Дмитрий Чернышов
Заместитель губернатора — руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области ответил на вопросы журналистов агентства «Альтаир» и газеты «Байкальские вести»
— Дмитрий Викторович, вы занимаете один из ключевых постов в «сером доме». Возглавляете аппарат губернатора, занимаетесь другими ответственными вопросами. И как вам в этой должности?
— Когда меня поздравляли с назначением, я отвечал: «Лучше посочувствуйте!»... Конечно, на тот момент определенный нужный опыт у меня имелся. В Ангарске был вице-мэром, работал «на земле», то есть пришел не из какой-то оторванной от реальной жизни структуры. Но здесь — широкое разнообразие задач, большое число задействованных в различных процессах людей... Главная проблема — ограниченность времени в сутках. Всего 24 часа. С работы ухожу поздно, очень хорошо, если в одиннадцать вечера... В правительстве нет безответственных должностей, но эта действительно в чем-то особенная, в силу спектра курируемых вопросов. Ведь, как я уже не раз говорил, основная функция аппарата губернатора — контроль за деятельностью правительства, за качеством управленческих процессов, которые идут в регионе. Может быть, кому-то мое понимание задач аппарата не нравится, но оно именно такое,
— Зачем контролировать работу правительства? Вы не доверяете его председателю Александру Битарову?
— Здесь вопрос не в Битарове. Кроме руководителя правительства есть органы исполнительной власти — министерства, службы, агентства — со своими полномочиями и задачами. И речь тут не о недоверии, а об обеспечении исполнительской дисциплины во всей этой системе. Кроме того, не всегда исполнители понимают, каким должен быть результат, когда губернатор поставил задачу. А мы должны отдавать себе отчет: если кто-то сработал неадекватно, то эта недоработка воспринимается как имеющая отношение к высшему должностному лицу области. Например, есть как минимум три поручения президента, которые до сих пор не выполнены нашими министерствами, хотя они должны были это сделать еще в 2014–2015 годах. Понятно, что там и от муниципального уровня многое зависит, что есть не только субъективные, но и объективные причины невыполнения. Но в каждом случае надо обеспечить жесткий контроль.
— Тогда какие у вас отношения сложились с Александром Битаровым? Понятно, что слухи о ваших претензиях на его место — вздор, но как по-человечески можно охарактеризовать ваше взаимодействие? Все-таки речь идет о контроле...
— Да, подобные слухи не имеют под собой почвы. Это я говорю абсолютно честно. Я буду работать там, куда меня направит губернатор.
В первую очередь, отношения с Александром Битаровым у меня деловые. Но и человеческие отношения хорошие. Я убежден, что Александр Семенович видит необходимость моей работы. Ее нельзя назвать вмешательством — в данном случае это помощь. У правительства, как уже сказано, много подразделений, и его председатель не всегда имеет возможность проконтролировать исполнение всех обязанностей и поручений.
— Но не страдает ли от этого как раз ваша работа? Есть мнение, что аппарат губернатора недорабатывает во взаимодействии с Законодательным собранием. Возьмем хотя бы факт отсутствия представителя губернатора в областном парламенте. А ведь в том числе от взаимодействия с депутатским корпусом зависит конструктивная работа исполнительной власти. Вспомним слова Сергея Левченко о намерении сплотить все здоровые силы...
— Да, пока эта вакансия открыта, а потому есть некоторые вопросы к организации взаимоотношений с депутатским корпусом. Но они ни в коем случае не глобальные или стратегические — они именно технические. Стратегически как раз проблем нет: губернатор часто встречается с депутатами, председатель правительства постоянно присутствует на заседаниях фракций, решает необходимые вопросы перед сессиями. И я в текущем режиме работаю с депутатами и хочу поблагодарить их, кстати, за конструктивный настрой, в том числе в компромиссном решении острых вопросов.
А что есть миссия представителя губернатора в парламенте? Он занимается в большей степени вопросами текущих взаимоотношений, участвует в работе комиссий и комитетов, в отработке каких-то моментов в законопроектах... Конечно, при всем техническом характере обсуждаемой должности она необходима и политически важна, и принимать решение о назначении будет губернатор. Думаю, это случится в ближайшее время.
Что касается того, справляется ли со своими функциями аппарат, то полгода не тот период, чтобы давать оценки. В качестве аванса себе и подчиненным скажу, что динамика у нас неплохая. Кстати, с 1 апреля я принял помощника руководителя аппарата губернатора и правительства. Это очень опытный человек, который возглавлял аппарат думы города Ангарска. Вы познакомитесь с ней в ближайшее время.
— То есть «ангарские» действительно идут во власть...
— Нет, критерий, прежде всего, — профессиональные качества. Именно соображениями целесообразности обусловлены и структурные изменения, которые мы производим. Так, ликвидированное министерство юстиции обладало, на мой взгляд, избыточными функциями и персоналом. На сэкономленные деньги мы создали управление по профилактике коррупции, что было предписано президентским указом, а еще открываем восемь общественных приемных губернатора на отдаленных территориях региона. Выполнили требования времени и руководства страны, не попросив ни единой ставки! При этом с функциями минюста, которые так дорого обходились областному бюджету, сейчас неплохо справляется главное правовое управление в аппарате губернатора.
При желании во многих случаях можно сократить затраты как денег, так и времени. Кстати, на формирование управления по профилактике коррупции давалось шесть месяцев, ко времени моего прихода в аппарат прошло пять, а даже конь в этом вопросе не валялся. И мы успели за месяц.
— А Уставный суд? Отказ от него продиктован теми же соображениями?
— Теоретически да, но к тому моменту он же не был еще сформирован, поэтому расходов на него не успели сделать.
— Депутаты от «Гражданской платформы» и КПРФ голосовали в свое время против Уставного суда, и это решение соответствует их позиции...
— В случае с Уставным судом, как и в случае с минюстом, я ретранслирую позицию губернатора. В сегодняшней ситуации Уставный суд является излишним образованием. Есть суды общей юрисдикции, есть прокуратура, которые справятся с изначально возложенными на него функциями. Может быть, надо будет вернуться к этому вопросу в будущем. Время покажет. Но сегодня затраты на Уставный суд — роскошь. И мы знаем, что депутаты — инициаторы соответствующего законопроекта отозвали этот документ. Я благодарен им за это.
— А вообще, можно ли сказать, что депутатский корпус в целом и «Единая Россия» в частности настроены на конструктивную работу с губернатором? Многие сегодня делают такой вывод, в том числе анализируя позицию председателя Законодательного собрания...
— В пользу такой оценки говорит многое. И это единственно верный путь, поскольку власть сегодня может повысить авторитет только совместными действиями. Только тогда можно рассчитывать на доверие жителей. Разногласия есть, но они не глобальные и относятся скорее к области «трудностей перевода».
— Ходят слухи, что глава ЗС Сергей Брилка намерен идти по списку в Государственную думу. Как вы относитесь к такой перспективе?
— Не хотелось бы гадать, предсказывать решения «Единой России», но мое личное мнение заключается в том, что Сергей Фатеевич всегда настроен на конструктив и поэтому является человеком на своем месте.
— Мэр Иркутска Дмитрий Бердников во время встречи с журналистами нашей газеты сказал очень интересную фразу, что с губернатором Левченко ему проще и легче работать, чем с предыдущим главой региона. Как вы думаете, это показательное замечание?
— С Дмитрием Викторовичем мы эту тему обсуждали. Губернатор дает ему работать, не давит сверху, словно «старший мэр». Это о многом говорит. Значит, губернатор создает условия для общей продуктивной работы. Сергей Георгиевич — человек с большим опытом, в том числе политическим и управленческим. Взаимодействовать, спрашивать за результат, так как губернатор отвечает за всю область, но не вмешиваться в муниципальные дела — это его подход. У губернатора и мэров ведь абсолютно разные полномочия. Мэр — хозяин на территории своего муниципального образования, а губернатор — на территории всей области, он отвечает за всех.
— Возвращаясь к структуре правительства — с 1 июня в регионе появятся три новые структуры. Разделено на два ведомства министерство физической культуры, спорта и молодежной политики, создается министерство лесного комплекса. Ведь это не только количественные изменения? Кто возглавит новые министерства?
— Кадровые решения принимает губернатор, и я не буду забегать вперед. Хотя кандидатуры в различных кругах обсуждаются активно. Если говорить о физкультуре и спорте, то, по моему мнению, Илья Резник сейчас на своем месте, и я не думаю, что здесь ожидается ротация.
Что касается лесного комплекса, то именно на примере совершенно нового министерства ярко иллюстрируются поставленные задачи качественных изменений. Если у человека есть перспективные инициативы — у него есть и реальные шансы занять соответствующий пост. В этом смысле можно довольно уверенно говорить о нынешнем руководителе Агентства лесного хозяйства Иркутской области Сергее Шеверде. Вчера, после заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, ко мне подошел начальник областного управления МЧС России Валентин Нелюбов, одобрительно отозвался о Сергее Васильевиче, отметил взаимопонимание по подготовке к пожароопасному периоду. А это очень важно — эффективное межведомственное взаимодействие в столь серьезной сфере.
Положительные отзывы получает и идея Сергея Шеверды перейти от долгосрочных договоров аренды лесных участков (на 49 лет) к годовым контрактам с четким объемом расчетной лесосеки, с контролем за соблюдением реализации этих объемов и получением в бюджет удвоенного коэффициента. Реализация этой инициативы позволит нам в 2016 году, передав на таком праве пользования не больше 350 тыс. кубометров древесины, привлечь в бюджет около 160 млн рублей, чтобы целевым характером направить их через Агентство лесного хозяйства в лесхозы. Это, в свою очередь, поможет решить проблему недофинансирования тушения лесных пожаров федерацией.
Еще один шаг — мораторий на санитарные рубки, прежде всего по югу Иркутской области. От санитарных рубок в том виде, в котором они были, мы уходим, потому что это вторая сторона так называемой горимости. Жгут, потом рубят...
У Сергея Шеверды есть много перспективных идей. Но все это, подчеркну, мои ощущения, а с реальными назначениями нас познакомит губернатор.
— 14 апреля во время выступления губернатора с посланием к Законодательному собранию в зале был замечен и бывший мэр Ангарска Владимир Жуков. Это породило волну слухов, чуть ли не о грядущем громком кадровом назначении в правительстве...
— Владимира Жукова знаю лично, потому что не пересечься в коридорах власти мы не могли. Относительно описанной вами ситуации мне достоверно известно только два момента: во-первых, на мероприятие его не приглашали, во-вторых, человек он непредсказуемый. Все остальное — пустые слухи.
— Почему на выступление губернатора с посланием не пригласили депутатов думы Иркутска?
— Если бы пригласили депутатов Иркутска — обиделись бы депутаты Братска или, к примеру, Усть-Илимска, поскольку статус у всех одинаковый. Мы пригласили председателя думы областного центра, как и всех остальных руководителей дум муниципалитетов Иркутской области. Но послание адресуется, прежде всего, парламенту.
— Что касается контактов и координации правительства с правоохранительными органами — как вы можете охарактеризовать взаимодействие?
— В целом ситуация ровная. Конечно, имеет значение и характер личного взаимодействия в каждом конкретном случае, но на общую ситуацию это особо не влияет. Мы очень плотно с прокуратурой работаем, есть четкое взаимопонимание. МВД, ФСБ, Следственный комитет — у всех свои полномочия, поэтому каждый занимается своим делом, а губернатор в той или иной степени координирует их деятельность.
— Предстоят выборы в Государственную думу. Каким вы видите участие губернатора и правительства в этом процессе?
— Общая, стратегическая позиция: полностью исключить административный ресурс. Не только на уровне субъекта, но и на муниципальном уровне. Мы говорим мэрам: делайте свою работу, не надо заниматься политикой. Для некоторых, конечно, это звучит диковато, инерционное сознание противится. Всегда же муниципалитетам говорили наоборот: что они должны обеспечить нужный результат. Сейчас же задача иная — максимально обеспечить всем кандидатам и партиям, с одной стороны, и жителям области — с другой возможность реализовать свое избирательное право.
— Если так будет, то Иркутская область станет, наверное, единственным субъектом, где в реальности свершится то, о чем многие говорят и/или думают. Мощнейший административный, а то и силовой ресурс применяется на выборах в России повсеместно. Но вы не боитесь, что если уйдет ресурс административный, то на его место придет финансовый, в том числе банальный подкуп, который хуже несбыточных обещаний?
— На мой взгляд, финансовый ресурс явно может повлиять на уровне небольших выборов. Если мы говорим о Государственной думе, то здесь решающее значение будет иметь ресурс идеологический. Единственное, для чего нужен административный ресурс, — чтобы не допускать к власти экстремистов. Конечно, есть инерция, стереотипы сознания, в том числе избирателей. Но от этого надо уходить.
— Мы рассмотрели много вопросов и могли бы задать еще больше. Действительно, с такой занятостью на семью останется мало времени...
— К сожалению, почти не остается. Сейчас стараюсь больше внимания уделить сыну. Ему исполняется 18 лет, он учится в Ангарске в математической школе, будет поступать в вуз. Так что к вопросу о том, что в нашей высшей школе надо наводить порядок, я имею личное отношение — как отец выпускника...
В начале нашей беседы вы спрашивали, насколько мне доверяет губернатор. Я Сергея Георгиевича никогда не подводил, и ни в коем случае не хотелось бы подвести его в будущем — не по злому умыслу, а по уровню компетентности и профессионализма. Поэтому и приходится работать до полуночи. Уровень ответственности и доверия слишком высок.