Сергей Шишкин
Заслуженный юрист России, советник губернатора Иркутской области, профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного права Иркутского госуниверситета ответил на вопросы агентства «Альтаир» и газеты «Байкальские вести».
— Сергей Иванович, каковы ваши функции в качестве советника главы региона?
— Советничество с губернаторами Иркутской области для меня привычно. Я долго работал с Юрием Ножиковым, неделю был советником губернатора Александра Тишанина, недолго, к сожалению, пробыл советником Игоря Есиповского. Мы с Сергеем Георгиевичем Левченко знаем друг друга более 25 лет, у нас понятные и простые отношения. С его приходом на должность первого лица Иркутской области в публичном пространстве стало гораздо меньше агрессии, чем у предыдущей власти. Я считаю, что это связано с особенностями его личности. Никакого преследования людей, толерантное отношение к политическим оппонентам и, я бы сказал, запредельная терпимость к прессе. Это означает, что Сергей Георгиевич — зрелый политик.
Я готов работать с главой Иркутской области независимо от его фамилии, имени и отчества. Работу в качестве советника связываю не с идеологической, а с технологической составляющей управления регионом. Здесь у губернатора должно быть налажено взаимодействие как минимум по трем направлениям — с Законодательным собранием, с муниципальными властями, с крупными холдингами и госкорпорациями. Полагаю, что по этим направлениям у меня есть опыт, который может быть полезен.
Что касается Законодательного собрания, то я там часто бываю последние два года, взаимодействую с депутатами, в том числе и как председатель Общественной палаты Иркутска. Я благодарен за такую возможность председателю областного парламента Сергею Фатеевичу Брилке.
Сотрудничество губернатора с мэрами тоже постепенно налаживается, и мы это ясно видим особенно в новом году, когда состоялись прямые контакты с главами Иркутска и Братска. Тут, конечно, имелись сложности, так как Сергей Георгиевич не был любимцем большинства муниципальных руководителей на выборах губернатора в 2015 году. Во-вторых, некоторые мэры, видимо, посчитали, что уже настолько выросли, что сами могут претендовать на губернаторство. Поэтому иногда вели себя если не агрессивно, то задиристо, что не является конструктивной линией.
Кто-то, может быть, рассчитывал, что губернатор скоро уйдет в отставку, но и эти расчеты не сбылись. Сергей Георгиевич отработает весь пятилетний срок полномочий, и я не исключаю вероятности второго срока. И не советую кому-либо вынашивать идею политического реванша. Проблема здесь в том, что некоторые из органов специальной компетенции (правоохранительных органов), набрав инерцию действий в контакте с прежними органами общей компетенции, действуют в политизированном ключе: открывают общественные приемные, делают публичные комментарии по социально-экономическим вопросам.
Я бы не стал драматизировать эти разногласия, эти расхождения — в конце концов в Иркутской области сейчас больше демократии, чем в других субъектах Российской Федерации. И все же если работать вместе, в одном направлении, то и результаты в интересах области будут весомее. В полной мере эта задача еще не решена, но мы, считаю, на пути к такому решению.
Что касается отношений областной власти с финансово-промышленными группами, то они сейчас лучше в сравнении с предыдущими губернаторами. Это касается и компании «Илим», и корпорации Ростех, и многих других. Считаю, что идея создать консорциум для развития Иркутского аэропорта, включающий все заинтересованные стороны — Дерипаску, Вексельберга, Троценко, с которой выступил губернатор, демонстрирует конструктивный подход, стремление решить вопрос вне конфронтации, а с учетом всех точек зрения.
— Актуальна ли тема перераспределения части полномочий от губернатора к председателю областного правительства?
— Полагаю, что неактуальна, но это лично мое мнение. Вообще, «двуглавую модель» управления, когда губернатор — один человек, а глава правительства — другой, учредили при губернаторе Сергее Ерощенко, незадолго до завершения его полномочий, но по формальным причинам она вступила в силу уже при Левченко. Считаю, что затея с учреждением отдельного председателя в целом не оправдывает себя. Во-первых, это утяжеляет и удорожает систему управления, плодит лишние должности — обсуждается даже, не создать ли отдельный аппарат правительства, выделив его из нынешнего, правительственно-губернаторского. Такие предложения идут вразрез с логикой избавления от надуманных, излишних структур, которой следует руководство области (например, упразднено региональное министерство юстиции, решено отказаться от идеи уставного суда).
Во-вторых, развивается дублирование управленческих функций, появляются элементы рассогласованности, политической конкуренции, подсиживания друг друга, стимулируется дальнейшее разделение на аппаратные группировки. В-третьих, возникают проблемы государственно-правового свойства. Так, губернатор и сейчас нередко председательствует на заседании правительства, хотя есть отдельный глава правительства.
Наверное, можно вернуться к схеме, когда губернатор является не только главой и высшим должностным лицом региональной власти, но и по-прежнему возглавляет правительство. У него есть только один первый заместитель (а не два, как сейчас), который в отсутствие губернатора руководит правительством и проводит его заседания. Считаю оправданной концентрацию исполнительной власти в руках губернатора.
Любые реформы должны быть необходимы и продуманны. Уверен, что для повышения эффективности работы правительства не нужны изменения его структуры, бесконечные новеллы и перестановки. Надо просто наладить документооборот, контроль над исполнением поручений, увеличить скорость принятия решений. Наверное, имеются кадровые вопросы, в том числе об эффективности некоторых министров и заместителей председателя правительства.
В то же время проблема уточнения и разграничения полномочий все же существует, но, скорее, между различными уровнями власти. Она проявилась, например, при тушении лесных пожаров. Губернатор, правительство области предпринимали на этом направлении большие усилия, однако серьезной помехой была как раз неопределенность, кто чем занимается, кто за что отвечает: за что — федерация, за что — область, а за что — местное самоуправление.
Фото Яны Ушаковой
— Как отразятся на ситуации в областном руководстве грядущие выборы президента России?
— Думаю, никак. Здесь больше преувеличений и нагнетания страстей. Это как со столетием двух революций 1917 года — убежден, что эти юбилеи не скажутся на политической ситуации 2017-го, оставшись темой для историков. Губернатор, он же первый секретарь областного комитета КПРФ, конструктивно провел избирательную кампанию в Государственную думу прошлой осенью. Ни одной из партий не ставили административных препятствий. И, напротив, ни одну не продвигали с помощью административного ресурса. На такой же основе, убежден, будет выстроена по отношению ко всем кандидатам и президентская кампания — корректно, прозрачно, равноправно. Ну а личные убеждения и предпочтения у каждого свои. Я не вижу тут проблем.
Правда, отмечу, что у местных, иркутских политиков в кампании по выборам президента свой интерес — это, по существу, репетиция следующих выборов в Законодательное собрание Прибайкалья, которые состоятся через полгода после избрания президента России.
— Как вы оцениваете взаимодействие губернатора и правительства области с представителями региона в российском парламенте?
— Со стороны губернатора делается все возможное для эффективности такого взаимодействия. Что касается сенаторов и депутатов, то, как и прежде, вне конкуренции по уровню отдачи в интересах Иркутской области Виталий Шуба. Отмечу и активность депутатов Государственной думы Михаила Щапова, Николая Николаева, Сергея Тена, Алексея Красноштанова.
— В конце года состоятся выборы ректора Иркутского государственного университета, и вы уже заявили о возможном выдвижении своей кандидатуры для участия в них...
— Повторю сказанное мною ранее: мне ближе работа в качестве президента ИГУ, то есть вопросы стратегии развития университета. Но если потребуется, то я готов отдать все мои знания, возможности, опыт и в должности ректора. Главное ведь, не кто выиграет выборы, а что будет с университетом дальше. С Иркутским университетом связаны 40 лет моей жизни, я знаю здесь и ситуацию в целом, и все ее нюансы. Убежден, что готовность отдать себя родному вузу полностью — одно из важнейших качеств, необходимых кандидату в ректоры.
— Как вы оцениваете работу нынешнего ректора Александра Аргучинцева?
— В целом положительно, он оправдал многие надежды. В финансовых и других вопросах стало больше прозрачности, сказывается математический склад ума Александра Валерьевича. Но есть многое, над чем еще предстоит работать. После присоединения к ИГУ двух вузов — педагогического и лингвистического (иняза) — университет стал в полном смысле слова большим. В связи с этим возникло много кадровых вопросов в отношении профессорско-преподавательского состава. До сих пор нет интеграции схожих кафедр прежнего ИГУ и педагогического института. В связи с изменением структуры вуза отпала и необходимость в некоторых из общеуниверситетских кафедр (например, иностранных языков).
Есть необходимость и несколько изменить профиль подготовки специалистов в Институте филологии, иностранных языков и медиакоммуникации (ИФИЯМ; бывший иняз). Обучение должно идти вслед за основным потоком туристов, когда востребованы, например, тайский, вьетнамский, турецкий языки.
К сожалению, Иркутский университет до сих пор не стал экспертной площадкой для обсуждения и решения региональных проблем, а ведь его потенциал позволяет быть локомотивом экономического развития Прибайкалья. В частности, под эгидой ИГУ следует создать институт или исследовательский центр по изучению озера Байкал. У Лимнологического института Иркутского научного центра Академии наук при всех его достоинствах все же нет широких, тесных связей с молодежью, со студенчеством. Вообще, развитию факультетов, институтов ИГУ по естественным и точным дисциплинам должно быть уделено повышенное внимание.
Другая проблема — отставание Иркутского университета, например, от коллег из Томска, по созданию кампуса, строительству современных общежитий и учебных корпусов. Тут, кстати, как раз необходимо активнее привлекать к решению вузовских проблем и областное правительство, и крупнейшие бизнес-компании, заинтересованные в подготовке специалистов и в научно-прикладных разработках.
Список проблем и предложений можно продолжить, но я пока ограничусь лишь еще одной. Важен и стиль работы ректора, то, как он относится к своим коллегам, к студентам, насколько открыт для общения, свободен ли вход в ректорат. Для меня университетская автономия или, если хотите, вольница (не путать с анархией) — не пустой звук, а святая святых. Поэтому некоторые особенности характера Александра Валерьевича вызывают у меня тревогу. Убежден, что, конфликты, скажем, вокруг Ботанического сада ИГУ или с доцентом исторического факультета Алексеем Петровым не приняли бы столь острой формы, если бы ректор сразу же пошел на прямой диалог. Вместо этого мы услышали рассуждения о том, кто к кому должен прийти первым. Считаю, что такой проблемы для ректора вуза не должно быть в принципе: появился вопрос — тут же приглашай другую сторону и разговаривай. И это не мелочь, а очень важная тема, характеризующая любого руководителя.
Александр Валерьевич Аргучинцев уже сообщил, что будет баллотироваться на второй срок. Он имеет на это полное право. Но выборы будут конкурентными, и пусть победит сильнейший.
— С вашим решением баллотироваться связана и недавняя отставка с поста председателя Общественной палаты Иркутска?
— Я бы сформулировал шире — с моим намерением отдавать университету еще больше времени, чем это было прежде. Вне зависимости от выборов и их результата.