух тысяч не дотягивает. Но все равно это сложное решение, и я неизбежно вынужден был выдержать волну критики...

К сожалению, у нас обычно фиксируют все негативное, к позитиву же люди привыкают быстро. Я не боюсь принимать непопулярные решения, но стараюсь объяснять людям, почему это необходимо делать.

— Область оказывает достаточную поддержку Иркутску, который является ее административным центром?

— Многие помнят, как у города изъяли около 700 млн рублей налогов, сказав, что компенсируют их средствами на другие нужды. В этом году мы получили софинансирование на ремонт улиц Мира, Напольной, ведется софинансирование строительства детских садиков.

Что касается бюджета города, то вызывает опасения 2015 год. Налоговая служба констатирует снижение плановых показателей доходов на 300 млн рублей уже в этом году. А у нас отыграны контракты, нужно рассчитываться — поэтому впервые пришлось воспользоваться кредитными средствами. А значит, я возвращаюсь к мысли, которую уже высказывал: любые новые проекты нужно начинать только тогда, когда доход каждый год повышается или хотя бы стабилен.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика