Иркутск
10 июля 12:13 Политика

Сказано неплохо – а как будет сделано?

00:05, 16 янв

Ежегодное послание парламенту (а фактически всей стране), с которым президент Владимир Путин выступил 15 января, пожалуй, наиболее миролюбивое и обращенное не вовне, а внутрь страны за последние 6 лет (начиная с 2014-го, «крымского»). Тем самым частично опровергнуто утверждение, что глава государства уже находится в сугубо планетарных заботах, а вопросы повседневной жизни отчизны ему наскучили и неинтересны. Да и международная часть послания получилась спокойной – во всяком случае, если опять же сравнить с предыдущими годами.

Дьявол, однако, может таиться в деталях. Введение материнского капитала на первого ребенка и его существенное (сразу на 150 тыс. рублей) увеличение на второго, а также ежемесячная прибавка в 5 тыс. рублей школьным учителям за классное руководство можно обеспечить за счет имеющихся резервов. По предварительным оценкам, это дополнительно полтриллиона рублей в год. А вот для улучшения бизнес-климата, роста производительности труда, технологического рывка, эффективных инвестиций в человеческий капитал (не путать с подъемом рождаемости), перехода к экономике замкнутого цикла (на возобновляемых ресурсах) нужны структурные реформы. И уж тем более для превышения уже в 2021 году среднемировых темпов экономического роста. Нужны те самые перемены, заявлением о необходимости которых президент открыл послание.

2-1.jpg
Послание–2020. Фото Максима Шеметова / Рейтерс

Перемен, однако, не просматривается. О снижении налогов – ни слова. О реформе судебной власти – ни намека, «косметика» не в счет. Да и реальная цифровизация экономики и всего жизненного пространства не очень сочетается с международной полуизоляцией. Повысить роль Конституционного суда и губернаторов – тоже хорошо, но хотелось бы конкретнее. Иначе говоря, в президентском послании хватает благих пожеланий и амбициозных целеуказаний, но не очень ясно, как именно добиться желаемого. Не указаны механизмы реализации задуманного, и даже 5 условий нового инвестиционного цикла, о которых сказал глава государства, имеют под собой все же экстенсивную основу – наращивание финансовых вливаний из госбюджета и Фонда национального благосостояния, а не стратегические изменения, касающиеся в том числе институтов государственной власти.      

Это не мелочи, это та причина, по которой страну не удается сдвинуть вперед. Потом, конечно, можно в очередной раз списать неудачу на «эксцесс исполнителей» – мол, царь хороший, он опять хотел как лучше, да вот, как всегда, подкачали бояре, то бишь чиновники. Но так ведь из года в год, и уже сам царь… ну, то есть президент, должен учитывать это обстоятельство. И опять же возникает необходимость перемен – тех, которые не на бумаге и не на словах.

Где ситуация выглядит яснее, так это с предложенными главой государства поправками в Конституцию. В принципе они могут сдвинуть и ситуацию в экономике. Не только они, но они тоже. Здесь все, как и ожидалось: Владимир Путин предложил несколько выровнять баланс властей – парламент и премьера с правительством слегка усилить, объем полномочий президента слегка уменьшить. Президентские полномочия ограничить «просто» двумя сроками, убрав пресловутое «подряд». Впрочем, с отменой «подряд» Владимир Владимирович не настаивал, сопроводив такое предложение ремаркой «непринципиально». Это значит, что президент «за» отмену, но считает неэтичным настаивать, так как лично он успел попользоваться «подрядной» лазейкой.

Примечательно, что Путин отверг перспективу принятия целиком новой Конституции, а это сигнал, что поглощение Белоруссии все же маловероятно. Зато следующему президенту Владимир Владимирович намерен урезать полномочия, что тоже правильно – вне зависимости от фамилии преемника. Хотя, судя по всему, фамилия уже утверждена, но… там видно будет, до 2024-го еще много времени. Впрочем, не произойдет ли транзит раньше?   

Важно, что пакет поправок предполагается вынести на всероссийский референдум. Таковых у нас не было аж 26 лет. Нет сомнения, что все вопросы будут официально признаны соответствующими Конституции. Как очевиден и примерный результат голосования. При этом интересны еще два момента. Во-первых, именно эти поправки Путину очень важно закрепить всенародным вердиктом. А это значит, что в Кремле все же нет полного единства и надо, чтобы недовольные не смогли перевернуть ситуацию дворцовым способом – против воли всего народа не попрешь. То есть мы все же слышим смутные отголоски закулисных разногласий.

И во-вторых: а будет ли разрешено при подготовке референдума агитировать не только за, но и против? Чтобы референдум стал хотя бы небольшим шагом к восстановлению демократических свобод, а не очередным административно-командным «одобрямсом» типа, если брать региональный уровень, референдума об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2006 году? 

Сказанное тем более актуально, сразу по завершении послания правительство Дмитрия Медведева подало в отставку. С одной стороны, президент форсирует события, играет на опережение, чтобы прекратить брожение в коридорах власти. То есть новый баланс властей будет протестирован уже в ближайшее время. И, возможно, Дмитрий Медведев скоро получит как минимум не меньшие полномочия. Как минимум. С другой стороны, референдум состоится уже очень скоро, через несколько месяцев. А значит, вероятность «одобрямса» возрастает. Впрочем, пока, в первые часы после отставки правительства, возникла некая неопределенность, вакуум и, как следствие, множество интерпретаций, порой взаимоисключающих.    

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»                    

 


Просмотров: 3093

По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 (914) 895-08-11

 

Какое из ожидаемых общественно-политических событий до конца 2020 года вы считаете наиболее важным?

Яндекс.Метрика