Иркутск
25 апреля 5:55 Политика

Реформа Конституции: год спустя

00:05, 15 янв 2021


2-гл.jpg15 января 2020-го, выступая с ежегодным посланием, Владимир Путин заявил о необходимости внести поправки в Основной закон страны. Тем самым был дан старт вовсе не сонно-инертному, как прогнозировали многие, а бурному, драматическому году. Впрочем, как оказалось, основные испытания – пандемия коронавируса – еще впереди. Но и «конституционные цветочки» стали впечатляющей прелюдией для «ковидных ягодок». Не случайно слова «самоизоляция» и «обнуление» вместе возглавили хит-парад неологизмов-2020.

Помнится, глава государства и другие официальные лица утверждали, что общество созрело, что предложенные поправки востребованы и т.п. В тех утверждениях была изрядная доля лукавства – если общество сейчас до чего и созрело, то для равнодушного отношения к любым вариантам, слегка припудренного казенным «одобрямсом». Так были встречены реальные поправки. Так же отреагировали бы и на поправки иного, пусть даже противоположного содержания. «Фиолетовой» была бы реакция, и если поправок вовсе не случилось.

Ну а раз такое дело, то власть распорядилась так, как хотела. Тем более что в ней, особенно на высоких этажах, и впрямь созрели. Поэтому на трибуну вышла именно Терешкова, а не какой-нибудь Явлинский (тоже своего рода патриарх, только с обратным знаком) или, пуще того, Навальный.

В итоге Конституция стала похожа на консервативный манифест, местами переходящий в сборник народных сказок. Но что-то подсказывает, что через пару-тройку лет и этого может показаться мало. Скажем, те, у кого сверхполномочия, постоянно жалуются, что им полномочий не хватает. Вот прибавьте, мол, и всем будет красиво. Так что стимулов для дальнейшего творчества на просторах Конституции хоть отбавляй.   

Пока же полным ходом идет принятие законов, детализирующих вступившие в силу поправки. И к началу избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы новая реальность будет, несомненно, сформирована. И все для того, чтобы состоялся еще один ремейк минувших выборов. Опять «четверка его величества» («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), слегка приправленная партиями-дебютантами (например, «Новые люди» или «За правду»), которых тоже курируют сверху.

Из разрешенных и почти (почти) не контролируемых из администрации президента остается, как и в прошлый раз, только партия «Яблоко». Но, во-первых, у них давно нет былой свежести. А во-вторых, если на федеральном уровне там еще есть известные, заслуживающие доверия имена, то в регионах, как правило, немногие из сторонников «Яблока» решаются заявить о себе открыто. А те, кто решается, мягко говоря, не производят впечатления на избирателей.

Впрочем, это нюансы, а основной тренд остается прежним: большинство из нас не обращает внимания «на какую-то там конституцию» (в массовом сознании – именно с маленькой буквы). Мы больше смотрим на главного человека в стране. И если он просит одобрить «какие-то там поправки» – нет проблем. А если проблемы и есть, то у них, как считается, иные причины.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика