Иркутск
17 июня 11:50 Политика

Последние новости

«Мусорная реформа»: кто виноват?

19:54, 11 дек 2018 г.

Вторые депутатские слушания на тему «О готовности Иркутской области к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами» состоялись в Законодательном собрании Иркутской области 11 декабря — через две с половиной недели после первых.


Фото: Alexander Novikov/flickr.com

Пресс-служба выпустила по этому поводу аж три новости, в каждой из которых разбирался один из аспектов предстоящей реформы. Процитируем несколько пассажей, не приводя для экономии места и времени читателя авторство цитат — желающие смогут найти их на сайте ЗС. Каждая из них прекрасна по-своему, а в совокупности они производят впечатление скорее печальное, чем обнадеживающее, — все-таки депутаты не до конца понимают, зачем их выбирали.

Итак, начнем: «Депутаты Законодательного собрания Иркутской области настаивают на разработке областной программы, направленной на создание в муниципальных образованиях инфраструктуры для перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно — контейнерных площадок и площадок для временного размещения мусора». Простите, а для чего тогда был написан и принят федеральный закон, в котором написано, что создание таких площадок — полномочие муниципальных образований? Депутаты настолько увлеклись своим популизмом, что слегка забыли: правила в нашей стране устанавливает Государственная дума, а все ветви и уровни власти, что находятся ниже, только играют по этим правилам. Среди прочего, что нам спустили сверху, есть и новые правила обращения с ТКО, и закон об охране озера Байкал, по которому на очень большой части территории Иркутской области (четыре района из 33) вообще запрещено размещение подобных площадок. И что теперь делать?..

«Опасения, которые высказываются главами органов местного самоуправления, касаются не только отсутствия свободных земельных участков, но и сезонных колебаний объемов ТКО на территориях поселков и садоводств: весной и осенью отходов здесь накапливается в разы больше. Особенные сложности с выделением земельных участков под площадки временного хранения ТКО возникают и в муниципалитетах центральной экологической зоны, и там, где земля находится в федеральной собственности». И снова вопрос: почему фракция «Единой России» в Законодательном собрании Иркутской области не передала этот вопрос от мэров — членов «Единой России» старшим товарищам во фракции «Единая Россия» в Государственной думе? Это же они приняли такой закон, почему не продумали? Почему не предусмотрели? Давайте разберитесь там по партийной линии, вас же в ЗС Иркутской области мало, а в Госдуме — пока большинство. 

Прежде всего: президент РФ наметил реформу еще в 2011 году, федеральный закон принят в декабре 2016 года — за прошедшее время правительство Иркутской области разработало схему обращения с ТКО и утвердило ее (далеко не все регионы РФ справились с этой задачей), выбрало региональных операторов в двух территориальных зонах (далеко не во всех регионах это удалось с первой попытки). Депутаты, многие из которых работают в ЗС не первый срок, спохватились за месяц до начала реформы — в конце ноября 2018 года! Правительство области сегодня вместе с муниципальными образованиями и региональными операторами работает над тарифом. Задачка, между прочим, со многими неизвестными. Строго следуя букве федерального закона, в соседнем с нами Красноярске установили два тарифа в одном городе: 79 рублей с человека для жителей левобережья Енисея и 112 рублей — для правобережья. И скажите после этого, что закон вполне нормальный? Хотя чего вы хотели от закона, принятого нынешней Государственной думой: это та дума, которая только что украла у каждого из нас по пять лет жизни своей «пенсионной реформой».

«Представители региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и представители профильных министерств будут ежеквартально отчитываться об использовании средств граждан, собранных за транспортировку и утилизацию ТКО». Решение на грани гениальности, что сказать. И это говорят наши депутаты, которые неспособны стребовать с мэра Братска отчет о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, которое он должен был завершить уже год назад. Региональные операторы еще не приступили к работе, еще ни рубля не собрали, а им уже угрожают отчетами и надзором. Если бы это все прозвучало со стороны какого-нибудь серьезного органа, региональным операторам стоило бы и обеспокоиться, но Законодательное собрание не производит впечатления структуры, способной на долгие целенаправленные усилия.

И напоследок: «У жителей Иркутской области нет полного представления об изменении условий сбора и вывоза мусора и переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года». Депутаты могут этого не знать, но такого представления нет ни у кого — ни у мэров, ни у регионального оператора, ни даже у тех, кто принимал этот откровенно кривой закон.

За время между первыми и вторыми слушаниями в ЗС, то есть с 23 ноября по 11 декабря, вокруг нового порядка обращения с твердыми бытовыми отходами в России в целом произошло много интересного. Появилась, например, информация о создании федеральной компании, которая будет оказывать помощь региональным операторам, причем на ее функционирование выделяют 75 млрд рублей. Возник даже вопрос, не ради этого ли бенефициара реформы все и затевалось — как в свое время ради какого-то частного лица была создана система «Платон», создавался фонд капитального ремонта, вводилось требование обязательной перевозки детей в специальных креслах и так далее, вплоть до обязательного наличия в автомашине желтого жилета со светоотражающими полосками. Деньги-то шикарные: 75 млрд из федерального бюджета плюс по несколько сотен рублей в месяц с каждого гражданина, а ответственность за все возлагается на региональные власти! Как тут не радоваться?

Во всяком случае в то, что реформа приведет к решению мусорной проблемы, не верит, кажется, уже никто. Причем настолько, что в соседней Бурятии в начале декабря фирма, выигравшая конкурс и получившая статус регионального оператора по обращению с ТБО, объявила об отказе от участия в дальнейшей работе. Получается, что в Бурятии с началом нового года реформа не стартует ни при каких обстоятельствах — власти просто не успевают провести новый конкурс и найти нового оператора. Впрочем, не будем паниковать раньше времени: спустя пару дней (и, видимо, несколько раундов «воспитательной работы» региональных властей со строптивым оператором) появилась новая информация — региональный оператор Бурятии не отказался, но только может отказаться… Если что не так…

А кто-то думает, что будет «так»? В Бурятии, как и в Иркутской области, многие жители сельской местности за вывоз мусора не платили вообще никогда. И если в Иркутской области недостаток средств, может быть, как-то скомпенсируется городами, то в Бурятии, где городов всего четыре, так не получится. Плюс все та же Центральная экологическая зона Байкала плюс заповедники и национальные парки — любой региональный оператор придет в ужас от обилия взаимоисключающих требований. Интересно, депутаты Народного хурала уже начали запугивать главу Республики Алексея Цыденова и тамошнего регионального оператора ежеквартальными отчетами и прочими страшилками?

Логичнее всего было бы задавать вопросы Государственной думе и правительству РФ, которые разработали реформу, но есть инстанции и поближе. На вторых слушаниях Артем Мищенко, учредитель ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК» (назначенного оператором зоны «Юг»), рассказал, что проблемных территорий у компании три, самая крупная из которых город Иркутск. Самая большая проблема — нет норматива формирования ТБО на территории города, из-за чего компания не может составить график вывоза отходов по конкретным датам и районам.

«Никто никогда не вел учет формирования отходов, не считал. Причем не только у нас, вообще никто в России этого не делал. Бизнес по вывозу и складированию ТБО всегда был непрозрачным. Никто не занимался исследованиями — только администрация Иркутска когда-то определила, что 3,12 кубометра на человека. А теперь им кажется, что это показатель заниженный. Пройдет какое-то время, мы поймем, сколько получается мусора», — втолковывал депутатам Артем Мищенко.

Федеральный закон написан так, что работа регионального оператора не будет прибыльной ни при каких обстоятельствах. Ему запрещено включать в тариф расходы на информирование населения о своей работе — а у оператора зоны «Юг» в перспективе маячат 54 тыс. договоров с юридическими лицами и 1,2 млн с физическими! Причем сделать это нужно с 1 января — то есть до того момента, когда компания получит хотя бы рубль в качестве платежей. И все это — по федеральному закону. Почему бы депутатам Законодательного собрания не осознать все это и не адресовать свои вопросы авторам этого безумия?


Просмотров: 4078

09:49, 17 июн 2019 г.

Сергей Шеверда останется министром лесного комплекса Прибайкалья до конца следствия

Губернатор Иркутской области уже дважды подтвердил эту информацию

08:30, 17 июн 2019 г.

Прибайкалье вложит 1 млрд рублей в стройку нового терминала аэропорта Иркутска

Иркутская область планирует инвестировать порядка 1 млрд рублей в проект строительства нового терминала аэропорта Иркутска.

08:00, 17 июн 2019 г.

Александр Матиенко и военный комиссар по Свердловскому округу Иркутска обсудили подготовку к акции «Гордость памяти»

На встрече с военным комиссаром округа Анатолием Михайловым обсуждались вопросы подготовки к военно-патриотической акции «Гордость памяти».

00:04, 17 июн 2019 г.

Гримасы Брекзита: дальше – без Шотландии?

23 июня исполнится три года, как 51,9 процента британских избирателей, пришедших на участки для голосования, высказались на референдуме за выход Британии из Европейского союза (явка тогда превысила 72 процента).

По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 (914) 895-08-11

 

За кандидата от какой партии вы проголосуете на выборах депутатов Думы Иркутска 8 сентября 2019 года?