Скандал в ЗС: поднят вопрос об отставке правового управления
Громким скандалом ознаменовалась 6-я сессия Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва 21 ноября. При рассмотрении вопроса о нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего и дополнительного образования в муниципалитетах депутаты вступили в жесткую дискуссию, сопровождавшуюся обменом любезностями, и в итоге закончившуюся угрозой требования отставки правового управления ЗС.
Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»
С докладом по этому вопросу повестки сессии выступила председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова. По ее словам, в настоящее время в области применяется давно не менявшийся норматив 1,5 тыс. рублей на одного школьника, хотя по всем расчетам он должен быть около 11 тыс. рублей.
Депутаты проконсультировались со специалистами и согласились с тем, что столь большая сумма на год нужна только для новых, впервые введенных в строй школ. Однако норматив будет увеличен: депутаты предлагают на одного школьника до 2 тыс. рублей, а на одного детсадовца — до 1 тыс. рублей уже в 2019 году, губернатор и правительство — 1 тыс. 750 и 750 рублей в 2019 году, а 2 тыс. и 1 тыс. — в 2020 году. На первый этап повышения по расчетам депутатов требуется дополнительно 127 млн рублей. Однако выяснилось, что губернатор предлагает увеличить расходы на образование на 130 млн, из которых 97 млн уже заложены в бюджет, остальное глава региона (мнение которого сообщил депутатам его представитель в Заксобрании Роман Буянов) предлагает добавить в течение года при корректировках бюджета. Кроме того, для северных районов нужно будет рассчитать дополнительное финансирование.
— План повышения финансирования системы образования был разработан по поручению губернатора. Мы посмотрели саму систему формирования объемов финансирования для школ разных типов и обнаружили, что малокомплектные школы сильно отличаются от обычных. Поэтому было принято решение не только увеличить финансирование, но и разработать программу ремонта и модернизации школ. В следующем году эта работа будет продолжена. Мы просим депутатов принять наше предложение о поэтапном увеличении расходов на образование, с учетом нашей большой программы строительства и ремонта, — обратился к депутатам председатель правительства Руслан Болотов.
— Мы благодарим правительство за эту работу, но нужно учесть, что в следующем году заканчивается пятилетний срок эксплуатации учебников. У нас в большинстве школ области все учебники приходят в негодность, — ответила Ирина Синцова.
Представитель министерства образования опровергла эту информацию: ни одна школа не подавала в министерство какие-либо жалобы о нехватке учебников, более того — в некоторых школах есть запас. Выступление Ирины Синцовой показалось коллегам настолько путанным, что депутаты Антон Романов и Александр Ведерников вынуждены были задать несколько уточняющих вопросов — так на какую же сумму предлагает увеличить расходы профильный комитет, если губернатор уже предлагает увеличить финансирование? Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова вынуждена была давать пространные пояснения о том, что вообще многие вопросы бюджета сейчас принимаются с неполным финансированием. Депутат Александр Битаров призвал коллег не перегибать: бюджет большой и сложный документ, корректировки в него будут, но не стоит прямо сейчас, на стадии принятия в первом чтении разрушать хрупкий баланс, достигнутый трудом множества специалистов.
— Я твердо убежден в том, что поправки, в том числе и губернаторские 97 млн, сегодня внесены не совсем правильно. Пока все суммы в бюджете «бьют» до рубля, и не нужно вносить поправки в таком порядке, как мы сегодня делаем, — сказал Александр Битаров.
Депутат Сергей Бренюк (фракция КПРФ) сравнил дискуссию вокруг норматива финансирования с историей закона «о детях войны»: когда губернатор предлагал этот закон, фракция «Единой России» долгое время ставила палки в колеса, но когда это потребовалось накануне выборов — не только проголосовала за принятие закона, но и за увеличение в два раза размера выплаты.
— Я за межфракционное соревнование, но я прекрасно помню, как депутаты от ЕР голосовали — сжав зубы и назло правительству, чтобы еще больше нагрузить бюджет. Они не хотели принимать разумное предложение, а потом вдруг полностью изменили свое мнение и создали дополнительные проблемы. Давайте не будем продолжать эту практику и поддержим предложение губернатора, — сказал Бренюк.
Эту же точку зрения поддержали Андрей Андреев и Антон Романов, которые предложили вынести вопрос о поправке на отдельное голосование. Точки зрения разошлись настолько, что вскоре депутаты перешли на личные выпады: Антон Романов в чем-то обвинял Наталью Дикусарову, Наталья Дикусарова отвечала Романову фразой «вы исковеркали мои слова». Кончилось все тем, что председатель ЗС Сергей Сокол для начала объявил перерыв на 15 минут, а затем передал слово правовому управлению для разъяснений — как именно должны голосовать депутаты. Выступление правового управления не добавило ясности, напротив, все запуталось еще больше. Каждый участник дискуссии, в котором отметились и депутаты, и чиновники из правового управления, отстаивал свое мнение. Антон Романов заранее предупредил, что фракция КПРФ будет оспаривать решение, принятое без учета ее мнения.
— Если правовое управление так себя ведет и вводит депутатов в заблуждение, мы будем требовать заменить правовое управление, — подвел итог Антон Романов.
Дискуссия шла уже не о том, повышать финансирование по схеме губернатора (поэтапно) или по схеме депутатов (сразу до максимальной суммы в 2019 году), а о том, можно ли исключить одну поправку из таблицы одобренных поправок. Прецедентов, как уточнило правовое управление, пока не было, но в регламенте ЗС есть пункт, допускающий такую возможность. Именно поэтому Романов, Андреев и другие депутаты из фракции КПРФ, требовали убрать из таблицы одобренных поправок депутатский вариант, а из таблицы отклоненных — губернаторский. После долгих споров, полных скрытых намеков и откровенных взаимных обвинений, Сергей Сокол предложил соломоново решение — голосовать каждую поправку отдельно. Спорная одиннадцатая поправка (депутатская) не была принята большинством голосов.
Чувствуя, что дело идет к беспрецедентному событию — сессия полностью отвергла решение комитета, отклонив поправку депутатов и приняв поправку губернатора, отклоненную комитетом — Ирина Синцова предложила снять вопрос и доработать его в комитете. Сергей Сокол не принял это предложение: «Мы сегодня зашли слишком далеко, чтобы еще раз это все рассматривать». В итоге случилось именно то, чего боялась Ирина Синцова: большинством голосов сессия проголосовала против таблицы, а затем за губернаторскую поправку. Это означает, что подушевое финансирование школьного и дошкольного образования будет увеличено в два этапа — в 2019 и 2020 годах.