Иркутск
13 ноября 6:01 Политика

Транзит власти: не сделают ли проще?

00:06, 22 апр

В длинном списке вариантов на тему «Власть-2024» чаще всего звучат три. Первый: передать полномочия от президента к премьеру. То есть внести поправки в Конституцию, причем немало. Премьер – Понятно Кто. Второй: объединить Россию и Белоруссию в одно государство (если на самом деле – то Россия поглощает Белоруссию). Тогда или опять поправки в Конституцию, или вообще новая Конституция. И президент с нулевой точкой отсчета полномочий – Понятно Кто. Третий: формируется сложная схема на манер то ли Казахстана, то ли Китая, когда Понятно Кто – не президент, не премьер, но все равно главный.

Практически не звучит вариант «Понятно Кто безоговорочно уходит, Конституцию не меняют, дальше насчет того, кто главный, разбираются сами», хотя на желательность такого хода событий намекнул премьер Дмитрий Медведев.

И очень мало говорят о тоже несимпатичном, но кратчайшем и прямейшем варианте транзита верховной власти. Между тем реализовать этот вариант в современной России проще простого, и, главное, большого недовольства не будет. Речь об отмене, изъятии пункта 3 статьи 81 Конституции РФ, где сказано: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Убрали – и можно президентствовать дальше, еще срок с 2024-го, и еще, и еще…

2-1.jpg
Снятие ограничений по числу сроков для полновластного главы государства аукнется потом стране по полной программе. Но кого сейчас интересует это самое «потом»? Фото golos.io 

Хоть организационно-технически, хоть идеологически, хоть политически, – нет проблем. Обе палаты парламента – Государственная дума и Совет федерации – под полным контролем и дружно проголосуют «за». В подавляющем большинстве региональных парламентов (а их мнение тоже понадобится) такая же картина. Более того, юридическую процедуру можно запросто превратить в очередную демонстрацию объединения вокруг лидера. 

Шероховатости, конечно, есть. Прежде всего, опять же крайне неблагоприятное впечатление на остальных – тех, кто вне «путинского большинства» в России и в «антипутинском большинстве» за рубежом. Там ведь считают, что статью нужно оставить, убрав из нее слово «подряд». А тут противоположность – убрать всю часть статьи. Но пренебречь несогласными – раз плюнуть, сколько раз уже опробовано.

Однако у президента могут быть неудобства перед самим собой: сколько раз обещал, что «под себя» Конституцию менять не будет, а вот – нате вам. Хотя, с другой стороны… Обещал? Ну так много чего обещал. И присоединение Крыма в свое время считал безумной идеей. И пенсионный возраст клялся не повышать, «пока я президент». Итог – присоединили и повысили. И сколько недовольных (насчет Крыма)? И разве недовольные решительны (насчет пенсионного возраста)? 

Важнее другое. Большинство и так уверено, что Путин останется после 2024 года. А уж каким способом – неважно. Мало того, большинство (к этому можно относиться по-разному, но это факт) даже хочет, чтобы Путин «еще остался». Повторюсь: в данном случае большинство, вероятно, сильно ошибается, но такова реальность.

Сейчас не сказать, что «большинство в большинстве» в восторге от Владимира Владимировича. Но – «в целом терпимо», «мы к нему привыкли» и, гвоздь программы: «Кто, если не он?». Ну, тем, чтобы серьезной альтернативы не было даже на горизонте, в Кремле озабочены давно и решают эту задачу жестко и эффективно. Хотя, опять же, отвлечемся от эмоций к фактам: массовые настроения именно таковы – если Путин «останется еще», этот вариант поддержат. Во всяком случае, тренд сейчас, в середине 2019-го, следующий: неизвестность, пусть и искусно смоделированная, пугает сильнее, чем несменяемость высшей власти.  

Ну и зачем тогда огород городить с перераспределением полномочий от президента к премьеру или поглощением белорусского «батьки»? Да, снятие ограничений по числу сроков для полновластного главы государства аукнется потом стране по полной программе. Но кого сейчас интересует это самое «потом»? Сейчас волнует только сейчас. Главное – как-то разрулить еще на несколько лет ситуацию, в которую сами же себя загнали. Очень плохо и недальновидно? Повторимся: здесь речь шла не о том, как хотелось бы, или о том, как надо «в лучшем виде». Эту развилку мы, увы, миновали, так что горем делу не поможешь. Речь о том, как, скорее всего, будет. И скорее будет вот так, а не иначе.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»

             


Просмотров: 1229

По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 (914) 895-08-11

 

Кто из депутатов Государственной думы РФ и членов Совета федерации от Иркутской области наиболее полезен региону?