От добра добра не ищут
Весь день 16 ноября для депутатов разных уровней, глав местного самоуправления и правительства Иркутской области был связан с одной главной темой — предстоящим обсуждением бюджета области на 2017 год. Во второй половине дня в зале заседаний думы Иркутска состоялось заседание Совета Ассоциации муниципальных образований, в котором приняли участие депутаты Законодательного собрания (под руководством председателя ЗС Сергея Брилки), министр финансов Наталия Бояринова, заместитель председателя правительства Антон Логашов и несколько политиков, не имеющих на сегодняшний день ни мандатов, ни должностей.
Муниципалитеты просят денег
Председатель АМО Вадим Семенов поблагодарил всех, кто добрался в областной центр, несмотря на сложные погодные условия и принял участие в заседании. Собралось, правда, лишь 18 членов Совета из 30, но по всем формальным признакам кворум имелся, и можно было принимать решения. По мнению главы Ассоциации, главной темой для дискуссии должна была стать «вброшенная кем-то мысль, что главы крупных муниципальных образований хотят потребовать дополнительные деньги в ущерб всем остальным муниципалитетам».
— Мы все в какой-то мере иркутяне и хотим процветания областному центру, но это не отменяет нашего стремления к благу для собственных городов, — отметил Семенов.
Вадим Семенов. Фото Яны Ушаковой
Заместитель мэра Иркутска Руслан Ким выступил с первым докладом об инициативах главы областного центра Дмитрия Бердникова по перераспределению налогов в пользу городских округов. По оценке докладчика, городам не хватает средств для исполнения своих полномочий и виной тому в первую очередь федеральное законодательство. Из-за этой практики города долгое время находятся «в неудобоваримом виде», а администрации заняты «затыканием дыр и тушением пожаров», не хватает на заработную плату и коммунальные расходы, тем более нет средств на ремонт дорог и развитие территорий.
— Только совместно мы можем принять какие-то меры, чтобы исправить ситуацию. Все мы знаем, что все долгострои и другие крупные расходные статьи, если им долго не уделять внимание, превращаются в руины, — заявил Руслан Ким. Всего год с небольшим назад был он министром областного правительства и мог бы изменить ситуацию, но вместо этого три года подряд работал так, что областной бюджет только наращивал долги и дефицит.
Докладчик напомнил, что большая часть налогов собирается на территории городских округов, но 86 % из собранного, например, на территории Иркутска, уходит в областной бюджет. Противореча сам себе, Руслан Ким сравнил Иркутскую область с Новосибирской, в которой действительно большая часть населения сосредоточена в областном центре, а сама область по площади сравнительно небольшая. Если следовать этой логике, то в Иркутской области нужно больше внимания уделять именно развитию небольших населенных пунктов, в которых проживает не менее 75 % населения. Иркутску действительно нужны дополнительные средства, но не столько для городских объектов, сколько для областных учреждений, в которые приезжают по своим надобностям жители всей области.
Руслан Ким. Фото Яны Ушаковой
Руслан Ким вспомнил о своем опыте работы в правительстве при двух губернаторах — Мезенцеве и Ерощенко, и заявил, что по «большому количеству территорий видны положительные сдвиги, потому что область лучше других территорий переживает мировой экономический кризис и дает рост промышленного производства». В федеральный бюджет область платит не менее 200 млрд рублей, а возвращаются обратно «копейки». Опираясь, вероятно, на собственный опыт, Руслан Ким заявил, что за деньгами «нужно ходить» и требовать средства для инфраструктурного развития территории. В подтверждение своих слов Ким привел слайд, из которого можно было понять, что при правительстве Сергея Левченко доходы бюджета увеличились по сравнению с 2015 годом весьма серьезно, а по сравнению с 2014 годом — более чем в два раза. Несмотря на это, миграционный отток из области продолжается, а по итогам 2016 года сократится даже население Иркутска, потому что «люди не могут получить достаточное качество жизни». Это прозвучало как самобичевание унтер-офицерской вдовы, потому что за положение дел в городе несет ответственность именно администрация города. Еще больше углубилось это впечатление в тот момент, когда Руслан Ким привел слайд с расходами на одного жителя: в Иркутске эта сумма составляет 29 тыс. рублей, в то время как в Свирске, например, 34 тысячи.
— Возможностей бюджета области более чем достаточно, чтобы удовлетворить нужды всех муниципалитетов, — заявил Руслан Ким. — Мы посчитали свои нужды и хотим получить эти средства на развитие города. За счет межбюджетных трансфертов эти задачи не решить, потому что «дорога ложка к обеду», а трансферты поступают в октябре—ноябре, когда уже поздно строить и ремонтировать дороги.
Все равны, но некоторым слова не давали
Выслушав выступление докладчика, Вадим Семенов попросил мэра Бодайбо Евгения Юмашева «постоять в сторонке — у тебя денег много, а мы поговорим». Юмашев, в отличие от других мэров, действительно сидел не за общим столом, ему нашлось место лишь в углу, где пристроились депутаты Заксобрания. Более того, когда избранный населением мэр Бодайбинского района попросил слова, Семенов отказал ему, ссылаясь на регламент мероприятия.
Семенов обрушился с критикой на правительство, которое «пытается внести раскол в АМО». Впрочем, Семенов тут же признал, что вопрос об инициативах иркутской администрации был недостаточно проработан на заседаниях АМО — и обвинил всех членов Ассоциации в недостаточно активной явке на заседания. Мэр Черемховского района Виктор Побойкин назвал идею о перераспределении налогов в пользу муниципалитетов «удочкой», которая, якобы, заставит каждого работать активнее и увеличивать собираемость на своей территории. Вслед за ним в том же духе высказались еще несколько глав территорий, в том числе глава Хомутово — то есть муниципалитета первого уровня.
Вадим Семенов и Сергей Брилка. Фото Яны Ушаковой
Выслушав всех ораторов, председатель Законодательного собрания Сергей Брилка высказал свое мнение. Главы администраций и мэры избраны населением, они имеют право говорить о своем видении будущего. Более этого, мэры имеют право законодательной инициативы, и мэр Иркутска воспользовался этим правом.
— Дефицит нашего общения порождает слухи и домыслы, из-за этого пошли разговоры, что идет внутреннее давление на членов АМО, — заявил Брилка. — Происходит кризис, люди расходятся в разные стороны. Внесена инициатива, минфин оценил ее в 1,7 млрд для городских округов. Вчера мы обсуждали эту тему с округами — там была одна точка зрения, когда до этого обсуждали с районами — там все высказались против, потому что в этом случае межбюджетные трансферты «засушиваются» ровно на эту сумму. Я вчера применил, может быть неправильно, такие слова, что нужно «зарабатывать деньги» и назвал это «удочкой». А на самом деле это норматив отчисления. Нужен баланс между поступлениями и расходами. Я был на слушаниях в Совете федерации и там губернатор Вологодской области рассказывал, как они за три года нашли 7 млрд неэффективных расходов. Когда становится трудно, надо собирать котомку и ехать к умным людям учиться, может быть, даже в оставшиеся три месяца. Сейчас возникает вопрос: возможно ли в Иркутской области совершить такой маневр и перераспределить средства в пользу муниципалитетов? Возможно, но для этого нужно включить мозги, сесть и всем вместе подумать, а не искать врагов. Единственное ограничение: губернатор внес проект бюджета, параметры его ниже, чем мы входили в 2016 год, коррективы возможны после принятия федерального бюджета. Я сегодня не говорю, что инициатива мэра Иркутска дурная, но бюджет — это процесс, и нам надо всем вместе работать.
Мэр Катангского района Сергей Чонский заметил, что АМО была и остается эффективной дискуссионной площадкой, но от инициатив мэра Иркутска району ничего не достанется.
— Кто бы мог подумать, что наш район пострадает от санкций США? — задал риторический вопрос Чонский.
— Вам есть на кого надеяться — Трампа выбрали! — обнадежил коллегу Семенов.
Мэры районов, выступавшие после Чонского, говорили об инициативах городских округов с большой опаской: они видели единственную надежду в межбюджетных трансфертах, поэтому перспектива сокращения этой статьи вызывает у них очень большие опасения. Мэр Ангарска Сергей Петров напомнил собравшимся, что деньги, о которых идет речь, пойдут на пользу Иркутской области, пусть и иным путем. Бюджет Ангарска (в том числе под руководством Петрова) потерял 17 % доходной части и, видимо, именно поэтому бюджет области должен добавить столь неэффективной администрации «на жизнь». Впрочем, мэр тут же уточнил, что виновато в сокращении доходов бюджета скорее общее положение дел в стране: из четырех строительных организаций в Ангарске осталась всего одна — остальные находятся в состоянии банкротства.
— Бюджет — это не Конституция, можно изменения внести, — заявил Петров.
— Можно и в Конституцию, — успокоил коллегу Семенов. — Я бы просто хотел обратить внимание всех, что не нужно переводить тему в политическую плоскость.
Позвольте не согласиться
Министр финансов Наталия Бояринова кратко рассказала участникам заседания о своем отношении к инициативам администрации Иркутска. По оценке минфина, передача 3 % налога на доходы физических лиц принесет пользу в основном трем городам — Иркутску, Ангарску и Братску, остальные получат по несколько миллионов рублей, что никак не решает проблемы территорий, имеющих долги по несколько сотен миллионов рублей. Законопроект о перераспределении налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, приведет к потерям областного бюджета в 840 млн рублей, из которых 70 % получат те три города.
— Минфин РФ в своих поручениях говорит, что нужно передавать только те налоги, которые имеют низкую волатильность, влияют на развитие малого предпринимательства. Я не открою никакой тайны, когда скажу, что Иркутская область вот уже три года борется за перераспределение налогов в пользу регионов, но пока безрезультатно. Уважаемые мэры, давайте обратимся к распределению полномочий: в 2013 году полномочия по здравоохранению и образованию были переданы на уровень субъекта. Тогда же были переданы налоги для обеспечения этих полномочий. Смотрите — 18,5 % это налоги, поступающие в МО, остальное — в областной бюджет. Из доходов бюджета области более 50 % поступают в виде дотаций в муниципалитеты. За 10 месяцев текущего года — видно, что все муниципальные образования, кроме Черемхово и Тулуна, дали рост налоговых поступлений. Я выскажу свое мнение не как министр, а как финансист с 25-летним стажем: я знаю бюджеты муниципальных образований, как никто и я скажу — областное правительство будет работать, если законы будут приняты, но мы встаем в правовую коллизию. Бюджеты превращаются в политическую позицию, становятся инструментом для решения задач, которые нужно решать до бюджета и за его рамками. Если мы примем эти законы, нам придется секвестировать бюджет области и сокращать бюджетную поддержку муниципальных образований, — заявила Наталия Бояринова.
Министерство финансов провело моделирование ситуации, когда законопроекты администрации Иркутска были бы приняты. Результат оказался плачевным: дополнительные доходы для всех муниципальных образований составят всего 1,1 млрд рублей, но из 42 МО второго уровня пользу получит только один, а по нескольким не удастся сбалансировать бюджет, в том числе Усть-Кутского, Катангского и Бодайбинского районов. Помимо дотаций, областное правительство добилось выделения территориям более 20,2 млрд рублей в виде бюджетных инвестиций — в том числе с участием областного и федерального бюджетов. Если законопроект о перераспределении налогов будет принят, об этом придется забыть, бюджет будет отозван, и правительство должно будет срочно менять основные параметры бюджета.
— В течение всего лета при областном правительстве работала площадка для обсуждения бюджетных законопроектов. Был разработан законопроект о поэтапной передаче части налогов, но в сентябре правительство РФ решило изъять 1 % налога на прибыль со всех регионов. В прошлую среду, 9 ноября, это решение было одобрено Государственной думой, Иркутская область потеряет 2,1 млрд рублей на протяжении каждого из ближайших трех лет. Это та информация, которую я бы хотела до вас донести, — сказала министр.
Аргументы обеих сторон звучали в думском зале еще очень долго, но когда вопрос об инициативах администрации Иркутска был поставлен на голосование, стало понятно, что Ассоциация муниципальных образований уже не очень уверена в своей правоте. Это было понятно хотя бы по тому факту, что вместо перераспределения двух налогов в пользу только городских округов, теперь предлагается сделать то же самое и в пользу районов — что еще более усложняет положение областного бюджета, вносит еще больший сумбур и требует более глубокого пересмотра основных его параметров. Когда вопрос был поставлен на голосование, его результаты оказались обескураживающими: из 18 мэров, имевших право голоса, за инициативы администрации Иркутска проголосовали лишь 12, двое высказались против, четверо воздержались. Таким образом, Совет Ассоциации муниципальных образований по всем формальным признакам не может утверждать, что на данный момент он поддерживает законопроект о перераспределении налогов — за это решение голосовало менее половины членов Совета. Если есть желание все-таки принять такое решение, Совету придется до 23 ноября, то есть до очередной сессии Законодательного собрания, проводить еще одно заседание и еще одно голосование.