Рояль достали из кустов: к отмене партийных списков на областных выборах
Лицемерие – пожалуй, главная черта современной политики. Проявляется это и на глобальном, всемирном уровне, и по отдельности в каждой стране, включая ее регионы. Пример последних дней – секрет Полишинеля насчет того, что уже на ближайших выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области, а они состоятся через полтора года, не будет партийных списков. То есть ситуацию предлагается вернуть к началу 2000-х годов, когда все 45 народных представителей избирались в одномандатных округах. Затем и до сих пор действовала смешанная система: 23 депутата по общеобластным партийным спискам, 22 – одномандатники.
Почему речь зашла о лицемерии? Дело в том, что такие нововведения в российской политике XXI века вводятся как бы не напрямую, а методом заведения налима за корягу. То есть нам не говорят: «Выборы по партийным спискам запрещены». Нет, все подается тоньше и вроде даже в интересах демократии. Неискушенный комар и носа не подточит.
Двуликий Янус – символ не только древней, но и современной политики. Фото zen.yandex.ru
Конкретнее. Несколько лет назад в федеральные законы прописали правило, что мэры региональных столиц, включая, разумеется, Иркутск, могут приходить к власти по-разному: или через прямые выборы (всенародное голосование), или голосами депутатов местной думы, или через конкурсную комиссию. А выбор модели предоставили каждому региону – мол, как областной (краевой, республиканский, окружной) парламент решит, так и будет. Иными словами, если раньше мэров региональных центров избирали напрямую, то теперь – в разных вариантах.
В чем лукавство? А в том, что провинциальным депутатам сверху тут же ушла команда голосовать за отмену прямых выборов. В Иркутске такая операция была проделана в конце 2014 – начале 2015 года. Чтобы, значит, впредь не случались неожиданности. Ведь говорить с высоких трибун, какой у нас сознательный и замечательный народ, – это одно, а и впрямь доверить народу хоть что-то – совсем другое.
И пошло-поехало. В новом федеральном законопроекте о местном самоуправлении предлагается таким же макаром преобразовать выборы мэров (глав) остальных городов и районов. К примеру, в Прибайкалье прямых выборов градоначальника нет только в Иркутске. А теперь, видимо, не будет нигде. И опять под тем же соусом. Запрет? Отмена? Ни в коем случае! Просто теперь местные депутаты опять же могут избрать одну модель из нескольких. И что-то подсказывает, что вслед за декларацией о «свободе выбора» на места по административной и известно-какой-партии линии уйдет директива, какую модель предпочесть и от какой – понятно какой – отказаться. Шаг влево, шаг вправо приравнивается к оппозиции.
Из этой же серии история с партийными списками на выборах в региональные парламенты. От них, то есть от смешанной системы, как бы не велено отказаться. Просто теперь это как бы один вариант из нескольких. Как бы можно оставить, но теперь разрешено и изменить. «Как бы» – потому что на самом деле каждый раз из кустов ничтоже сумняшеся вытаскивают один и тот же рояль, ради которого, собственно, все и затевалось.
Если о самой системе выборов, то это давняя история. Практикой многократно доказаны и плюсы, и минусы обоих вариантов – и по партийным спискам, и в одномандатных округах. Поэтому важно, особенно на ранних этапах развития политической структуры, сохранить баланс, держаться золотой середины. На выборах и в Государственную думу РФ, и в Законодательное собрание Иркутской области сейчас действует именно такая модель: половину депутатов избирают по партийным спискам, половину – в одномандатных округах.
И все-таки отдельно о «списочных» выборах, раз именно их собираются отменить. Так называемые малые дела, повседневная работа в избирательных округах чрезвычайно важны. Однако нормальные, конкурентные выборы в регионе должны быть частью всероссийской политики, коррелироваться с федеральной повесткой, преломлять ее на местный уровень. Без выборов по партийным спискам конкуренция личностей, идей и программ не будет полноценной. Мы и так уже сузили число людей, имеющих реальную возможность высказываться по действительно крупным и острым вопросам до крайне небольшой цифры. Еще немного – и этой цифрой станет 1.
Разумеется, даже в нынешних реалиях провести отмену смешанной системы выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области будет непросто. Все-таки состав прибайкальского парламента довольно пестрый (не поэтому ли и намечено отменить партсписки?), а необходимо не простое большинство, а квалифицированное (две трети). Впрочем, сейчас существует целый набор методов воздействия сверху вниз. Пока началось с пряника: мол, число-то депутатов останется прежним, а, значит, одномандатных округов будет вдвое больше – не 22, как сейчас, а 45. И, например, от Иркутска будет гарантированно избраны не 5, а 10 депутатов. То же самое в смысле пропорции относится к другим городам и районам.
Но, как водится, кроме пряника, который уже показали из-за кулис, имеется и Его величество Кнут. Дойдет ли дело до него и что случится, если дойдет? В российской политике, которую, словно бревно, тщательно обстругали и зашкурили, любая публичная интрига и неопределенность стали экзотикой. Перед нами одно из редких исключений. А это уже неплохо, хотя в остальном ничего хорошего.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»