Александр Афанасьев
Исполняющий обязанности ректора Национального исследовательского иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) Александр Афанасьев ответил на вопросы журналистов нашего агентства и газеты «Байкальские вести».
— Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет подписал соглашение с компанией «Газпром добыча Иркутск» — дочерним предприятием «Газпрома» — на второй день после заключения «контракта века» по поставке российского газа в Китай. Это еще раз подтверждает, что в своем нынешнем состоянии вуз способен принимать такие вызовы современности. Данный факт помимо глобальных возможностей для региона обещает принципиально изменить жизнь сотен нынешних и будущих студентов.
Сейчас в НИ ИрГТУ примерно 23 тысячи студентов всех форм обучения. По очной форме ежегодно выпускаем около трех тысяч. Спрос на наших выпускников стабильный.
Кроме того, сегодня нам крупно повезло в плане востребованности.
Прежде всего, о соглашении с компанией «Газпром добыча Иркутск». Мы держали руку на пульсе событий, и понадобилось минимум времени для его подписания. Мы будем отвечать и за кадровое, и за научное сопровождение проекта поставки газа в Китай. Еще во время получения статуса национального исследовательского университета мы жалели, что перспектива разработки Ковыктинского газового месторождения маячила где-то там, далеко... И тут — такой подарок и региону, и университету.
И по заказу предприятия мы в 2015 году открываем три новых профиля обучения: «Бурение нефти и газа», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ», «Машинное оборудование нефтяных и газовых промыслов», вводим магистерскую программу «Строительство газопроводов», корректируем десять основных образовательных программ (это и химические технологии, и маркшейдерское дело, и управление качеством, и охрана окружающей среды).
Отрасль в ближайшие годы запросит огромное количество квалифицированных работников — как для строительства и эксплуатации профильных объектов, так и для сопутствующих специальностей. И этот вызов пришел вовремя. Если бы университет не вырос и не укрепился, то, наверное, была бы выбрана другая точка опоры проекта.
Кроме этого, Иркутский технический университет стал одним из опорных вузов крупнейшей авиастроительной компании России — ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Она готовит кадры для авиастроительных предприятий всей страны. Мы в рамках сотрудничества с ИАПО по проекту «Иркут МС-21» разрабатываем инновационные технологии изготовления деталей самолетов с использованием роботов и выращиваем новое поколение специалистов.
Сейчас Ангарский нефтехимический комбинат проходит реструктуризацию. Он получил огромные деньги от «Роснефти», удваивает свою мощность и переходит на евростандарт. До 2018 года ему потребуется 600 специалистов. Ждет 500 дипломированных химиков и Ангарская компания полимеров.
Так и на стадии разработки плана строительства анодной фабрики и алюминиевого завода в Тайшете встал вопрос — кто будет поставлять 1100 необходимых специалистов? Конечно, что-то даст Красноярск, но большая часть опять же будет наша...
И это — дополнительно к стандартным нагрузкам нашего вуза. Потому что мы готовим основную часть инженерных кадров для промышленности в нашем регионе.
До сих пор перед школьниками стоят неосознанные препоны при получении инженерного образования: третий по выбору экзамен — обществознание. Он выбирается выпускниками как «легкий». И школы, заинтересованные в среднем высоком балле, подталкивают к такому выбору. А как результат — трагедии при поступлении. Ежегодно в университет приходят молодые люди, желающие получить инженерную специальность, но у них третий ЕГЭ — обществознание, и мы не имеем права их принять. Для инженеров нужны физика, информатика, химия...
Вторая проблема — миграция молодежи. Блестящие победители олимпиад, выпускники подготовительных курсов, окончив школу, говорят нам: «Спасибо, извините, мы поехали в Москву». Но мы видим и другое: абитуриенты с востока, из глубинки, исходно имеющие слабую подготовку, к пятому курсу дают большую фору студентам из Иркутска с хорошим ЕГЭ. Зачастую эти ребята очень мотивированы, они понимают: чтобы остаться в университете, чтобы получить реальные знания по специальности, надо «пахать». На первом курсе отсев студентов может достигать 15–20 процентов. Но те, кто остается, становятся не только хорошими специалистами, но и носителями интеллектуальной инженерной культуры.
Я убежден, что главная специальность XXI века — инженер. И есть как минимум три причины для молодежи выбирать такой путь: это профессия будущего, это интересно, это перспективно. Например, в нефтегазовой отрасли зарплата для молодежи начинается с того уровня, на котором во многих специальностях заканчивают карьеру. Правда, и задачи там совершенно другого уровня...
Серьезные задачи стоят не только перед выпускниками вуза, но и перед вузом, регионом и страной. Рядом растет вторая экономика мира — Китай, стремящаяся стать первой. А кто мы рядом с Китаем — это вызов для всех нас.
Интеллектуальная составляющая в производимых продуктах с каждым годом возрастает. Западные страны, ориентируясь на общество знаний, эту часть оставляют у себя. Важно, чтобы мы научились оставлять у себя разработки, а воплощали их за рубежом, где, как правило, быстрее и дешевле. Удастся ли нам реализовать это генеральное направление?
Я живу этой задачей и очень болею за Иркутск. Я здесь родился, сюда вернулся после аспирантуры. Этот город создает особые условия. В частности, здесь много талантливых людей. Знаете, мы в свое время проводили конференцию по ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. К нам приезжали корейцы. Оказалось, что они для применения и развития у себя этой области знаний набрали исключительно русскоговорящих специалистов, причем из разных стран мира. Здесь проявляется особая ментальность. И, говоря о талантах в Иркутской области, я имею в виду именно ментальность, миропонимание...
Необычные люди рождают нестандартные идеи. За ними будущее. Мы выиграем, если нам удастся вырастить, сохранить этих генераторов, поставить в нужную позицию в экономике. И сегодня мне больно смотреть, как талантливые люди порой теряются в юридических и других дисциплинах. Хотелось бы переориентировать их на инженеров.
При этом технический вуз нуждается в бюджетных местах и для специальностей гуманитарного блока! Я по опыту работы в «силиконовой долине», городе Сан-Хосе, знаю, что 90–95 процентов всех успешных компаний возглавляют руководители с первым естественно-научным образованием, а уж потом — дополнительным, как правило, гуманитарным. Тысячи фирм, которые успешно развиваются. Это эксперимент, поставленный самой цивилизацией. А мы теряем потенциальные кадры... А сейчас в промышленности нет юристов, специализирующихся на защите интеллектуальной собственности. И экономистов, способных разрабатывать реальные бизнес-планы для предприятий. Потому что нет инженерно-экономической школы. А нам бюджетных мест не выделяют. Ведь способный в будущем к такой работе ребенок не обязательно вырос в семье, которая может заплатить 100 тысяч рублей в год за его обучение. И что делать?
Говоря и о преимуществе инженерных специальностей, и о других трендах, я опираюсь не только на международные примеры. Осенью мы тщательно со всей нашей командой проанализировали ситуацию — с точки зрения не только научных, но и географических, экономических, политических факторов. Именно этот анализ позволил сделать эти выводы, ставшие базовыми. Кстати, меня часто упрекают: «У тебя много советников!». Но я считаю это преимуществом и заставляю их работать. И они пашут!
Что касается кадровой политики вуза в целом, то я сторонник поступательных преобразований. Когда я пришел в вуз в 2006 году, он меня поразил своей корпоративной культурой. Все-таки когда университет живет в одном здании, это дорогогостоит. Ты разговариваешь с людьми на одном языке, существуешь с ними в одном идейном пространстве. Кроме того, это же фундаментальный вуз, который настолько глубоко встроен в экономику региона и Сибири, что просто немыслимо его быстро-быстро преобразовать. Университет не управляется краткосрочными планами, подготовка качественного специалиста занимает пять-восемь лет.
Если вернуться к хронологии, то мое назначение исполняющим обязанности ректора застало меня на Ольхоне, во время отпуска. Вручили приказ, и все началось. Стал работать с командой проректоров, которую я хорошо знал. Они работящие, квалифицированные специалисты, и я им всем признателен за самоотверженный труд. Конечно, идут преобразования, появляются новые люди. Вообще, стараюсь приглашать тех, чья квалификация не вызывает сомнений. Так, я пригласил Николая Петровича Коновалова, заведующего кафедрой физики. Пришел Владимир Николаевич Гордеев, ранее областной министр, теперь проректор ИрГТУ по экономическим и правовым вопросам. Из советников очень ценю Александра Анатольевича Быстрицкого. Он специалист экстра-класса, обладающий редким сочетанием — реальное владение теорией решения изобретательских задач плюс богатый опыт по совершенствованию систем управления в бизнесе. Кстати, Быстрицкий работал в той самой успешной команде тризовцев в Корее. И это далеко не все члены моей команды.
Даже в сложное время, когда приходилось принимать жесткие решения, всегда были люди, которые при встрече жали мне руку и говорили: «Мы за Вас». И нередко, когда уже дохожу до белого каления, я ищу обратную связь — прихожу на кафедры, и мы просто общаемся с людьми.
На 120 преподавателей нашего вуза приходится свыше 1000стажировок и курсов повышения квалификации. Они прошли обучение в России, Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии. На это было потрачено 52 млн рублей за четыре с половиной года. В 2010 году мы выиграли статус национального исследовательского университета, и первые пять из десяти лет мы получили, с учетом нашего софинансирования, около 2 млрд рублей. Эти средства предназначались на оборудование и повышение квалификации. Росфиннадзор, можно сказать, жил у нас месяцами. Мне часто говорят: «Вы после наших проверок скоро святыми станете».
Но главный показатель эффективности освоения средств — то, что университет качественно вырос, перешел на другой уровень. Люди по-другому смотрят и на учебный процесс, и на науку. Мы уже другие, чем были до получения статуса национального исследовательского университета. И это наше самое главное преимущество.
ИрГТУ — единственный национальный исследовательский университет на востоке страны. За вторые пять лет мы должны продемонстрировать способность зарабатывать деньги в экономике региона, страны и зарубежья. И если этот рубеж мы проходим, тогда честь и хвала.
Если мы взглянем на ту пирамидку, в которой министерство видит итог реформирования системы высшего образования, то 11 федеральных университетов — это вершина. Далее идут 29 национальных исследовательских университетов — к счастью, мы, ИрГТУ, в этом списке есть. Затем — 55 университетов, которые выиграли программу регионального развития (ИГУ тоже ее выиграл). И затем — все остальные вузы, и их общая численность гораздо меньше, чем мы сегодня имеем в стране. Угроза сползания по этой пирамиде вниз очень стимулирует.
Я всегда говорю: надо работать в команде. Так, осенью мы приняли доктрину — плотно работать с органами власти, с любой ее структурой. Поначалу коллеги, которые ведут практическую работу, сомневались: «А это не отвлечение сил?». Но ведь любой проект содержит политическую составляющую. Потому что для воплощения нужно найти взаимопонимание с властью, ее поддержку.
Уже в сентябре, а я на тот момент возглавлял вуз полтора месяца, на базе ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной думы РФ по энергетике. Насколько это важно — не надо говорить. Студенты и аспиранты были счастливы поучаствовать в заседании. Сейчас планируем такой же круглый стол по теме дорог.
Миссия именно нашего вуза — связывать власть с бизнесом и наукой и на федеральном, и на муниципальном уровне. Важно, чтобы молодое поколение специалистов росло в этих проектах как инженеры, участвовало в формированииих как законодательных инициатив.
Сейчас правительство и Министерство образования и науки проводят серьезные преобразования всей системы высшего образования. Министерство настаивает, помимо перехода от специалитета к бакалавриату и магистратуре, на введении электронного образования, дистанционного и сетевого обучения. Это новые инструменты, ориентированные на поднятие качества образования.
Иной подход послужит мощнейшим стимулом. В разработке новых подходов к обучению идет жесткая мировая конкуренция. Массачусетский технологический институт — один из флагманов нашей цивилизации. И там делается ставка на дистанционное электронное образование. Почти сотни тысяч студентов бесплатно обучаются на таких курсах.
В перспективе любой молодой человек с помощью интернет-технологий может обучаться практически в любом университете мира. Это означает, что образование не знает границ. Мы начинаем жить в другом, быстро меняющемся обществе. И чтобы в нем выжить, надо подниматься на новый рубеж. И в этом велика ответственность высшего образования. Возникает вопрос: в чем ценность нашего образования? Да как раз в том, что появляется интеллектуальная культура. Мы тому и учим студентов, чтобы они быстро адаптировались в меняющихся условиях...