Правительство области отчиталось за прошлый год
Главным событием сессии Законодательного собрания, состоявшейся 5 июня и завершившейся к обеду, стал отчет о работе правительства области в 2013 году. С докладом выступил первый заместитель председателя правительства Виктор Игнатенко.
Письменный отчет на 54 страницах содержит сведения о реализации приоритетов экономической (создание нефтегазохимического кластера, развитие лесного комплекса и малого и среднего предпринимательства, поддержка агропромышленного комплекса, развитие инфраструктуры и строительного комплекса и т.д.), инвестиционной и бюджетной политики. Один из самых больших разделов отчета посвящен повышению эффективности государственного и муниципального управления и развитию муниципальных образований. В рамках отчета о реализации приоритетов социальной политики рассматриваются сведения о повышении доходов населения, содействии занятости и миграционной политике, стимулировании роста рождаемости и укреплении семьи. Кратко – на одну-две страницы – описана социальная поддержка населения, реформирование системы здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, модернизация системы образования, развитие культуры, реализация молодежной политики, обеспечение безопасности граждан.
Основной интерес депутатов был сосредоточен, конечно же, на экономических вопросах. Внешнеторговый оборот Иркутской области в 2013 году составил 10 млрд 485 млн долларов США и увеличился по сравнению с 2012 годом на 10 процентов. Доля экспорта в общей структуре составляет – 89 процентов, импорта – 11 процентов. Экспорт продукции области составил 9 млрд 328 млн долларов (114,7 процента к 2012 году), в том числе в страны дальнего зарубежья — 8 млрд 909 млн долларов, в страны СНГ — 418,5 млн
долларов (133,7 процента). В 2013 году экспортные операции осуществлялись с партнерами из 78 стран мира. Импорт зарубежных товаров в Иркутскую область в 2013 году составил 1 млрд 157,1 млн долларов (76,6 процента в сравнении с 2012 годом), в том числе из стран дальнего зарубежья – 1 млрд 124,1 млн, из стран СНГ — 32,9 млн. долларов США (54,5 процента).
Некоторые абзацы в отчете были написаны до поездки президента РФ Владимира Путина в Пекин и подписания долгосрочного газового контракта с КНР, поэтому оценки грядущего роста добывающего сектора можно не принимать во внимание. Если бы контракт подписан не был, перспективы области выглядели бы так: «В связи со стабилизацией объемов добычи нефти прогнозируется умеренная динамика роста показателя: от 107 в 2014 году до 111 процентов в 2016 году. Учитывая планы компаний по началу освоения газовых запасов, возможно увеличение значения показателя к 2016 году до 116 процентов. В результате реализации инвестиционных замыслов средний темп роста производства в обрабатывающем секторе на период до 2016 года оценивается в 102—103 процента».
Сводный индекс промышленного производства в 2013 году достиг значения в 103,7 процента, Иркутская область входит в первую пятерку среди субъектов Сибирского федерального округа. В среднесрочной перспективе, полагают эксперты правительства области, рост индекса будет находиться в пределах 3—5 процентов за счет устойчивой добычи нефти и умеренного развития экономики. Определяющую роль в формировании темпов роста промышленности в отчетном периоде играл добывающий сектор (нефть, золото, железная руда). По итогам года индекс промышленного производства по данному направлению составил 113,4 процента (3 место в СФО). Индекс по обрабатывающим производствам за 2013 год составил 103 процента (5 место в СФО). Индекс промышленного производства по итогам 2013 года по производству электроэнергии, газа и воды составил 84,9 процента (11 место в СФО).
Особую гордость правительства вызывают финансовые показатели региона. В декабре 2013 года область смогла подтвердить кредитный рейтинг на уровне «ВВ+» прогноз «Стабильный». По международной шкале Standart&Роог’s Иркутская область находится в одной группе с Республикой Саха (Якутия), опережая Томскую область и Красноярский край. Рейтинг Иркутской области за последние три года пересматривался семь раз и не подлежал снижению. Отношение государственного долга Иркутской области к объему доходов составило всего 4,2 процента, что на 27,2 процента ниже среднероссийского уровня и является седьмым значением по величине долговой нагрузки среди регионов страны.
Сохранена вторая в СФО после Красноярского края позиция по обеспеченности населения налоговыми и неналоговыми доходами (42 053 рубля на человека). По итогам 2013 года Иркутская область занимает лидирующее место среди регионов СФО по объему ввода жилья по сравнению с 2012 годом — 973,3 тыс. кв. м против 871,1 тыс. кв. м. Рост цен на продовольственные товары в области составил 5,9 процента, что ниже, чем в среднем по России — 7,3 процента. Это самый низкий рост цен среди всех 12 регионов СФО.
Итогом реализованной бюджетной политики стало исполнение консолидированного бюджета Иркутской области по доходам в объеме 120,3 млрд рублей, что на 3,9 млрд рублей (или 3,2 процента) ниже уровня 2012 года. По расходам бюджет исполнен в объеме 134,4 млрд рублей (плюс 14 процентов к 2012 году); дефицит бюджета составил 14,1 млрд рублей. Доходы областного бюджета сократились на 6,9 млрд рублей (6,9 процента) и составили 92,3 млрд рублей, а расходная часть превысила показатели 2012 года на 16 процентов и составила 107,5 млрд рублей. Впервые, сказано в отчете, начиная с 2009 года, оба бюджета – консолидированный и областной — исполнены с дефицитом.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет в 2013 году составили 101,8 млрд рублей, что на 4 млрд рублей, или 3,8 процента, ниже показателя 2012 года; налоговые и неналоговые доходы областного бюджета исполнены с результатом минус 75,6 млрд рублей или минус 5,9 млрд рублей (7,3 процента) к уровню 2012 года. Поступления налога на прибыль организаций в бюджеты 64 регионов сократились на 296 млрд рублей (18 процентов), в Иркутской области уменьшение поступлений по налогу на прибыль составило 10,8 млрд. рублей (27 процентов), что является шестым значением по величине падения поступления налога среди регионов страны.
Никакие другие расходы областного бюджета не рассматривают так внимательно, как 1 млрд рублей, выделенный на так называемые народные инициативы. В 2013 году на эти деньги реализованы 2000 мероприятий. «В 130 поселениях Иркутской области отремонтированы дороги; в 120 деревнях и поселках региона проведен ремонт и закуплено оборудование для уличного освещения; в 230 населенных пунктах отремонтированы водонапорные башни, колодцы, пробурены скважины; приобретено более 100 единиц спецтехники (мусоровозы, водовозные машины и автомобили для уборки улиц); более чем в 300 населенных пунктов области большое внимание уделено обеспечению населения услугами учреждений культуры: проведены работы по ремонту и благоустройству Домов культуры, приобретено светозвуковое оборудование, сценическая одежда и мебель для сельских клубов».
По данным службы записи актов гражданского состояния Иркутской области, в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось количество зарегистрированных актов о заключении брака — с 20 889 до 22 182 (на 6 процентов); об усыновлении — на 2 процента (с 324 до 332). Незначительно снизилось количество актов о рождении – с 38 973 до 38 337.
За отчетный период сотрудниками полиции зарегистрировано 57 098 преступлений (минус 5 процентов в сравнении с 2012 годом; по России – минус 4 процента; по СФО – минус 1 процент).Уровень преступности в области в расчете на 10 тыс. человек составил 227,9 преступлений (по России — 155,5; по СФО — 206,3), что меньше итога 2012 года на 12 преступлений. Раскрыто более 27,5 тыс. преступлений ( плюс 8 процентов), в том числе6 494 тяжких и особо тяжких. По количеству раскрытых преступлений ГУ МВД России по Иркутской области занимает 4-е место в Сибирском федеральном округе и 15-е место в России. Отмечается снижение остатка нераскрытых преступлений (31 301, или минус 5 процентов). Выявлено 394 преступления коррупционной направленности (плюс 75 процентов к 2012 году), в том числе 269 — против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (рост на 23 процента).
В 2013 году введены в действие посадочные площадки в Железногорске-Илимском, Усть-Илимске, Казачинском, Хужире. Организованы воздушные перевозки на посадочные площадки Железногорска-Илимского, Усть-Илимска, Казачинского. Полеты по этим направлениям не выполнялись от 7 до 13 лет. Также возобновлены пассажирские авиаперевозки в Нижнеудинск – полеты на этом направлении не выполнялись с 1996 года.
В 2013 году по итогам строительства и реконструкции введены в эксплуатацию 31 км дорог и 35 погонных метров мостов, в том числе автодорога Еланцы — Хужир на участке с 31-го по 36-й км. За счет субсидий местным бюджетам завершено строительство путепровода в Нижнеудинске. В 2013 году на территории области введено 973,3 тыс. кв. м жилья (в 2012 году — 871,1 тыс. кв. м). Сдача жилья в эксплуатацию состоялась во всех 9 городских округах и 32 муниципальных районах. Правда, если учесть, что наибольший удельный вес в общем объеме ввода жилья в целом по области приходится на Иркутск и Иркутский район (75 процентов, или 725,9 тыс. кв. м), в некоторых районах объемы ввода без специальной оптики и рассмотреть будет трудно.
Новшеством отчета стали письменные ответы правительства на вопросы фракций. Причем даже не глядя в документ, можно понять, что автор вопроса «Перспективы развития в Иркутской области системы многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Итоги предоставления государственных услуг гражданам Иркутской области в 2013 году» работает во фракции «Единая Россия» — все остальные уже утратили всякие иллюзии насчет таких центров и просто ждут. Будут центры – хорошо, не будет – раньше без них жили и дальше проживем.
Фракция ЛДПР задала любимый вопрос – о развитии малого и среднего предпринимательства в Иркутской области. Социально-экономическая эффективность от участия субъектов малого и среднего предпринимательства в долгосрочных целевых программах в 2013 году». И получила предсказуемый ответ: есть программа, финансирование составило 85 процентов, сохранили 1,5 тыс. и создали ровно столько же рабочих мест. Или, если цитировать отчет дословно: «Благодаря комплексной государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году по сравнению с 2012 годом на территории региона прослеживается положительная динамика улучшения показателей, а именно: увеличение количества средних и малых предприятий (с учетом микропредприятий) на 3,6 процента; увеличение среднесписочной численности работников средних и малых предприятий на 2 процента». Ах да – создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Чем занимается и что вообще может не очень понятно, но звучит солидно.
Второй вопрос фракции ЛДПР – о борьбе с наркоманией – подвиг авторов отчета на подробное (10 страниц и столько же направлений работы) описание героической борьбы областных структур с наркоторговлей и потреблением зелья. Во всем этом «белом шуме» с большим трудом можно найти главное: «Общая заболеваемость наркологическими расстройствами населения в2013 году составила 1776,2 на 100 тыс. населения» - то есть в области живет 42628 наркомана или чуть менее 2 процентов населения.
Циничный вопрос фракции КПРФ «В каком году будет завершена газификация городов Иркутск, Усолье-Сибирское, Саянск и сельских территорий Иркутской области» утратил свой смысл в связи с уже упомянутым соглашением между правительствами РФ и КНР.Но вообще у правительства ответ есть: «Предполагаемые сроки по газификации городов Иркутск, Усолье-Сибирское, Саянск, а также сельских территорий Иркутской области будут отражены в Генеральной схеме газоснабжения и газификации Иркутской области корректировку которой осуществляет в настоящее время ОАО«Газпром промгаз» по заказу ОАО «Газпром». Предварительный вариант документа…будет представлен в Правительство Иркутской области для дальнейшей координации работы до 1 июля 2014 года».
Виктор Игнатенко ответил на несколько вопросов, отчасти повторявших уже заданные в письменном виде. Уполномоченный по правам человека Валерий Лукин обвинил правительство в недостаточном внимании к проблемам, поставленным уполномоченным в прямых запросах в каждое министерство. Ответило одно только министерство ЖКХ, что не могло не вызвать у уполномоченного крайне негативную реакцию. Депутат Александр Битаров жестко раскритиковал правительство за нежелание помогать в решении вопросов строительства инженерной инфраструктуры микрорайона «Малая Елань». Отвечать на выступление решил сам губернатор Сергей Ерощенко. Он пояснил, что правительство внимательно рассматривает все инвестиционные проекты и оценивает их с точки зрения модернизации производства, открытия новых предприятий, создания новых рабочих мест. По комплексу «Малая Елань», по словам губернатора, будет оказана поддержка правительства области и даже Российской Федерации, никаких проблем с коммуникациями и инфраструктурой не будет – правительство заинтересовано в комплексном освоении этой территории.
Губернатор подчеркнул, что в области выполняются планы правительства региона по «второй индустриализации». Помимо газовых проектов уже обсуждается проблема расширения нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», есть планы по строительству нового аэропорта Иркутска (и эти планы поддержаны федеральным правительством); подписано соглашение с компанией Роснефть, в соответствии с которым только на социальную поддержку Ангарска будет выделено около 300 млн рублей.
По итогам обсуждения отчета депутаты приняли информацию к сведению.