Иркутск
29 марта 20:48 Политика

Послание президента: возможны ли глубокие реформы?

00:05, 16 апр 2021


2-гл0.jpgОтвет не совсем на поверхности. Упаковка, обложка, витрина ежегодного послания могут быть даже яркими, тем более, что гигантский опыт Владимира Путина поможет найти убедительную тональность и точные эмоции. Но это лицевая сторона медали. И даже некоторые новшества, слухи о которых появились в СМИ (например, выделение из Фонда национального благосостояния – «кубышки» – внушительной суммы в один триллион рублей на экономическое оздоровление), не меняют общей картины. Поэтому ответ «скорее нет, чем да».

Иной вариант противоречил бы многолетнему курсу нашего руководства. Этот курс подразумевает (пусть не официально, но фактически) постоянное наращивание роли государства в экономической и общественно-политической сфере, низкий уровень конкурентности и прозрачности, явное недофинансирование образования и здравоохранения, весьма специфические особенности работы судебной системы и правоохранительных органов, постоянное «бодание» с Западом и очень высокие расходы на военно-промышленный комплекс, усиление закрытости от остального мира, растущие проблемы из-за санкций и самоизоляции. А ведь даже реформы в недемократическом Китае проводятся в условиях тесной интеграции с мировой, в том числе западной экономикой…  

Конечно, импортозамещение как национальная идея имеет некоторый смысл, но вот именно что некоторый. Во-первых, такой вектор лишь на время пандемии и то частично совпадает с общемировым трендом, а в целом же, по большому счету, это занятие без будущего. Во-вторых, как ни старайся, но «импортозаместить» везде и всё не получится, причем не только, скажем, в сельском хозяйстве, но и в оборонном комплексе.

Напротив, избавление от перекосов 1990-х годов давно превысило «необходимую самооборону». Вместо тонкой настройки системы сдержек и противовесов эту самую систему просто сломали, разрушили и выбросили на помойку. Или, другими словами, вместе с водой выплеснули ребенка. Впрочем, по этой дороге можно идти и дальше – кто знает, где он, предел? Однако добиться в российских условиях коренного перелома и устойчивого роста в экономике (не путать с локальными, фрагментарными, кратковременными успехами), не меняя внеэкономические факторы, общественно-политический климат, вряд ли возможно. Поэтому, увы, ограничена и эффективность государственных и окологосударственных структур, занимающихся экономическим проектированием и моделированием в отрыве от решения политических вопросов.  

А тут еще соблазн «хайпануть по-быстрому» – то есть в который раз показать «кузькину мать» зарубежным супостатам. А заодно (тоже не впервые!) назвать их происки причиной внутренних проблем – в частности, семилетнего (семилетнего!) падения реальных доходов населения. Поэтому «сухой остаток» послания, вероятно, будет таким: мы в целом действуем правильно, надо лишь кое-где кое-что улучшить, слегка скорректировать, чуть-чуть дополнить.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»           

 


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кто из руководителей России/СССР, так и не ставший главным лидером государства или ставший им только на короткое время, мог бы сыграть наиболее позитивную роль в развитии страны?

Яндекс.Метрика