Владимир Путин: первый год четвертого срока
18 марта 2018 года Владимир Путин был в четвертый раз избран президентом России. Однако первый год этого (возможно, последнего) президентства не принес рывка в экономике. Пенсионная реформа, повышение НДС, рост энерготарифов и тарифов на вывоз мусора могли подпортить впечатление о президенте даже его постоянным избирателям. Победы тоже были – чемпионат мира по футболу и открытие Керченского моста, но они не смогли затормозить падение рейтинга Владимира Путина. Большинство экспертов сходятся во мнении, что президенту нужно начинать готовить преемника и, во всяком случае официально, завершить свое пребывание в президентской должности в 2024 году.
Фото news2world.net
Выборы, ЧМ, Керченский мост
Второй секретарь Иркутского обкома КПРФ Евгений Рульков считает, что не лишним будет напомнить – избирательной кампании как таковой да и выборов президента в 2018 году не было:
– Все ветви власти – исполнительная, представительная, судебная, а также СМИ – были нацелены на то, чтобы еще раз усадить в президентское кресло (точнее – оставить в этом кресле) Владимира Владимировича Путина.
По словам политолога, доцента ИГУ, кандидата исторических наук Сергея Шмидта, плюсов у первого года президентства Путина немного, но они есть. Эксперт выделил две политические победы президента на этом сроке:
– Во-первых, это два ярких проекта с мощной политико-пиаровской составляющей, в которые не верили скептики и враги Путина. Я имею в виду чемпионат мира по футболу и открытие Керченского моста. Недруги всех мастей были бы только счастливы, если бы это все сорвалось. С другой стороны, многие экспертным образом прогнозировали, что и чемпионат провалится, и мост не будет открыт. Я не вижу отдельного плюса в относительном успехе сборной России на этом чемпионате, но все-таки упомяну. Поскольку прогнозы, что наша сборная даже не выйдет из группы, тоже провалились.
Второй репутационный плюс Путина в том, что он продолжает несгибаемо и решительно воевать новую холодную войну. Никаких уступок, ни по каким позициям, решимость стоять до последнего. На языке верховной власти это называется «отстаивать интересы России», а по сути, означает бороться за переустройство логики мировой политики и международных отношений. Тут слабости мы не обнаруживаем, и подкопаться не к чему. Если считать последовательность хорошим качеством политика, то Путин демонстрирует завидную последовательность. На этом фоне для меня до сих пор остается загадкой, что этот пустой информационный хайп был создан несколько месяцев назад по поводу того, что Кремль собрался решать проблему Курильских островов передачей. Сейчас выяснилось, что там не было никаких серьезных намерений, однако вопрос: «В связи с чем была эта информационная вспышка?» – остается открытым. На этом список плюсов можно закончить.
Однако Сергей Шмидт смог выделить еще один полуплюс:
– Если бы к вышеперечисленному можно было добавить рост ВВП, то можно было бы назвать первый год четвертого срока убедительно успешным. Но поскольку этого пункта нет, можно отметить полуплюс – экономической катастрофы не произошло, не происходит и пока не предвидится. Экономика выживает микроскопическими процентами роста, но ожидания недругов, как всегда, провалились. Я бы вообще сказал, что главное достижение Путина за последние 10 лет – мы живем в ожидании скорой катастрофы созданного им режима, а ее не происходит. С августа 2008 года, после грузино-осетинского конфликта это началось, но режим демонстрирует устойчивость.
Главный редактор газеты «Байкальские вести», кандидат исторических наук Юрий Пронин отметил, что даже проведение футбольного чемпионата мира или строительство моста в Крым – это точечные мероприятия с привлечением большого объема бюджетных средств:
– Вместо того чтобы стимулировать активность малого и среднего бизнеса, руководство страны собирает деньги в своих руках, а затем раздает страждущим «пять хлебов» через узкую группу лиц. Чтобы найти и потратить деньги таким способом, надо повышать налоги, пенсионный возраст и т.д. Значит, угнетается «подлесок» бизнеса и потребительский рынок, сокращается занятость, уменьшаются доходы и покупательная способность населения, растут цены, и, по кругу, снижается деловая активность. Так что чемпионаты и мосты – это не про структурные изменения в экономике и обществе, а про то, что президент может вот так собрать деньги под одно-два конкретных, внешне привлекательных мероприятия/проекта «здесь и сейчас». К слову, в Китае, где тоже жесткий политический режим, последовательность действий в экономике – с точностью до наоборот. Поэтому и еще по многим обстоятельствам считаю, что Владимир Путин твердо вступил в «политическую осень», а реальные сдвиги могут быть связаны только с новым поколением руководителей.
Пенсионная реформа и повышение налогов
Евгений Рульков обратил внимание на то, что сразу после выборов начались события, которых народ не ожидал, голосовав за Путина:
– По согласованию с Владимиром Путиным, правительство РФ предложило ряд реформ, которые существенно повлияли на социально-экономическое положение населения России. Повлияли они и на восприятие Владимира Владимировича большинством общества. Мы хорошо помним негативную реакцию жителей Иркутской области на рост цен на ГСМ, на предложения о повышении тарифов на электроэнергию и другие способы залезть в карман к гражданам. Народ уже тогда насторожился, и мы, как партия, которая возглавляет протестные действия в России, предприняли ряд действий, которыми хотели предотвратить принятие этих инициатив. Затем грянула пенсионная реформа.
Для руководителя «Клуба публичной политики» Павла Степанова первый год четвертого срока Путина также ознаменовался этим непопулярным решением:
– Поскольку Владимир Путин начал этот срок с непопулярной социальной реформы и публично встал во главе нее. Это привело к потере политических бонусов. В этом году рейтинг Путина впервые за долгие годы упал ниже 50%, что свидетельствует о непопулярности внутренней политики президента. Кроме того, этот год запомнился, на фоне пенсионной реформы и других причин, серией поражений кандидатов от действующей власти в единый день голосования. Вертикаль власти, выстроенная Владимиром Путиным с начала 2000-х годов, была непоколебима, но 9 сентября 2018 года мы увидели в нескольких территориях внутренние протесты – Хакасия, Приморье, Хабаровский край. Мы видим запрос на перемены по всей стране, и мы видим, по сути, нарушение стабильности и непоколебимости вертикали власти. Показательно, что процесс начался с регионов, а федеральный центр не имеет содержательных, адекватных планов по реагированию на них. В Кремле решают проблемы только по мере поступления.
Сергей Шмидт признался в довольно непростом отношении к пенсионной реформе, потому что стратегический замысел был, видимо, правильным, но, судя по всему, исполнение замысла подкачало:
– Общественное недовольство, раздражение, падение рейтинга президента, которое продолжается до сих пор и фиксируется даже государственными социологическими агентствами. Общество не понимает смысла реформы, и это провал государственной власти. С другой стороны, очевидно, что раздражение могло быть большим и урон властям тоже был бы больше. Одним из последствий пенсионной реформы стали проваленные кандидатами от власти региональные кампании, но, откровенно говоря, это произошло только в некоторых субъектах РФ, в том числе и в Иркутской области. Однако говорить о том, что пенсионная реформа испортила властям все, пока не приходится. Вторая, уже названная проблема – снижение рейтинга президента. Но рейтинг его оппонентов настолько небольшой, что я не вижу здесь серьезной опасности. Последнее, что скажу, – ответственность за пенсионную реформу пала все-таки на Владимира Путина, и это свидетельствует о его неучастии в президентских выборах в 2024 году.
Евгений Рульков предрек властям страны еще большую расплату за пенсионную реформу, чем та, что произошла осенью 2018 года:
– От реформы в ней ничего не было – просто грубое и циничное навязывание народу своей воли. Это не было хорошо воспринято даже избирателями Путина, народ был возмущен. И КПРФ, и другие партии собирали подписи, проводили митинги против пенсионной реформы, но это не помогло. Негативное отношение к действиям президента в народе сохранилось и аукнется в ближайшее время. Первый год последнего президентства Путина был отмечен только негативом со стороны власти, а бряцание оружием и показ мультиков работают до поры до времени.
«Воздух сгущается»
Юрий Пронин отметил, что первый год формально четвертого, а фактически пятого срока президентства Владимира Путина прошел под разговоры о преемнике, хотя до окончания срока полномочий еще 5 лет. Ощущается определенная усталость даже у постоянных избирателей Путина:
– На бытовом уровне для многих он превратился из президента надежды в президента привычки – как солнце, которое встает ежедневно, или зима, которая наступает ежегодно. Есть ощущение, что так будет чуть ли не всегда. А молодежь вообще помнит на своей жизни только одного президента. С одной стороны, это ощущение стабильности, но, с другой стороны, на примере Путина мы видим, что не происходит смена власти – элементарная и необходимая процедура в правовом государстве. Это плохо не только с точки зрения теории или принципов демократии, но и на житейско-бытовом уровне. Сколько ни желай Владимиру Владимировичу здоровья и долголетия, а смена власти когда-нибудь произойдет естественным путем. И дольше смены не будет, тем более непредсказуемы последствия. У нас сформировалась система власти, замкнутая на одном человеке. И это очень плохо. У нас есть примеры со смертью Сталина, когда умер человек, без которого государство немыслимо, а значит, возникает вакуум власти. Система превращается в проблему. И по итогам первого года четвертого официального и пятого неофициального срока Владимира Путина проблема нарастает. Отсюда, кстати, и столь ранние разговоры о «транзите власти» – ибо неизвестность, даже через несколько лет, тревожит и пугает. Массовый запрос на перемены и одновременно страх перед ними существуют в «одном флаконе».
Павел Степанов также поддерживает мнение о запросе в обществе курса на перемены:
– Нет вектора, который стоило бы начать на этом сроке. Стратегическая повестка исчерпана. Этот срок, по моему мнению, последний для действующего президента, и в его рамках надо решить вопрос преемственности политического режима Владимира Путина. Чтобы его сохранить, необходимо сформировать систему преемственности президентской власти, которой у нас в стране нет, и в первый год она строиться не начала. Это видно по протестам и реакции на них федерального центра.
Не исключено, что мы еще увидим какой-то план действующей власти по преемственности курса и обновлению команды. Возможная реакция – статья председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, которая в начале года вышла на «Коммерсанте». Он пишет, что нынешняя политическая система и политический режим требуют изменения. Региональные элиты и общество требуют более демократичной системы. Он даже писал о необходимости реформирования Конституции, и в первый год нам вбросили одну из вариаций этой преемственности. Мы можем пойти по пути формирования двухпартийной системы, сместить вектор власти в сторону парламентской республики и усиления статуса Государственной думы.
Павел Степанов также отмечает, что в целом ожидал от этого года большего – внутренних реформ, которые бы сдвинули экономику России с точки стагнации, но этого не происходит.
– Нет никакого рывка, воздух сгущается, свободы становится меньше. Год не привнес новых надежд, не «отогрел» новую холодную войну. Мы видим сгущение красок вокруг интернета, видим наращивание обороны действующего режима нормативно-правовыми щитами, вроде ограничения фейковых новостей, наказания за оскорбление государственной власти и инициатив о суверенности Рунета. Так что рывка в этом сроке ждать не стоит. Он ознаменуются формированием преемственности действующего режима.
Юрий Пронин резюмировал, что, скорее всего, в 2024 году действующая власть представит нам другого кандидата на высшую должность в стране.
– С одной стороны, президент крепко держит власть многие годы, с другой стороны, накопилось много внутренних и внешнеполитических проблем. Принципиальных развязок при Владимире Путине уже не будет, они возможны только с переходом власти к другому президенту.