Отмена штрафа за тонировку: глупость или заказ криминала?
Группа депутатов Государственной думы из фракции ЛДПР, в том числе заместитель председателя российского парламента Игорь Лебедев и его коллеги Андрей Свинцов, Алексей Диденко и Юрий Напсо, выступила с инициативой отменить штраф за неправильную тонировку стекол в автомашинах. Смелое начинание, требующее как минимум общественной экспертизы и самой суровой оценки.
В тексте пояснительной записки депутаты сообщают, что именно они предлагают изменить: «Законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которой управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Рассказали что, но не поясняют – зачем и почему. Формально тонировка стекол преследует всего одну цель: снизить интенсивность светового потока, попадающего в глаза водителю, и тем самым избежать ослепления от фар встречной машины или от солнца. Чаще всего ссылаются на опыт жарких стран – дескать, в Саудовской Аравии разрешено тонировать машину по кругу и хоть до полной непрозрачности. Аргумент откровенно слабый, потому что у нас тут не Аравия и даже не Египет. Мало того что на большей части территории страны девять месяцев в году – зима, с соответствующей продолжительностью светового дня, так еще и освещение в населенных пунктах имеется далеко не везде. Дай бог хоть что-то рассмотреть! Тот самый технический регламент, о котором упоминают депутаты, разрабатывали и принимали не потому, что кому-то было нечего делать, – он, как и все другие регламенты, написан по большей части кровью. В данном случае кровью травмированных в ДТП людей.
Штраф, как было указано выше, по современным меркам копеечный. 500 рублей – это действительно мелочь, на которую ничего и не купишь. Дело в другом: тонировка – один из поводов для того, чтобы машину остановили и проверили сотрудники ГИБДД. Они, конечно, не «заточены» на борьбу с преступностью, их дело следить за порядком на дороге, но все-таки полиция и может предотвратить преступление, просто заглянув вовремя в багажник или салон авто. То есть, по сути дела, фракция ЛДПР в Государственной думе защищает не законопослушных водителей, а как минимум мелкое дорожное хулиганье, как максимум же – откровенных преступников. Тонировка ведь не только не пропускает свет снаружи – она не дает снаружи рассмотреть, кто там сидит за рулем, причем и живому полицейскому, и стационарной камере.
Вывод может показаться смелым и слишком жестким, однако вот факты. По статистике МВД, больше всего любителей скрыть лицо в Москве, Краснодарском крае, Свердловской и Ростовской областях. Сравним с данными об уровне преступности: первое место Москва, третье – Краснодарский край, шестое – Ростовская область, седьмое – Свердловская. Даже если не брать во внимание откровенный криминал, водитель на затонированном авто часто ведет себя агрессивнее, чем обычный. Психологическую подоплеку этого явления объясняет адвокат Александр Липатников: «Водители, чьих лиц не видно в автомобилях, ведут себя более агрессивно на дорогах, наверняка многие с этим сами сталкивались. В первый раз человек нарушает ПДД, но во второй раз, не исполняя распоряжение полицейского, водитель противопоставляет себя государству и идет на это осознанно».
Водитель-нарушитель противопоставляет себя не только государству, но и всему обществу, в котором усиливается желание навести порядок на дорогах. Возьмем в качестве примера недавний опрос, проведенный Законодательным собранием Красноярского края. На вопрос «Нужно ли наказывать за пьяное ДТП со смертельным исходом как за умышленное убийство?» почти 90 процентов опрошенных ответили «да». Юристы и депутаты Государственной думы в последние год-два анализировали проблему тонировки и признали бессмысленным ужесточение наказания – существует и проблема коррупционной составляющей, и технические сложности с проверкой тонировки. Но если бы вместо обсуждения в узком кругу провели опрос, люди, уставшие от сотен тысяч ДТП и тысяч погибших каждый год, высказались бы иначе.
До полной отмены наказания – то есть до легализации нарушения - додумались почему-то только во фракции ЛДПР, и без того известной в основном шумными выходками ее лидера Владимира Жириновского. Впрочем, этим депутатам можно пойти навстречу. Если им так хочется, отдельно для фракции ЛДПР можно ввести дополнения в Правила дорожного движения и технические регламенты в таком примерно стиле: «Обладателю депутатского мандата разрешается: вождение автомобиля без включения фар в любое время суток, проезд на запрещающий сигнал через железнодорожный переезд, превышение скорости на скользкой или обледенелой дороге, вход на химическое предприятие без противогаза и в радиоактивную зону без защитного костюма, прогулка по стройке без каски и плавание за буйки без спасательного жилета. Не запрещается дышать ядовитыми парами и пить ядовитые жидкости в любой концентрации и объеме».
И посмотрим, на сколько их хватит...