Сенсаций не будет: следующий состав Госдумы должен обеспечить спокойные выборы президента
Разумеется, обеспечивать определенные итоги выборов первого лица в 2024 году будет не только (и даже не столько) Государственная дума или Федеральное собрание в целом, но и другие органы государственной власти, а также пул крупных бизнесменов. Однако и на парламентском направлении необходима полная управляемость, лояльность и предсказуемость. А как иначе, если сложная, саморегулируемая система сдержек и противовесов так и не создана. Более того, ее ростки, появившиеся в конце прошлого столетия, затоптаны, а то и вырваны с корнем. Поэтому любое начинание в политической сфере похоже на спецоперацию соответствующих органов: сначала готовится за кулисами, затем, когда проработаны все детали, внезапно (во всяком случае, почти для всех) выносится на публику для получения всеобщего одобрения. Любые неожиданности и отклонения исключаются напрочь. Отсюда ключ для понимания многих событий последних лет, месяцев и дней.
Эксперты, не согласующие свою точку зрения в политических инстанциях, считают происходящее нерадостным, но давно известным в истории процессом. Конечно, полного сходства с другими странами и периодами, повторения «один в один» не бывает. Но, скажем, не исключены параллели с режимами личной власти в Испании (Франко), Португалии (Салазар), Италии (Муссолини), Аргентине (Перон). Кстати, на сходство с итальянскими реалиями, причем в позитивном ключе, как-то намекал один из рейтинговых телеведущих центрального телевидения. Правда, эта точка зрения, очевидно, не получила верховной поддержки. И тем более был одернут и фактически исчез из телеэфира известный историк и политолог, профессор МГИМО Андраник Мигранян с его заявлением, что, мол, Гитлер до 1939 года был вполне приемлемым персонажем.
Путин – это не какой-нибудь Байден, чтобы срок завершения его президентских полномочий был известен заранее. Фото photos.rg.ru
Кроме того, возможны элементы из практики восточно-европейских стран «народной демократии» («социалистического лагеря») 1950–1980-х годов. Здесь же Александр Лукашенко в Белоруссии. Он возглавил страну на пять с половиной лет раньше, чем Владимир Путин стал президентом России, и по некоторым параметрам (при объективных различиях двух государств) кажется, что Минск по-прежнему чуть опережает Москву, но она неуклонно движется в фарватере, а может, и нагонит соседей. Формулировка «кажется» использована не случайно, потому что эти оценки находится в сфере сугубо личных, субъективных суждений, не являются и не могут являться бесспорными или утверждающими.
И, конечно, отечественный опыт. Тут в меню прямо-таки сборная солянка. Слегка от Александра III, кое-что от Брежнева, и даже щепотка сталинских специй (тот же тезис, что по мере наших успехов нарастают злобные происки врагов, выдвинутый весной 1937 года). Как уже сказано, с поправкой на реалии XXI века, которые, однако, не оторваны от прошлого, а в нашем случае обращены к нему больше, чем к будущему.
Вернемся к думским выборам. «Чтобы и мышь несистемная не проскочила», – подготовка к голосованию в этом ключе близится к завершению. Следствием такой установки являются дальнейшие изменения политического ландшафта, причем выборы в сентябре, скорее всего, не остановят такое развитие событий, а закрепят достигнутое и подготовят почву для дальнейшего движения в том же направлении. Так, уже сейчас под большим вопросом дальнейшее существование расследовательской журналистики. А значит, при всех не только плюсах, но и минусах расследований, и без того не очень прозрачная власть и большой бизнес еще больше закрываются от публичного обозрения.
И совсем уж прикладная, предвыборная тема – содержание избирательной кампании–2021. А какие, собственно, темы, и каким образом обсуждаются сейчас? По большому счету, видны две тенденции. Первая: еще раз поддержать президента, одобрить внешнюю политику и помочь ему эффективнее решать проблемы в экономике и социальной сфере. При этом забот и тревог, сформулированных выше, для сторонников этой линии как бы не существует. Во всяком случае, в открытую они об этом не говорят, а если комментировать подобные сюжеты все-таки приходится, то напрочь отметают их актуальность и убедительность.
Другой подход – слегка, чуть-чуть оппозиционный. Но именно «чуть-чуть»: Владимиру Путину опять же выражена поддержка, внешняя политика у нас правильная, осталось подтянуть внутреннюю, тут имеются некоторые проблемы, и мы предлагаем их решение. Взаимосвязь международных и «унутренних» дел не усматривается и здесь. Первую линию олицетворяет, прежде всего, «Единая Россия». Вторую – в той или иной степени «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ. В той или иной, потому как коммунисты тоже олицетворяют, но в наименьшей, со всякими «если», «но» и «хотя».
Как быть с теми, кому не нравится вся «четверка», или кто-то из нее нравится чуть больше, но не настолько, чтобы его поддержать? Кто они вообще такие, эти самые остальные? «Иноагенты», «нежелательные» и «экстремисты»? Искренне заблудшие, которых надо вернуть на путь истинный? Или просто люди, такие же патриоты, но видящие благо для своего Отечества несколько или сильно иначе, чем «великолепная четверка»? Каждый может выбрать ответ по своему вкусу, хотя наверху, похоже, выбрали, причем не сегодня.
Отсюда несколько (или в значительной степени) странный характер предвыборных дискуссий. Во-первых, собственно, их пока негусто, хотя время для раскачки до 19 сентября еще есть. Во-вторых, даже если обсуждение имеет место быть, то в отношении относительно второстепенных вопросов, по существу вязнет в мелкотемье. Это разительно отличается от практики 1990-х и начала «нулевых» годов, и не факт, что та практика не оправдала себя.
Впрочем, как уже сказано, важнейшей задачей Госдумы следующего созыва является участие в управляемом проведении президентских выборов 2024 года. А в их отношении немало загадок. Путин – это ведь не какой-нибудь Байден, который уйдет или в январе 2025-го (скорее всего), или в январе 2029-го (это вообще без вариантов, на 100 процентов). А и вправду, когда завершится правление нашего президента: в 2036-м или позже? в 2030-м? а, может, и в 2024-м? Как всегда, у Кремля должны быть развязаны руки, сохраняться целый веер вариантов и пространство для маневра. И Государственная дума в такой диспозиции нужна исключительно как винтик, шестеренка единого механизма. Только так и не иначе.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»