Кризис «большой четвёрки»
Канун выборов в Законодательное собрание Иркутской области — подходящее время для подведения предварительных итогов. В материалах агентства «Альтаир» уделено внимания политическим партиям, участвующим в избирательной кампании 2013 года. Среди них — партии «большой четверки», представленные в Государственной думе РФ. Даже беглый обзор приводит к очевидному выводу — эксперты нашего агентства диагностируют глубокий кризис четырехпартийной системы, как изначально искусственной, смоделированной на уровне руководства страны, а сейчас, к тому же, близкой к исчерпанию даже ограниченного ресурса жизнеспособности. При этом менее искусственные партии — КПРФ И ЛДПР — находятся в состоянии стагнации: имеют некоторые резервы для саморазвития, но уже не способны к электоральному «скачку» — прибавке в 10 или более процентов голосов.
В отличие от компартии и «жириновцев» «Единая Россия» и «Справедливая Россия» находятся в идеологическом и персонально-организационном тупике. Правда, для поддержки существования («искусственного дыхания») «Единой России» брошены вся мощь государственного аппарата, принуждающего к политической лояльности и крупный бизнес. Поэтому «Единая Россия» держится на плаву и сохраняет доминирующую роль в партийной системе страны, несмотря на состояние «клинической смерти». Существенное сокращение командно-административной приведет к быстрому саморазрушению и полному распаду «Единой России».
«Справедливая Россия» ближе к развалу, чем «Единая Россия», только из-за отсутствия крепких государственных подпорок. Кроме того, потеря «Справедливой Россией» основных политических ориентиров и координат даже более очевидна, чем у «Единой России».
Приводимые ниже выдержки относятся к периоду, начиная с февраля с.г. При этом последующее развитие событий зачастую приобретает новые краски, оттенки, нюансы в свете высказанных оценок и прогнозов. Разумеется, главное внимание уделено «партии власти» — «Единой России».
«Единая Россия». Много сказано о структуре т.н. «путинского большинства», его мотивации и причинах относительной устойчивости. «Единая Россия» и ее Иркутское региональное отделение стремятся максимально сблизить себя с образом Владимира Путина. Однако в последние годы наличие ряда минусов у ЕР ведет в случае знака равенства между этой партией и нынешним президентом РФ ведет не только к повышению рейтинга «Единой России», но к снижению популярности главы государства. Отсюда более заметное, чем прежде, дистанцирование президента от «партии власти» и даже появление неофициальных вариантов замены ЕР на другую опору.
Тем не менее, до сих пор большинство сторонников Владимира Путина голосуют за «Единую Россию», а среди избирателей ЕР почти все поддерживают нынешнего президента. Составляющие этих настроений на житейском (неполитизированном) уровне известны: восприятие стабильности как наиболее важного фактора общественной жизни, невзирая на относительность этой стабильности и нарастающий объем «побочных последствий»; примитивное ориентирование в информационном поле — т.н. «партия телевизора», и, как следствие упрощенно-односложное восприятие действительности; полный уход в частную жизнь; убеждение, что «как бы плохо ни было сейчас, любые перемены приведут к дальнейшему ухудшению»; тяга к «сильной руке», непонимание механизмов и значимости демократии; низкий уровень требовательности к власти в целом, хотя и сопровождаемый порой приступами безадресного недовольства; антиамериканизм советского типа.
Монолитность и устойчивость этих настроений основана на всей истории дореволюционной, советской и даже частично постсоветской России. Поэтому кардинальные изменения в существующей модели отношений «власть — народ» возможны или через длительный период, или в форме внезапного взрыва, сопровождаемого, естественно, значительными разрушениями в социально-политической сфере. Специфика первого, эволюционного варианта состоит именно в его длительности, второго — в революционности, когда издержки могут привести к таким последствиям, как, например, сохранение и даже усиление авторитарных тенденций, но лишь в несколько иной форме.
В условиях отсутствия полновесной конструктивно-альтернативной элиты руководство страны, исполнительная власть (в том числе губернатор Иркутской области) не рискуют — во всяком случае, пока — чрезмерно отдаляться от «Единой России» и делать главную ставку на другую партию. Однако в этой тенденции есть нюансы. Некоторые губернаторы (например, Аман Тулеев) тесно связаны с ЕР, у других — в их числе Сергей Ерощенко — эти отношения сложнее. Речь не идет о заинтересованности главы региона в существенном снижении результата «Единой России» на предстоящих выборах. Но при этом губернатор может стремиться к появлению «второй опоры» — разумеется, не клона «Единой России» и, как правило, позиционированной ближе к личным взглядам губернатора, чем «Единая Россия».
В данном случае речь идет не об одном из форсированных вариантов (или ЕР «разгромит всех» или «будет побеждена ЕР»), а о принципиальном выборе со стороны регионального лидера на длинную дистанцию. Можно или стремиться к усилению политического доминирования и монополизма ЕР, или постепенно, без резких движений, размывать позиции «Единой России» в сторону реальной, но тоже предсказуемой многопартийности.
Февраль 2013 года
В Иркутской области ЕР в полном объеме использует административные возможности. Наиболее крупным примером является вовлечение губернатора Сергея Ерощенко в предвыборную орбиту «Единой России». Заметна и активизация мэров Иркутска, Братска и Ангарска, причем мэр Ангарска Владимир Жуков входит в состав политсовета ИРО ЕР. Одновременно реализуется обычный для последних лет комплекс предвыборно-административных мероприятий в медийной сфере. Следует отметить, что подобные меры более эффективны в сельской местности и малых городах.
Май 2013 года
Один из основных вопросов, на который ответят сентябрьские выборы в российских регионах наряду с результатом «Единой России», — сохранит ли устойчивость многопартийная формула «большой четверки» или в «договорной матч» между «ЕР» и тремя другими госдумовскими партиями сможет вмешаться кто-то еще? Собственно, от ответа на этот вопрос зависит и оценка устойчивости всей политической системы современной России, о запасе прочности у президента РФ Владимира Путина и его окружения. Такое обобщение вызвано тем, что нынешнее руководство страны является архитектором и гарантом сложившейся «четырехпартийности», а значит, сохранение этой формулы демонстрировало бы прочность позиций правящей группы. Напротив, перемены в содержании многопартийности вопреки воле государственного руководства стали бы четким индикатором приближения более масштабных изменений в стране.
Нынешняя «четырехпартийность» эволюционирует в модель, близкую «народным демократиям» стран Восточной Европы 1950—1980-х годов и в какой-то мере левым диктатурам Азии (Китай, Вьетнам) и Латинской Америки (Куба, Венесуэла). Впрочем, некоторое сходство имеется даже с такими странами, как Япония. Если точнее, речь идет о «полуторапартийности», где сросшаяся с госаппаратом доминирующая партия обязательно выигрывает выборы с большим преимуществом, а несколько малых партий (в России — три) действуют в диапазоне от «лояльной оппозиции» до «младших партнеров-сателлитов». По множеству косвенных признаков очевидно, что апологетами такой системы являются нынешний президент РФ и, прежде всего, силовая часть его окружения. Показательно, что один из политических лидеров «силовиков» Игорь Сечин недавно выступил с инициативой присвоения одной из улиц Москвы имени Уго Чавеса.
О плюсах и минусах полуторапартийности (для России — в четырехпартийном оформлении) сказано уже много. Среди преимуществ выделяется «сиюминутная стабильность», зачастую обеспеченная наличием мощного государства-покровителя (так было в восточно-европейском блоке, который возглавлял СССР) либо запасами углеводородных ресурсов, позволяющих вести политику «рынок без демократии и подкармливание вместо реформ» (как в нынешней России или Венесуэле). Стабильность, кроме прочего, означает длительное сохранение государственной власти в руках одной и той же группы интересов. С другой стороны, рутинная для развитых демократий смена власти становится непреодолимой проблемой для «полуторапартийных» режимов, где подобные события обычно сопровождаются сломом политической системы и переменами революционного характера.
«Единая Россия» (как партия и, шире, как символ государственной власти) заинтересована в максимально долгом сохранении полуторапартийной системы в ее «четырехпартийном» варианте. В то же время широкие (хотя и далеко не все) слои общества недовольны «прокрустовыми» рамками нынешних общественных отношений, когда культивируется, например, запрет на обычную для демократических стран персонифицированную критику в адрес высшего руководства страны в средствах массовой информации, включая государственные. Предстоящие выборы призваны, наряду с другими целями и задачами, показать степень политического недовольства, лояльности и безразличия в современном российском обществе. Иркутская область, как один из регионов со значительным протестным потенциалом, тем более может быть индикатором в этом отношении.
При этом следует учесть, что вся философия «властной вертикали» в отношении каждых выборов вот уже второе десятилетие сводится к незамысловатой формуле: «Должна победить «Единая Россия», потому что остальные не доросли». Разумеется, остальные, по такой логике, и не смогут дорасти, находясь в оппозиции, что, собственно, полностью устраивает правящую группу. В качестве «откупного» представителям оппозиции (в том числе «случайно» победившим на выборах) жестко предлагается войти в «партию власти». Лобовое поражение на выборах и классическая смена власти опять же не предусмотрены, что окончательно оформляет эффект «замкнутого круга» или «бега в замкнутом пространстве».
Очевидно, что победа «Единой России», сопровождаемая, однако, несанкционированным расширением «четверки» хотя бы до «пятерки», еще не означает развала политической системы «нулевых» и «десятых» годов. Но это было бы серьезным проявлением общественного недовольства статус-кво, сложившимся в социально-экономической и общественно-политической сферах. Поэтому «Единая Россия» даже в большей степени готова смириться с некоторым снижением своего результата, но только за счет определенного усиления остальных партий «четверки», особенно ЛДПР и «Справедливой России». Боязнь перемен, ядром которой являются опасения передела крупной собственности, создает большой административно-финансовый задел в пользу консервации удобной, предсказуемой и практически бесконфликтной формулы «один плюс три».
Май 2013 года
Один из распространенных методов работы руководства партии «Единая Россия» — переманивание на свою сторону тех, кто занимает важное место в управленческой вертикали, но по тем или иным причинам еще не вовлечен в ряды ЕР или, тем более, состоит в другой партии или взаимодействует с ней. Случаи «переманивания» многочисленны и происходят. Опять же, на всех уровнях власти — федеральном региональном, муниципальном. Наиболее часто подобный метод используется по ношению к федеральным министрам и другим работниками исполнительных органов государственной власти федерального уровня, а также по отношению к губернаторам субъектов РФ и мэрам крупных городов. Иногда подобные действия имеют место и в региональных или муниципальных парламентах, если «Единая Россия» не получила там по итогам выборов большинство или уверенное большинство, а для укрепления позиций требуется переманить несколько депутатов из других фракций.
Проверенный и отработанный до филигранного совершенства способ воздействия на «проблемного клиента» — сочетание метода кнута и пряника. Кнут, используемый обязательно (во всяком случае, на первом этапе) в неофициальном, закулисном режиме, сводится к угрозам (или намекам на угрозы) объекту воздействия относительно его должностных или предпринимательских перспектив. В случае, если такое воздействие не приводит к желаемому результату, начинается публичное политическое воздействие, зачастую с подключением правоохранительных органов.
Параллельно с кнутом задействован пряник. Обычно речь идет о необходимости решения важных социально-экономических вопросов региона (города, района), в которых нуждается и которые поддержит большинство избирателей. При этом в обмен на помощь в решении этих вопросов необходимо проявить политическую лояльность. Прямо это говорится лишь иногда, но подразумевается всегда. С точки зрения стандартов развитой демократии это фантастическая и недопустимая ситуация. Трудно представить, что, скажем, американский президент-республиканец станет чинить препятствия целому штату на том основании (пусть и неофициальном), что его губернатором является представитель демократов. И абсолютно нереальным по американским меркам является вариант перехода губернатора из одной партии в другую. Разумеется, можно с порога отвергнуть такую модель лишь на основании того, что она «не наша», «заокеанская» и т.п. Однако гораздо труднее выдвинуть против этой модели (кстати, абсолютно прагматичной) содержательные аргументы.
В нынешней ситуации, в России начала XXI века, с ее историей, проблемами и обременениями, метод переманивания решая одни задачи, консервирует решение других и, более того, создает третьи. В данном случае мы имеем дело с ярким примером неразрывной связи политики и экономики, общественного и личного, нравственного и прагматичного. Сказанное в полной мере касается и России в целом, и Приангарья в частности.
Июнь 2013 года
С позиций реальной политики, а не пропагандистских штампов, не понятно, о какой нестабильности в случае неудачи ЕР на выборах говорят ее руководители и идеологи. Если под «ужасной нестабильностью» понимается смена власти, то это обычная, причем обязательная процедура любого общества, не только называющего себя демократическим, но и являющимся таковым на самом деле. При этом ссылки на «страны, шедшие к этому десятилетия и столетия», опять же некорректны. К примеру, Румыния, Болгария и, тем более Албания, имеют весьма скромный стаж демократического развития, однако за последние 20 лет власть там уже несколько раз перешла от одной партии к другой.
В интересах социально-экономического развития страны и региона не поиск каких-то «дополнительных резервов» у «Единой России» или ее закамуфлированного филиала — Общероссийского народного фронта (ОНФ), чтобы «народ в очередной раз поддержал единственную ответственную силу», а как раз поражение или, как минимум, заметное ослабление «Единой России» на политическом поле страны и региона. В настоящее время такое поражение будет крайне полезным для социально-экономического развития страны, ибо «авторитарная модернизация», изначально имея в российских условиях весьма ограниченный потенциал, к настоящему времени полностью исчерпала себя. Невозможно, как уже высказались многие российские эксперты, включая экс-министра финансов Алексея Кудрина, и дальше сохранить равновесие на велосипеде, если крутить только одну («технократически-экономическую») педаль, забывая общественно-политическую составляющую, включая такие процессы как смена власти, реформа судопроизводства, ликвидация явно доминирующего положения одной из партий, какое бы название она не носила, а тем более признаков сращивания этой партии с государственным аппаратом на манер КПСС.
Июнь 2013 года
Судя по уровню технологического обеспечения избирательной кампании «ЕР», ее сильной стороной является исключительно статус административно-доминантной партии («КПСС-лайт») плюс использование различных «обманок», включая партии-спойлеры. Однако в силу упомянутых особенностей политического настроя многих избирателей в крупных городах воздействие этого фактора в Иркутске, Ангарске и Братске весьма ограниченно и даже приносит обратный, негативный эффект.
Июль 2013 года
Речь о попытке одной из партий — «Единой России» — быть игроком и арбитром одновременно. Это выражается в заинтересованности со стороны ЕР такими вопросами как персональный состав руководства других партий, состав кандидатов от этих партий на выборах и в столь необычной теме как «границы допустимой критики других партий в адрес ЕР». Практика такого вмешательства является еще одним подтверждением, что в России существует полуторапартийная система, в принципе не предусматривающая смену власти и ставящая целью совместить видимость демократических процедур, политической конкуренции с запрограммированностью и гарантированностью приемлемых для «Единой России» результатов голосования, обеспечиваемых, в том числе, за счет использования административно-властных рычагов.
Июль 2013 года
Атрибутом предстоящих выборов является широкое использование административного ресурса в пользу «Единой России». Подобная практика, ее составляющие и особенности давно известны. Следует отметить, что со временем нарастает изощренность использования административного ресурса — он, очевидно, задействован в больших масштабах и разнообразных формах, но так, чтобы юридически доказать его наличие было крайне сложно, если вообще возможно. Мало того, содержание действующего законодательства на эту тему отражает интересы правящих кругов, т.е. крайне расплывчато, двусмысленно и затруднительно в правоприменительной практике. Механизмы административного ресурса предполагают использование неофициальных, закулисных рычагов, основанных, однако, на вертикали властных, корпоративных интересов, а потому очень устойчивы и порождающие самовоспроизводство.
К финальному, агитационному этапу избирательной кампании «Единая Россия» подходит в статусе лидера, исчерпавшего, однако, креативные идеи и целиком полагающаяся на административный ресурс, а также на инерционную и консервативную часть избирателей. «Инерционные» голосуют за «сильнейшего», за того, «кого хвалят по телевизору», или за того, на кого «указывает начальство». «Консерваторы» готовы поддержать, прежде всего, тех, при ком не будет «серьезных изменений», ибо «перемены — к худшему».
Список кандидатов в депутаты ЗС от Иркутского регионального отделения ЕР объединяет в себе наибольшую среди всех партий статусность и, одновременно, «заезженность», «замыленность». Вопреки риторике «Единой России « о «ставке на молодых», в списке немало пожилых кандидатов и практически нет молодежи, что диссонирует даже со списком 2008 года, составленном в решающей степени под воздействием первого заместителя председателя областного правительства Сергея Сокола. Многоопытные кандидаты, которым за 70 или под 70 (например, Виктор Шопен, Виктор Боровский, Гавриил Франтенко, Игорь Гринберг или Геннадий Нестерович) могут быть символами профессионализма и жизненного опыта, но с большим привкусом прошлого и практически без примеси будущего. Таким образом, в списке кандидатов от «Единой России» нарушена классическая пропорция ротации кадров и допущен перекос в сторону несменяемости.
Июль 2013 года
Характерной чертой вялотекущей агитационной кампании «Единой России» являются бесконечные «завтраки» от избирателей (в данном случае — от слова «завтра», то есть «не сейчас»). Еще не смолкли разговоры о многочисленных программах со сроком реализации к 2020 году, как некоторые «единороссы» (например, депутат Государственной думы Сергей Тен) раздвигают хронологические горизонты — в речах представителей «ЕР» уже прозвучала цифра «2030 год». Для многих избирателей это фактически означает отказ от всяких реальных планов и, что еще важнее, от ответственности за их реализацию. «Разговоры о 2030 годе — это разговоры ни о чем» — таков лейтмотив критики в адрес бесконечного «отодвигания горизонта». Вместо того чтобы сконцентрироваться на очень близких датах, а затем уделить большое внимание итогам выполнения намеченного, «Единая Россия» уже загодя пытается перенести внимание избирателей на новый временной рубеж.
Подобная практика еще раз говорит о политической, идеологической деградации «ЕР» в целом и ее способности удерживать доминирующую роль в политическом пространстве во многом за счет административного ресурса. При этом существование «ЕР» после масштабного (в масштабах страны) поражения в принципе невозможно. Обстоятельства создания «Единой России», особенности ее функционирования и преобладающая мотивация многих ее представителей несовместимы с ролью оппозиции. Вслед за поражением возможен лишь скоротечный развал. При этом исполнительная власть попытается окончательно перенести ставку на другую партию.
Технически вполне возможно добиться большинства «ЕР» в следующем составе ЗС (собственно, избирательная кампания и движется к такому финалу), однако объективно это будет парламент вчерашнего дня, не вызывающий интереса, а тем более активной поддержки даже у большинства из тех, кто поддержал «ЕР» на выборах.
Примечательно, что «выборы вчерашнего дня», включая использование административного ресурса, сопровождаются обильной риторикой о «светлом будущем». Таким образом, иркутские выборы становятся очередной иллюстрацией (одной из многих) противоречия между, с одной стороны, стремлением «Единой России» заранее гарантировать себе благоприятный результат голосования и, с другой стороны, обеспечить хотя бы видимость конкурентных выборов и соблюдения конституционных прав избирателей. Выход из этого противоречия невозможен без значительных, принципиальных изменений в политической системе РФ.
Вчерашний (в общественно-политическом смысле) день затянулся. Затягивание отживших образцов ведет к дальнейшей деградации политической системы и общественных отношений. Очевидно, что между «Единой Россией» и действительно альтернативными партиями существуют не сиюминутные, тактические разногласия, а расхождения стратегического уровня. Тревожной — и вместе с тем в нынешних условиях неизбежной — тенденцией стал нарастающий разрыв, когда многие еще голосуют за «Единую Россию», но параллельно растет число тех, кто является ее абсолютным, категоричным противником (то есть переубедить его невозможно). Политическая поляризация, нетерпимость к иной точке зрения за последние годы намного усилились, что, в свою очередь, является потенциальным и/или действующим фактором дестабилизации.
В арсенале политтехнологических приемов «Единой России» в ходе избирательной кампании 2013 года на территории Иркутской области важное место занимает «предвыборная тишина» и манипуляции партиями-спойлерами. Сказывается некоторая тяжеловесность списка кандидатов «ЕР» и неспособность да и, по большому счету, нежелание бороться политическими методами. Даже в условиях административно-правового благоприятствования нынешняя «партия власти» воспринимает выборы как неприятную, излишнюю процедуру, которую она хочет провести формально, напрочь исключив факторы риска с помощью административных рычагов.
Август 2013 года
КПРФ. Позиционирование российской компартии можно выразить словами «ни два, ни полтора». КПРФ вот уже 20 лет не удается стать полноценным противовесом «партии власти» (сейчас — «Единой России»). Одна из недавних иллюстраций — административно-политическая неспособность удержать и дальше в своей орбите многих кандидатов от компартии, победивших на выборах — от мэра Иркутска Виктора Кондрашова до большинства депутатов думы Ангарского муниципального образования. При этом лидеры коммунистов, включая первого секретаря Иркутского обкома КПРФ Сергея Левченко, все же стремятся выделиться из числа малых партий, добиваясь зачастую вторых, после ЕР, результатов на выборах, и имея наиболее прочный идеологический актив.
По существу, КПРФ давно находится в электоральном гетто, когда серьезное переформатирование партии может привести к ее развалу и серьезному падению популярности. За коммунистов голосуют многие из протестно настроенных избирателей. Однако дальнейшее расширение опоры КПРФ в условиях, когда тотального кризиса в экономике все же нет, достижимо только через поддержку со стороны явно некоммунистических избирателей. Иными словами, нужна глубокая социал-демократизация КПРФ, сопровождаемая сменой партийного руководства. Однако, с одной стороны, многие избиратели не доверяют в принципе недавним коммунистам, так что существенный прирост голосов не гарантирован. Зато гарантирован уход традиционно-ортодоксального крыла КПРФ — тех самых 10-15 процентов, которые мешают реформированию компартии, но, одновременно, обеспечивают ей нынешнее второе место в партийной иерархии, пусть даже без всякой надежды выйти на первую позицию.
Отсутствие же реальных изменений в КПРФ, сохранение «просталинского» крена, в свою очередь, препятствует усилению партии, тем более что сторонники Сталина сейчас обильно представлены среди избирателей «Единой России» и ЛДПР. Таким образом, КПРФ движется «по воле волн», но исторический финал такого плавания едва ли будет успешным.
Февраль 2013 года
Относительно вялым получился старт избирательной кампании у КПРФ. Лидеры коммунистов как будто уверены, что все (или почти все) протестные голоса будут поданы за компартию. Такой подход, с одной стороны, позволяет КПРФ сохранять пространство для политического маневра и находить поддержку в различных слоях населения. Однако с другой, в условиях, когда весьма активны некоммунистические оппоненты «Единой России» (прежде всего, «Гражданская платформа»), результат выборов 8 сентября может оказаться для КПРФ менее убедительным, что прогнозируют представители компартии и многие эксперты.
Июль 2013 года
ЛДПР. Наиболее вождистская из партий, длительность пребывания которой в Государственной думе равна продолжительности жизни или дееспособности Владимира Жириновского. В то же время, как показала практика выборов в Законодательное собрание Иркутской области, в отличие от выборов в Государственную думу, избиратели меньше внимания обращают на «фактор Жириновского», особенно если он не принимает активного участия в кампании. На этот раз в региональном списке кандидатов от ЛДПР, видимо, не будет яркого лидера — за исключением варианта, когда его возглавит лично Жириновский. В принципе на этот раз (в отличие от 2008 года) со стороны правительства области нет особой заинтересованности хотя бы в локальном успехе ЛДПР, так в качестве «второго номера» будет выступать другая партия, причем персонально и идеологически более близкая губернатору, чем «Единая Россия».
Февраль 2013 года
ЛДПР, как и в прежних кампаниях, ставит в Иркутской области, прежде всего, на малые населенные пункты, особенно в северо-западных и северных районах Приангарья. Низкий уровень узнаваемости местных лидеров партии (особенно после ухода Нины Чекотовой) решено компенсировать за счет в включения в предвыборную кампанию лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Само по себе это дает практически гарантированное преодоление 7-проценнтного барьера, но едва ли ЛДПР удастся вырваться за 12-процентную отметку.
Июль 2013 года
ЛДПР — единственная партия, чей региональный список в Иркутской области возглавляет федеральный лидер. Уже по первым печатным материалам, выпущенным большими тиражами, видно, что ставка сделана как раз на фигуру Владимира Жириновского. Очевидно, что агитационная кампания ЛДПР будет построена по прежним, давно известным лекалам. Однако в силу специфичности мировоззрения большинства сторонников Жириновского сделана, без сомнения, весомая заявка на удержание своего электората и преодоление по итогам голосования 8 сентября семипроцентного барьера. Будучи, по существу, наиболее искусной партией-спойлером в пользу «Единой России», ЛДПР тем не менее и в этот раз намерена бежать по боковой дорожке, публично отстраиваясь от других партий.
Август 2013 года
«Справедливая Россия». Несмотря на риторику лидеров партии о демократичном, коллегиальном руководстве, в Иркутском региональном отделении сформирована «тихая диктатура» двух москвичей — депутатов Государственной думы Ивана Грачева и Андрея Крутова. Фактически региональное отделение «Справедливой России» находится под внешним управлением из-за пределов Иркутской области. Этим во многом объясняется недовольство в местном активе «эсеров», де-факто низведенного до роли «массовки», штампующей решения, инициированные сверху, и не посвященной в неофициальную, но по значению решающую, часть работы «правящего дуэта».
Ситуацию усугубляет тот факт, что «Справедливая Россия» — наиболее эклектичная, случайно-трудносовместимая по своему составу партия из числа «думской четверки». Отсюда и трудности идеологического плана, и острые разногласия в отношении руководства страны, и политически проигрышные метания, когда чуть ли не истеричные наскоки на Кремль чередуются с уступками, которые не понятны многим избирателям «Справедливой России» (участие в т.н. «внешнеполитическом консенсусе», поддержка «закона Димы Яковлева», политическая сдача столь видных сторонников партии, как Евгений Ройзман). Отсюда и упомянутые тенденции по «приватизации» партийных отделений, да еще со стороны «варягов», более четко выраженные, чем даже в КПРФ, где, например, авторитет местного Сергея Левченко в Иркутском региональном отделении основан все же на широкой поддержке со стороны членов партии.
Февраль 2013 года
В сложной ситуации оказалась партия «Справедливая Россия». Наряду с множеством мелких, тактических, фрагментарных ошибок, «эсеры» столкнулись с трудно решаемой проблемой отсутствия собственного избирателя. Имеется в виду не отсутствие избирателей, как таковых, а сложности формирования общественных фокус-групп, готовых поддержать «Справедливую Россию» сейчас, в середине 2013 года.
«Расфокусированность» становится крупной проблемой не только для Иркутского регионального отделения СР, но и для этой партии в целом. Пока не видно, за счет каких ресурсов и методов «Справедливая Россия» намерена решать этот вопрос. К настоящему времени надежды на преодоление 7-процентного барьера связаны у этой партии, в основном, с расчетом на инерционность мышления групп избирателей, ранее голосовавших за СР. Однако «запас прочности» в данном случае очень невелик, и его на выборах 8 сентября может не хватить.
Июль 2013 года
В наиболее сложной ситуации из всех парламентских партий находится «Справедливая Россия»: перед ней маячит реальная перспектива не преодолеть даже пятипроцентный барьер и сделать очередной шаг в политическое небытие, которое, судя по всему, настанет в полном объеме в конце 2016 года, по итогам следующих выборов в Госдуму. Дело даже не в том, кто и почему ушел, а кто и почему остался сейчас в «Справедливой России» и ее Иркутском региональном отделении. Лидеры «эсеров» столкнулись с куда более серьезной проблемой, когда и без того хрупкий, эклектичный и даже случайный по составу электорат «Справедливой России» после ряда грубых ошибок руководства партии окончательно «расфокусировался». В настоящий момент не существует обоснованного ответа на вопрос: «Кто он, типичный сторонник партии «СР»?».
Август 2013 года