Михаил Щапов: «Остановить китайское нашествие!»
На сессии областного парламента 30 июня был утверждено в качестве депутатского запроса обращение депутата Михаила Щапова (фракция КПРФ) к первому заместителю губернатора — председателю регионального правительства Александру Битарову «О необходимости принятия неотложных мер по прекращению нелегальной деятельности на территории Иркутской области китайских компаний, аффилированных с ними предприятий и лиц».
За официальным заголовком запроса кроется давняя и серьезная проблема. Более того, засилье «китайского промысла» в прибайкальских лесах стремительно нарастает. Михаил Щапов обратился с депутатским запросом еще 15 июня, на предыдущей сессии. И уже тогда многие депутаты, и в их числе председатель Законодательного собрания, секретарь регионального отделения «Единой России» Сергей Брилка, отмечали крайнюю важность и остроту этой темы.
Михаил Щапов. Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»
— Лесозаготовка и лесопереработка для Иркутской области являются важными источниками наполнения бюджетов всех уровней, — говорится в обращении. — В регионе растет объем заготовки древесины и ее первичной переработки для экспорта в КНР, где идут высокие переделы древесины (за 2015 год экспортировано 66 процентов официального объема заготовки, 12 775 тыс. кубометров). Это нарушает указания президента РФ В. В. Путина о развитии высокотехнологичной переработки древесины на территории России.
В настоящее время на лесозаготовительных площадях Иркутской области массово действуют предприятия, предприниматели и наемные рабочие из Китая. Не менее 20 процентов древесины, по данным Федеральной налоговой службы РФ, ежегодно вывозятся с нарушением законодательства, в том числе по поддельным документам.
Михаил Щапов отмечает, что «политика КНР в Прибайкалье направлена на заготовку и вывоз в КНР лесных ресурсов Иркутской области силами китайских предприятий и, главным образом, китайской рабочей силы (в том числе нелегальных мигрантов из КНР). Работа нелегальных и временных китайских мигрантов создает возможность массового ухода от налогов на физических лиц, уклонения от миграционных и регистрационных сборов. Существующие и возникающие рабочие места все чаще становятся недоступны жителям Иркутской области. Число официально занятых в отрасли граждан РФ за 10 лет уменьшилось на 14 300 человек.
— Цепочка создания «черной стоимости» начинается с пунктов лесозаготовок, — подчеркивает депутат. — Количество их чрезмерно велико для контроля обстановки, полноценного учета объемов заготовленной и отгруженной древесины. Действующие на пунктах организации нередко используют недействительные и поддельные документы, превышают установленные площади и лимиты рубки. Там же возникает часть документов на лес для «многоразового» использования при таможенных операциях.
Китайский бизнес использует труд граждан России, нелегально работающих на предприятиях лесозаготовки или самостоятельно незаконно заготавливающих лес для последующей продажи китайцам. На экономически депрессивных территориях с высоким уровнем безработицы население провоцируется к участию в незаконных порубках, что формирует у жителей Иркутской области правовой и налоговый нигилизм.
На территориях, где действуют предприятия КНР и работают китайские мигранты, возникает криминальная обстановка (уклонение от налогов, нарушение правил лесопользования, нарушения миграционного и трудового законодательства). Вытеснение россиян с рабочих мест гражданами КНР провоцирует социальную напряженность. К участию в «черном» и «сером» бизнесе через создание совместных с китайцами предприятий (СП) и образование структур, аффилированных с китайским бизнесом, привлекаются российские предприниматели, их бизнес криминализуется. В отношении СП и трудовой миграции китайская сторона проводит дискриминационную политику: создать лесозаготовительное СП в КНР запрещено, трудоустройство россиян в лесную отрасль Китая практически невозможно.
Как отмечает Михаил Щапов, «китайская сторона активно создает на территории Иркутской области территориальные структуры с экономическими цепочками, замкнутыми на китайские предприятия, граждан КНР. «Черные» и «серые» схемы финансового обращения в них строятся через безналоговую торговлю, наличную конвертацию валют и систему доверительных переводов через взаимозачеты. Проводятся трансграничные безналоговые переводы через посредничество граждан КНР (так называемые китайские банки). Обслуживание потребностей физических лиц («китайские» рынки, рестораны и кафе, гостиницы, магазины, точки сервисных услуг) образует высокоэффективную систему «отмывания» денежных средств.
— Минимизация НДС, полный уход китайских компаний от уплаты НДС, получение ими возмещения НДС (нередко с помощью российских контрагентов) основаны на таможенных экспортных операциях, — продолжает депутат. — При подаче заявлений на возмещение НДС предоставляются недостоверные или поддельные документы. В схемах легализации незаконно заготовленного леса используются фирмы-«прокладки» и фирмы-«однодневки».
Участие в лесозаготовке и сопутствующей деятельности незаконно работающих в России граждан КНР, использование нелегально работающих граждан России создает возможности массового ухода от налогов (прежде всего НДФЛ — налога на доходы физических лиц), уклонения от миграционных и регистрационных сборов. Только налоговые потери оценивались Управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) по Иркутской области не менее чем в 2 млрд рублей ежегодно. 30 процентов предприятий лесозаготовки в 2015 году не платили НДФЛ, основной источник собственных бюджетных доходов муниципальных образований Иркутской области.
Таким образом, — говорится в обращении, — ситуация, сложившаяся в лесодобывающей отрасли:
- порождает масштабное уменьшение собираемых налогов и, как следствие, снижает поступления в бюджеты всех уровней;
- создает возможность для нарушений миграционного законодательства и режимов использования природных ресурсов;
- провоцирует вовлечение граждан РФ в незаконное предпринимательство и нелегальную трудовую деятельность;
- способствует возникновению коррупционных отношений.
Необходимо законодательно устранить предпосылки указанных явлений в лесодобывающей отрасли, обеспечить правовую базу для пресечения и профилактики нарушений законодательства со стороны юридических и физических лиц, занятых в отрасли.
«В связи с вышеизложенным прошу высказать свою позицию по обозначенным проблемам и проинформировать о том, какие меры принимаются органами государственной власти Иркутской области для разрешения сложившейся ситуации», — пишет депутат.
Сессия Законодательного собрания единодушно утвердила обращение Михаила Щапова в качестве депутатского запроса, обязательного для рассмотрения в правительстве Иркутской области и принятия необходимых решений.