Битва за компенсацию
Заседание комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области состоялось сегодня, 14 апреля. Одним из ключевых вопросов в повестке стала дискуссия по выплате компенсации за питание малоимущим и многодетным семьям.
После принятия однотипных постановлений о награждении почетной грамотой Законодательного собрания (в ходе работы по этим вопросам депутаты сумели сэкономить примерно полтора часа рабочего времени) комитет перешел к обсуждению поправок в закон об уполномоченном по правам ребенка. В частности, комитет проголосовал за создание в двух городах области, имеющих районное деление (Иркутске и Братске), городских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это было сделано для того, чтобы скоординировать работу четырех районных комиссий в Иркутске и трех в Братске, приведя их работу к некоему единству и системности. Как пояснила уполномоченный по правам ребенка Светлана Семенова, в прошлом в Иркутской области существовали городские комиссии, сейчас они работают в других крупных городах Сибири (например, Новосибирске и Красноярске), поэтому депутаты, проголосовав за создание городских комиссий, просто вернули область в правильное русло работы с несовершеннолетними.
Администрация Иркутска представила депутатам поправку в закон № ПЗ-168 «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей». Заместитель мэра Татьяна Эдельман напомнила собравшимся, что порядок оказания и размер помощи семьям, нуждающимся в поддержке, определяется правительством области. Администрация Иркутска полагает, что размер поддержки на бесплатное питание нужно закрепить в специальном законе и поставить под контроль депутатов, а затем ввести и ежегодную индексацию. История вопроса в прошлом была такова, что с 2013 по 2016 год в два этапа размер компенсации за питание был увеличен с 10 до 30 рублей, а сводный индекс цен на продукты питания за это же время вырос в 2,4 раза.
Представители правительства и городской администрации разошлись в оценке количества детей, получающих бесплатное питание в школах: Татьяна Эдельман насчитала таковых 79 тысяч, правительство — более 120 тысяч. Всего в области более 558 тысяч детей, в том числе 260 тысяч школьников (в том числе 73 тысячи в Иркутске). Уполномоченная по правам детей Светлана Семенова уточнила, что далеко не все дети, получающие бесплатное питание, из бедных семей — в число получателей льготы входят и многодетные.
Представитель губернатора в Заксобрании Роман Буянов сообщил депутатам, что стоимость питания в размере 30 рублей определена постановлением правительства — и правового пробела, о котором говорят инициаторы законопроекта, нет. Что касается размера помощи, то 27 декабря 2016 года Иркутская область подписала с федеральным правительством соглашение как регион, получающий дотации и соблюдающий особенно строгие правила бюджетной дисциплины. Один из пунктов этого соглашения говорит о том, что область не может индексировать размер мер социальной поддержки.
— Поэтому губернатор не поддерживает данный законопроект, — отметил Роман Буянов.
Заключение областной прокуратуры сводится к тому, что авторы законопроекта должны указать источник финансирования дополнительных расходов. Татьяна Эдельман ответила коротко: «Работаем». Представитель Контрольно-счетной палаты сначала заявил, что законопроект не поступал на рассмотрение, но потом все-таки высказался. По мнению КСП, финансово-экономическое обоснование выполнено небрежно: между 79 тысячами детей (по данным авторов закона) и 120 тысячами (по данным министерства социальной защиты) такая разница, что потребуется 30 млн рублей на индексацию. Еще интереснее тот факт, что субсидия муниципальным образованиям выделялась в размере 335 млн рублей, а были использованы всего 270 млн — просто потому, что дети посещают школу не полный год, бывают пропуски по болезни и другим причинам. КСП настоятельно рекомендовало муниципальным образованиям более аккуратно использовать субсидию из областного бюджета и искать внутренние резервы, не наращивая расходы.
Тем не менее после всех обсуждений члены комитета единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать принять внесенный мэрией Иркутска законопроект в первом чтении на ближайшей сессии Законодательного собрания.