Иркутск
23 ноября 17:58 Гость редакции

Григорий Воскобойник

11:46, 13 дек 2012

Ректор Иркутского Государственного Лингвистического университета Григорий Воскобойник ответил на вопросы читателей ИА «Альтаир».

— Григорий Дмитриевич, каковы основные итоги работы коллектива ИГЛУ в 2012 году и перспективы на 2013-й?

В университете принято подводить итоги по направлениям работы, которых, как Вы знаете, несколько.

В этом году мы единственные в области реализовали принципиально новый подход к руководству образовательными программами. У нас созданы советы образовательных программ при выпускающих кафедрах, что позволит постоянно улучшать качество образования и оперативно реагировать на запросы рынка труда. Также в 2011-2012 учебном году открыты новые программы бакалавриата и магистратуры. Мы успешно поработали над созданием виртуальной образовательной среды, где сегодня размещено более 1000 ресурсов, как для основного, так и для дополнительного образования, где сегодня, кстати, обучаются более 2000 человек — контингент, сравнимый с численностью вуза.

Хорошим результатом стало то, что более 2000 школьников приняли участие в наших олимпиадах, в том числе в четырех всероссийских олимпиадах школьников по иностранным языкам, по основам безопасности жизнедеятельности. Я могу с уверенностью сказать, что такого количества участников олимпиад, по результатам которых школьники получают льготы для поступления в вуз, нет ни у одного высшего учебного заведения региона.

В диссертационном совете вуза в этом году состоялись 33 защиты диссертаций, а сам совет прошел переаттестацию без предоставления дополнительных документов, и это подтверждение качества его работы. Для проведения научных исследований мы привлекли почти 3 млн рублей, что для гуманитарной науки сегодня является хорошим показателем.

У нас появились новые соглашения о сотрудничестве с зарубежными вузами: Университетом Уошберн (США), Северо-Восточным педагогическим университетом (Китай), Университетом г. Удине (Италия), Университетом Гвадалахара (Мексика), — а также с образовательными учреждениями стран СНГ: Киевским национальным лингвистическим университетом, Минским государственным лингвистическим университетом, Академией образования и Центром международных программ при Министерстве образования Республики Таджикистан. Это позволит нам расширить географию сотрудничества и в сфере научных исследований, и в плане академической мобильности студентов. В 2011-2012 году 137 человек — а это больше, чем в предыдущем — получили возможность пройти стажировки за рубежом, и почти 300 иностранных студентов изучают русский язык у нас. Мы подготовили к печати единственное пока в Сибири учебное пособие по русскому языку для мигрантов и готовы обучать тех, кто собирается жить и работать на территории области. Нужно отметить, что мы достаточно тесно сотрудничаем с национально-культурными автономиями, представителями конфессий, проводим совместные мероприятия в рамках нашего проекта по созданию толерантной среды.

Всегда большое внимание уделяется созданию комфортных условий для обучения. В 2012 году мы запустили бесплатный Wi-Fi для студентов и сотрудников университета, обновили тренажерные залы в университете и в общежитиях, разработали проект надстройки мансардного этажа над корпусом университета, который позволит увеличить площадь вуза.

В планах на 2013-й год — дальнейшее совершенствование нашей деятельности по всем направлениям, реализация ряда проектов, среди которых, например, открытие регионального информационно — туристского центра совместно с Агентством по туризму Иркутской области.

— Каковы в последние несколько лет главные тенденции в развитии ИГЛУ? Что нового, в чем сохраняется преемственность, от чего пришлось отказаться?

Главной всегда была и остается установка на качество образования, высокий уровень подготовки специалистов и укреплений наших позиций в сфере, где мы были и остаемся первыми — сегодня это не только иностранные языки, но и, если говорить шире, развитие гуманитарно-коммуникативного блока. Мы готовим своих студентов, когда они еще учатся в школах — предлагаем им различные форматы участия в жизни университета: стажировки, олимпиады, встречи с иностранными студентами. Мы работаем с педагогами, проводим методические семинары, повышение квалификации. В этом русле ведутся и наши научные исследования, выпускаются пособия. На повышение качества образования и мотивации студентов «работает» укрепление международных связей.

Мы сохраняем научную преемственность благодаря давно принятой формуле «студент — аспирант — профессор», выращивая кадры внутри вуза, от студента 1 курса до профессора кафедры. В нашем вузе давно существует программа материально-финансовой поддержки специалистов, занимающихся научной работой, от аспирантов до руководителей научных школ.

Если говорить о последнем десятилетии, одной из новых тенденций, пожалуй, является разработка и внедрение инновационных и социальных проектов. Благодаря их реализации вуз становится не только местом подготовки специалистов, но и играет роль в развитии города и региона, будь то обучение мигрантов, создание толерантной среды или информационное сопровождение туризма.

С этим связана другая тенденция — максимально возможное расширение взаимодействия с органами власти, организациями, российскими и зарубежными университетами и работодателями, причем не только для решения вопроса о трудоустройстве, но и для их участия на этапе подготовки специалистов.

Для того чтобы реализовать все, о чем было сказано, мы проводим структурные изменения — например, образование институтов в составе университета, объединение или создание кафедр, создание советов образовательных программ, — и в целом, делаем все, чтобы двигаться вперед, соответствовать требованиям времени.

— Сейчас лингвистические подразделения, более широкие, чем общеинститутские кафедры, существуют еще в ряде вузов Иркутска (например, в ИГУ). Это соперники, конкуренты ИГЛУ?

В терминах рынка — конечно, конкуренты, которые в том числе не дают расслабляться и стимулируют к тому, чтобы университет «держал марку».

В плане лингвистической подготовки — скорее последователи, ведь и там работают многие наши выпускники, мы поддерживаем с ними отношения. Лингвистическая подготовка необходима разным специалистам в разном объеме, и существование таких кафедр необходимо, так же, как, например, кафедра русского языка есть не только на филологическом факультете отдельного вуза, а в каждом высшем учебном заведении.

— Насколько объективен т.н. рейтинг эффективности высших учебных заведений, составленный Министерством образования и науки РФ? Какие проблемы для ИГЛУ вы считаете надуманными, а какие — реальными?

Думаю, очевидным для тех, кто следит за развитием событий, является то, что рейтинг не имеет никакого отношения к качеству образования, а «измеряет» вузы как бизнес-структуры, причем планка — пороговое значение — задается отдельным министерством.

В рамках этого рейтинга единственная «проблема» ИГЛУ — это предоставление достоверных данных и сравнительно небольшой размер вуза, который, тем не менее, является единственным на территории Сибири и Дальнего Востока.

Губернатор Иркутской области С.В. Ерощенко наш университет поддержал, и теперь, надеемся, региональной власти удастся обосновать Министерству образования и науки необходимость тщательно и без спешки определиться с дальнейшей траекторией развития университета.

— Налажено ли взаимодействие по защите интересов ИГЛУ с правительством области, администрацией Иркутска?

Руководство нашего региона идет на активный и открытый диалог. Губернатор Иркутской области присутствовал на митинге в защиту образования, встречался с преподавателями и студентами ИГЛУ. 25 декабря прошла еще одна встреча — с Первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области Н.В. Слободчиковым и Министром образования Иркутской области В.С. Басюком, которые подтвердили намерение учитывать мнение коллектива, студентов при принятии любого решения о развитии вуза. Фрагмент видеозаписи с этой встречи есть на страницах аккаунта университета в социальных сетях.

— Рейтинг опубликован, отношение к нему выражено. Что дальше? На каком этапе сейчас находится тема реорганизации? Что произойдет? Будет ли этим летом набор студентов в ИГЛУ?

Как заверили нас на встрече Первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области В.Н. Слободчиков и Министр образования Иркутской области В.С. Басюк, по достигнутому с Минобрнауки РФ соглашению в течение следующего календарного года никаких изменений в работе университета не будет. За этот год университет и региональные власти в составе координационного совета при Губернаторе Иркутской области должны выработать решение по развитию высшего профессионального образования в области, в том числе, по сохранению ИГЛУ. Также на встрече стало известно, что в феврале нашу область планирует посетить заместитель Министра образования и науки Александр Алексеевич Климов.

Мы со своей стороны готовимся к приемной кампании 2013 года на все направления подготовки и приглашаем абитуриентов и родителей на день открытых дверей 16 февраля.

— В конце года ИГЛУ исполнится 65 лет. Будет ли отмечена эта дата?

Да, ведь юбилей университета — знаковая дата для всех, чья судьба связана с вузом. По традиции празднование юбилея проходит в сентябре. Сейчас ведется обсуждение мероприятий по празднованию этого события.


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика