Тимур Сагдеев
Председатель комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области Тимур Сагдеев на встрече с журналистами «Байкальских вестей» и агентства «Альтаир» дал высокую оценку работы Контрольно-счетной палаты, рассказал об особенностях предстоящей избирательной кампании и о преимуществах командной работы в территориях.
— Срок полномочий Законодательного собрания близится к концу. Остались ли в памяти какие-то вопросы, о которых можно сказать: «Да, тут мы были правы и сработали очень хорошо»?
— Да, конечно. Во-первых, мы начинали работать как первый парламент объединенного субъекта федерации. Центральное место здесь занимает устав области. Всего за четыре года работы по инициативе депутатского корпуса принято 158 законов Иркутской области.
Во-вторых, немаловажную роль сыграли депутаты в урегулировании вопросов с оплатой труда. С апреля 2010 года в области нет задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, и мы увеличиваем расходы областной казны, чтобы повышать оплату их труда. Проблемы здесь еще есть, вопрос остается на контроле депутатов и правительства области.
В-третьих, нам удалось усилить многие позиции в социальной сфере, в том числе в защите наиболее уязвимых категорий граждан. Я считаю немаловажным принятие и законов о поддержке многодетных семей. Согласно этим законам жители Приангарья при рождении третьего и последующих детей будут получать региональный материнский капитал в размере 100 тыс. рублей и ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) — со дня достижения ребенком возраста полутора лет и до трех лет. Кроме того, на уровне региона ввели льготы для многодетных семей по уплате транспортного налога, оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрели возможность бесплатно получить земельный участок, находящийся в государственной областной или муниципальной собственности.
Мы внесли немало изменений в действующие региональные социальные законы — «О физической культуре и спорте в Иркутской области» и «О государственной поддержке культуры». Первый из них направлен на поддержку заслуженных мастеров спорта и тренеров, второй — на поощрение творческих работников.
Существенно увеличено финансирование здравоохранения, сельского хозяйства, дорожного строительства. Многие муниципалитеты вновь получили (к сожалению, не могу сказать, что в достаточных объемах) финансовые ресурсы, необходимые для развития. Я думаю, мы хорошо сработали, когда решали вопросы сохранения малокомплектных школ, поддержки сельхозтоваропроизводителей, создания Дорожного фонда, завершения строительства десятков социальных объектов.
— А как бы вы прокомментировали или охарактеризовали работу вверенной вам комиссии по контрольной деятельности?
— В нашей комиссии работают семь депутатов, и четыре из них — это председатели комитетов. Мы занимаемся вопросами эффективного расходования бюджетных средств, исполнения областных законов и контроля использования областного имущества. Мы работаем с Контрольно-счетной палатой области и рассматриваем все вопросы только в открытом режиме, в присутствии представителей тех структур, которые были подвергнуты проверке, правоохранительных органов и журналистов. Как правило, мы рекомендуем исправить выявленные замечания, в некоторых случаях передаем материалы в правоохранительные органы. По некоторым нашим материалам возбуждены уголовные дела — в том числе по автоколонне 1880, тепличному хозяйству «Искра» и так далее, всего девять уголовных дел. Отдельно хочу сказать, что все решения у нас принимаются исключительно коллегиально.
— Какое из ваших дел все-таки самое запоминающееся?
— Не буду углубляться в предыдущие годы и назову для примера результат проверки целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, направленных на реализацию программы «Газификация Иркутской области на 2011-2015 годы». Ни для кого не секрет, что уровень газификации области один из самых низких в стране. Первая программа газификации была рассчитана на 2008—2010 годы, но за время ее реализации планируемый объем финансирования снизился в 14 раз. Была принята новая, скорректированная программа, но и она выполнялась с нарушениями. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, и нам уже представляли изменения, где прописаны конкретные объекты и даже жилые дома. Недавно губернатор Сергей Ерощенко на встрече с руководством Газпрома подписал дополнительное соглашение, и мы надеемся, что ситуация изменится к лучшему.
— Многие люди не до конца понимают, в чем заключается роль вашей комиссии в структуре других проверяющих и контролирующих органов. Есть, например, полиция, следственный комитет, прокуратура, Контрольно-счетная палата, минфин, в конце концов. В чем отличие депутатской комиссии от всех этих организаций?
— Назову два главных отличия. Первое — мы целенаправленно проверяем те структуры и проекты, в реализации которых задействованы именно бюджетные средства. Второе — цель наших проверок не просто сводится к спросу за «проваленное дело», а направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств и улучшение качества управления и менеджмента на всех уровнях власти и в организациях, осуществляющих деятельность с использованием бюджетных средств.
Именно поэтому мы не просто заслушиваем на комиссии результаты проверок, а ведем дальнейший контроль и постоянный мониторинг исправления всех выявленных нарушений. Мы формируем план работы Контрольно-счетной палаты, аудиторы и инспекторы проводят проверки, и мы вместе даем рекомендации по устранению недостатков. Было, например, громкое дело по Облкоммунэнерго — когда в 2010 году были заключены договоры на регистрацию принадлежащего областному предприятию имущества, но выбрана почему-то фирма из Красноярска. Это решение обошлось областному бюджету в 250 млн рублей, и сейчас по нему идут суды. Недавно поступило заключение КСП по итогам проверки Дорожной службы Иркутской области — будем смотреть. До сих пор у депутатов ни к ДСИО, ни к ее руководителю Андрею Кайдашу претензий не было.
— Получается, что главный инструмент в вашей работе — это аудиторы и инспекторы КСП. Как вы оцениваете их работу?
— Недавно в адрес Законодательного собрания поступило письмо председателя Счетной палаты Российской Федерации Сергея Степашина, в котором он дает высокую оценку работе КСП Иркутской области и ее председателю Ирине Морохоевой. Я разделяю эту оценку, а тот факт, что недавно число аудиторов было сокращено с девяти до семи, на качество работы не повлиял. Эта практика ведь пошла от федеральной Счетной палаты. Все предложения, которые мы даем, обязательно включаются в план проверок, и если мы почувствуем, что в работе КСП наметилось какое-то ослабление, обязательно отреагируем.
— Тимур Ринатович, расскажите, пожалуйста, о своем округе. Надо сказать, что из всех депутатов вы, пожалуй, чаще всего говорите о том, как обстоят там дела. Это связано с тем, что он очень сложный, все-таки в него включены территории сразу двух районов...
— Да, в состав округа входят Нижнеудинский район и часть Братского района. Я с одинаковой регулярностью работаю в обоих районах, принимаю граждан в своей депутатской приемной, встречаюсь с депутатами и мэрами. Все, чего удалось добиться, — это исключительно совместная работа. Вот, например, ситуация в городе Алзамае. Во время реформы полиции там был ликвидирован пост ДПС, что усугубило ситуацию с незаконными рубками и вывозом леса, езда в пьяном виде — доходило до смертельных случаев. В мой адрес поступали обращения и граждан, и депутатов. Я оформил депутатский запрос. Почему я пошел именно таким путем? Хотелось на примере одного муниципального образования — города Алзамая — обратить внимание полиции на эту ситуацию и изменить положение дел. Факты, направленные тогда губернатору Дмитрию Мезенцеву, подтвердились: незаконные рубки прямо рядом с городом, езда без номерных знаков, переоборудование машин под лесовозы. Сейчас там постоянно дежурит наряд ДПС, регулярно проходят проверки ОБЭП и агентства лесного хозяйства. Буквально на днях мы говорили с руководителем агентства Виталием Акбердиным: его сотрудники уже в рамках поручения, данного губернатором Ерощенко, выезжают для проведения очередной проверки. Есть предложения по увеличению численности инспекторов и приобретению для них более 20 автомашин УАЗ.
Понятно, что только запретительными мерами проблему не исправить. В Алзамае сейчас осталось не так много предприятий — закрыт, например, кирпичный завод, и понятно, что многие идут в лес от безысходности. Во время рассмотрения моего депутатского запроса на сессии я обратился с просьбой рассмотреть так называемый инвестиционный паспорт города и посмотреть, что там можно еще сделать для людей. В городе есть хорошие промышленные площадки, через него проходят федеральная трасса и железная дорога, поблизости имеется месторождение высококачественного песка — завод по производству газобетона, открытый в Саянске, возит песок именно из Алзамая. Важно организовывать предприятия и производства на местах.
— Совсем иная ситуация, насколько известно, в Тофаларии...
— Тофалария меня интересовала еще в детстве, но плотно делами территории я начал заниматься уже после избрания депутатом. Попасть туда можно только авиационным транспортом или как раз сейчас, с января по март, по зимнику — именно так туда завозят топливо для дизельных генераторов и основные продукты питания. Удалось решить проблему передачи полномочий по управлению Тофаларским заказником от красноярского заповедника «Столбы» нашему Байкало-Ленскому заповеднику. Местные жители рассказывали, что они видят какие-то машины и вертолеты, организованные туристические группы, а им, чтобы попасть в свои культовые места или к охотничьим угодьям, приходится до недавнего времени просить разрешения в Красноярске.
Невозможно оставаться в стороне, когда сокращается численность коренных народов, когда идет нелегальная скупка пушнины, уничтожается среда обитания. Во время одной из встреч тофалары рассказали, что в реках пошла мутная вода. Выяснилось, что одно из золотодобывающих предприятий сбрасывает отходы в реку, а из-за этого гибнет рыба. Я сделал депутатский запрос, компании был выписан штраф. Пока новых сигналов на это предприятие не поступает, но там уже сейчас работают девять организаций, которые ведут добычу и разведку полезных ископаемых, строят дороги. Из-за этого зверь уходит, жить становится труднее. Хорошо было бы, чтобы предприятия брали на себя дополнительные социальные обязательства.
Именно поэтому я сделал все возможное, включая депутатский запрос, чтобы была принята новая программа развития коренных и малочисленных народов в Иркутской области. Упор в ней сделан на экономический блок: развитие инфраструктуры, переработки дикоросов, обработки пушнины. В ноябре состоялся съезд коренных и малочисленных народов, участники обсудили и одобрили эту программу, и сейчас у меня есть письмо за подписью первого заместителя губернатора Владимира Пашкова о том, что к апрелю эта программа будет одобрена и принята в правительстве. Посмотрим, все ли пункты сохранятся. Хорошо было бы развивать в Тофаларии туризм — места там уникальные. Уже был разговор с министром ЖКХ Евгением Селедцовым о том, что надо придумать какие-то альтернативные источники энергии вместо дизель-генераторов и тем самым снизить расходы на жизнеобеспечение тофаларов.
Есть там один проблемный объект, с которым хотелось бы разобраться, — оленеводческая база. В свое время ее построили, и областное управление капстроительства каким-то образом ее приняло, но потом оказалось, что она стоит на федеральных землях. Передать ее муниципальному образованию не смогли, десятки миллионов рублей пропали, и, чтобы ввести объект в строй, нужно провести довольно сложные процедуры. В советское время в Тофаларии было около 4,5 тыс. оленей, сейчас всего 250, и если бы мы смогли принять и выполнить программу развития оленеводства, это решило бы многие проблемы.
— Времени до конца полномочий Законодательного собрания осталось не так много. Вы уже думали о следующих выборах?
— Обязательства, которые я брал на себя перед выборами, стараюсь исполнять. Удалось сделать немало — например, начать строительство путепровода в Нижнеудинске. Город разделен железной дорогой пополам, машины стоят на переезде по полтора-два часа, а дальше с ростом грузопотока на ВСЖД могло быть еще хуже. Проблему обсуждали 30 лет, бывало всякое — и даже в скорой помощи люди умирали, потому что не могли проехать, и пожарные к месту опаздывали... В прошлом году удалось дать городу субсидию за счет средств Дорожного фонда, и вот сейчас подрядчик работает, думаю, что в этом году люди уже смогут ездить. Город такую сумму — более 240 млн рублей — из собственных средств никогда бы не смог выделить.
Также совместными усилиями удалось добиться выделения средств на ремонт участка трассы М-53, проходящего через город. Федералы утверждали, что раз дорога проходит через город, то и ремонтировать надо за счет муниципальных средств. У города, конечно, таких средств не было, а поток машин шел огромный. В решении вопроса участвовали мэр города, депутаты местной думы и Государственной думы — все вместе смогли добиться того, что не только дорогу, но и два моста начали ремонтировать.
Непросто решался вопрос со строительством школы в поселке Атагай. Помню сюжет 2003 или 2004 года, когда депутаты еще того созыва говорили, что берут строительство школы в Атагае под свой контроль. На момент моего избрания школа была не просто незавершенным объектом, а известным всей области долгостроем. Думаю, что в этом году дети, а там учатся ребята из разных окрестных деревень, пойдут в новую школу.
В поселке Вихоревка смогли реконструировать теплоисточник и отремонтировали сети — на сумму 130 млн рублей. За счет этого областной бюджет экономит по 30 млн рублей ежегодно. Кроме того, в Братском районе построено новое здание школы в поселке Шумилово, открыты новые группы в детских садах поселков Турма и Тарма. В рамках проекта «50 модельных домов культуры» в Братском районе отремонтировали два дома культуры, в Нижнеудинском — один. В этом году начинается реализация программы «50 библиотек» — постараемся что-то сделать. В Нижнеудинске построили детский сад № 172, с министерством спорта прорабатываем вопрос о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса.
— Как вы оцениваете очередные новшества в системе выборов – дробление областного списка на двадцать с лишним групп по числу округов? Что это даст?
— Я считаю, что это хорошо. У нас много раз бывало, что депутат уходит на работу в исполнительную власть или в Государственную думу и округ остается «сиротой». А теперь мы привязываем депутата к округу, и люди знают, за кого голосуют, могут дать какие-то наказы. Люди будут видеть не только «паровозов», но и того, кто будет с ними работать пять лет. И теперь сложно будет провести по списку каких-то неизвестных людей из областного центра. С другой стороны, как люди будут определяться с выбором — партий, желающих принять участие, будет явно очень много. А еще одномандатникам снизили барьер для регистрации — нужно собрать лишь полпроцента подписей от численности всех избирателей, и добро пожаловать на выборы.
Мне кажется, ситуация должна существенно измениться. Выборы будут очень интересные — даже дата их проведения, летняя агитация...
— Нет ли у вас желания поработать в исполнительной власти?
— Думаю, у меня, как у депутата, больше возможностей помогать в решении самых разных вопросов. Я работаю с людьми, в том числе с чиновниками всех уровней власти — от муниципального до министерств областного правительства и депутатов Государственной думы. Это интересно и полезно.