Дорожные неурядицы: страдают все
Строительный сезон в дорожной отрасли Иркутской области сравнительно короток, поэтому так важно не потерять даром ни одного дня. 21 августа заместитель председателя регионального правительства — министр строительства, дорожного хозяйства Михаил Литвин провел совещание, посвященное проблемным объектам.
По заявлению руководителя Дирекции по строительству и эксплуатации автодорог в Иркутской области Виталия Шишмарева, существует риск срыва сроков по двум объектам: автодорога «Таксимо — Бодайбо» (первый пусковой комплекс, подрядчик — компания «СоюзСтрой») и участок 95 — 108 км дороги «Баяндай — Еланцы — Хужир» (подрядчик — СПМК-7). По первому объекту выявлены факты предоставления в 2013 году подложных лабораторных заключений о качестве строительных материалов, что не позволяет заказчику проверить реальное качество строительства. Уже в 2014 году выяснилось, что существуют отклонения высотных отметок, а это означает расхождения в объеме выполненных работ. Поскольку объем незавершенных работ составляет всего около 5 процентов, а отказ от завершения работ будет означать угрозу движению транспорта, заказчик в лице Дирекции принял решение оставить подрядчика на объекте и выдал предписания устранить все выявленные недостатки.
Ситуация на дороге «Баяндай — Еланцы — Хужир» настолько хуже, что докладчик охарактеризовал ее словами «каскад нарушений». Работы выполнялись без проекта, подрядчик не представил акты лабораторных проверок материалов, выполненные работы не представлялись для проверки специальным инспекторам. В итоге 15 августа заказчик, который не подписал ни одного акта выполненных работ, принял решение расторгнуть контракт ввиду невыполнения подрядчиком большей части требований соглашения. Подрядчик пытается оспорить это решение, но пока безуспешно — заказчик строго нацелен на качественное строительство, и потакать нарушениям не намерен.
Официально контракт будет расторгнут 25 августа, после чего Дирекция намерена сделать все возможное для включения СПМК-7 в список недобросовестных подрядчиков, что сделает невозможным участие компании в очередных конкурсах на строительство дорог. Если подрядчик не вернет выплаченное ему в качестве аванса добровольно, средства будут затребованы у банка, который предоставил компании свои гарантии.
Руководитель Дорожной службы Иркутской области Радик Фаразутдинов рассказал в своем докладе об успехах своего предприятия. Служба управляет 12 объектами ремонта и 16 объектами капитального ремонта на территории региона. При этом Служба старается сократить количество субподрядных организаций и все большую часть работ выполнять собственными силами. При росте объемов у предприятия сохранился прежний штат, что означает рост производительности труда. Выросла и средняя заработная плата.
— Это небывалые объемы для Дорожной службы, которые стали испытанием и для административного персонала, и для дорожных рабочих, — пояснил ситуацию Радик Фаразутдинов.
В 2013 году к середине августа Дорожная служба не успевала выполнить доверенные ей объемы — выполнение составляло около 86 процентов. В 2014 году на ту же дату выполнение составляет 101 процент от плана. Есть у Дорожной службы и проблемные объекты, первым из которых можно назвать реконструкцию улицы Мира — главного въезда в Иркутск-II. Проблемы начались уже с проекта, представленного «ИркутскГипродорНИИ», в соответствии с которым нужно было выполнить большой объем работ по выемке грунта под дорожным полотном. На деле сразу под асфальтом оказалась монолитная бетонная плита, что для дороги, проходящей по сути по болоту, абсолютно правильно.
— Но если проектировщик не знал об этой плите, то где он проводил изыскания, если вообще проводил? — задал риторический вопрос Радик Фаразутдинов.
Одновременно с этим выяснилось, что в проекте нет ни одного согласования с компаниями, владеющими электрическими, водопроводными и другими сетями, проходящими вокруг дороги. Указанные на проекте сети не соответствовали действительности, и Дорожной службе пришлось, чтобы не работать на ощупь, заново договариваться со всеми сетевиками и постоянно держать на объекте главного инженера.
Заказав новый проект, Дорожная служба тем не менее приступила к работе и, поскольку заказчик в лице администрации не может оплатить работы, не проверив их соответствие проекту, вкладывает в него собственные оборотные средства — уже более 200 млн рублей. Несмотря на понятные трудности, Дорожная служба заявляет о готовности завершить работы уже в 2014 году.
Для строительства дороги «Иркутск — Усть-Орда» Служба приобрела новый для области механизм — укладчик обочин, который позволяет выполнять работы быстрее и с лучшим качеством. Техника показала себя настолько хорошо, что Дорожная служба намерена расширить ее применение на всю территорию области.
Улучшаются и финансовые показатели Службы. Банки, выдающие кредиты, несколько раз снижали процентную ставку и повышали кредитный рейтинг, который, в итоге, достиг статуса А. В будущем это позволит Дорожной службе выходить на более крупные лоты.
Основной проблемой дорожной отрасли Иркутской области, как и страны в целом, может стать решение федерального правительства о секвестировании региональных дорожных фондов. Как пояснил Михаил Литвин, размеры дорожного фонда, формирующегося за счет акцизов от продажи ГСМ, доводится до регионов в виде прогноза федерального министерства финансов. В середине 2014 года Минфин неожиданно сообщил о сокращении этого прогноза для Иркутской области на 1,2 млрд рублей. (Отметим, что это тем более странно, что цены на ГСМ растут, и пропорционально должны вырасти поступления от акцизов). Как бы там ни было, министерство строительства готово работать и в этих непростых условиях, и даже не планирует отказываться от таких работ, как перспективное проектирование.
— Сегодня денег нет, а завтра они могут появиться, — отметил Михаил Литвин. — И мы должны быть готовы развернуть работы в любой момент.
Возможно, прогноз поступлений акцизов будет пересмотрен уже в 2014 году, но в любом случае министерство, Дирекция и Дорожная служба намерены сделать все возможное, чтобы завершить все начатые работы в предусмотренные контрактами сроки.