Пустые хлопоты ОНФ
На минувшей неделе, решив, видимо, все остальные проблемы области, активисты ОНФ в поисках хоть какого-то занятия наткнулись где-то в социальных сетях на рассуждения досужих «политологов» о расходах правительства региона на выездные выставочно-ярмарочные мероприятия. И тут же в адрес председателя правительства Руслана Болотова полетел запрос, растиражированный СМИ: «…какие плоды и результаты могут дать Иркутской области участие в выставках в таких странах, как Франция, Куба, Швейцария, Австрия. …На выставку в Гаване (Куба) FIHAV-2018 объявлена закупка стоимостью в 4 млн рублей у единственного поставщика данных услуг… Также до конца года запланирована презентация региона в Австрии. Активисты просят правительство дать объективную оценку того, как влияет презентационная деятельность в данных странах на рост деловой активности, налоговые поступления в бюджет и инвестиционную привлекательность региона».
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Очевидно, что интересовала ОНФ вовсе не информация, которую можно получить без особой помпы, в рабочем порядке, — интересовал шум в СМИ, поднявшийся раньше, чем правительство могло ответить на запрос. ОНФ — организация общественная, поэтому у них все происходит само по себе и чаще всего спонтанно — причем в масштабах всей страны. Вот мы сидим несколько месяцев молча, не задавая никаких вопросов, например, федеральным властям о повышении пенсионного возраста и росте НДС, затронувших любого из нас, или губернатору Забайкальского края Наталье Ждановой, у которой часть региона просто смыло водой, а потом в Иркутской области — бабах! — начинаем интересоваться расходами на совершенно конкретные дела. Активисты ОНФ того не знают, что ежегодно формируется план выставочно-ярмарочных и имиджевых мероприятий Иркутской области. В этот план включают мероприятия по предложениям федеральных органов исполнительной власти — Министерства экономического развития и Министерства промышленности и торговли РФ, от которых отказаться нельзя. Не откажешь и на приглашения руководителей зарубежных государств, дипломатических и торговых представительств России за рубежом. Плюс у правительства есть собственные планы по развитию региона — плохо было бы правительство, если бы их не было.
В итоге правительством области ежегодно проводятся одна-две презентации, одна-две выставки. Кому-то кажется, что это слишком много? Разве что членам ОНФ, которые, видимо, предпочли бы видеть, как Иркутская область превращается во что-то вроде Северной Кореи — границы на замке, ни мы к ним, ни гости к нам. Всего же расходы на зарубежные поездки в нашей области составляют в среднем 10 млн в год, в то время как правительство Татарстана (депутаты Законодательного собрания любят сравнивать Иркутскую область именно с ним, так что и мы не будем отставать) на те же цели закладывает 20–25 млн. И это при том, что Татарстан ближе к Европе, и расходы на дорогу должны быть существенно меньше — значит, ездят чаще и большими делегациями.
Едва ли не главной претензией в адрес правительства стала необходимость оплатить расходы на «аренду конференц-залов площадью не менее 100 кв. м в Лионе и Париже, автомобиль представительского класса (Mercedes-Benz класса V) и микроавтобус, питание, а также фуршет для 80 человек с наличием алкоголя». Если бы разговор шел между равными, следовало бы спросить у ОНФ, на какие средства региональное отделение каждый год вывозит с десяток журналистов из Иркутска на медиафорумы в Москву, Санкт-Петербург и другие отдаленные регионы. Там суммы (навскидку) набегают ничуть не меньше, а коэффициент полезного действия вовсе нулевой. Но лежачего не бьют, поэтому посмотрим внимательно на «запредельные траты». Звучит громко — «Mercedes-Benz класса V»! А на деле это просто комфортный микроавтобус на восемь мест, включая водителя. Аренда такого автомобиля в Париже, кстати сказать, стоит всего 30 тыс. рублей по нынешнему курсу евро. Идем дальше: «конференц-зал площадью 100 кв. м» — это всего лишь аренда комнаты размером 10 на 10 метров. В Иркутске рядовая пресс-конференция в иных информагентствах проходит в более просторных помещениях. Впору говорить о том, что правительство слишком уж экономило и представило такой мощный регион, как Иркутская область, слишком скромно — что там можно разместить на 100 кв. м? Приличная фотовыставка требует большего.
Активисты ОНФ попрекают правительство области тем, что на эти деньги можно было, дескать, купить что-нибудь полезное: «…стоимость презентации региона во Франции — шесть миллионов рублей — превышает стоимость одного передвижного фельдшерско-акушерского пункта. Этой суммы хватило бы на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования для нескольких десятков ФАПов Приангарья…». Давайте попробуем подсчитать: «несколько десятков ФАПов» — это как минимум 20, то есть по мнению ОНФ на один ФАП нужно 300 тыс. рублей. Но судя по предложениям на сайтах фирм, торгующих медицинским оборудованием, только кардиограф с дефибриллятором обойдутся в сумму, превышающую 100 тыс. рублей. А ведь в положении об оказании первичной помощи, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ, это всего две позиции из 60, входящих в список оборудования полноценного ФАПа! Что-то не досчитали наши добровольные аудиторы из ОНФ…
Правительство в командировках деньги не транжирит, а, по сути, инвестирует в будущее. Внешнеторговый оборот Иркутской области в 2016 году составил 7,5 млрд долларов США. В 2017 году — около 8,4 млрд долларов, превысив аналогичный показатель 2016-го на 11,8 %. Внешнеторговый оборот Иркутской области в первом полугодии 2018 года достиг 4,8 млрд долларов, увеличившись на 23 %.
Область ведет внешнеторговые операции с партнерами из 100 стран дальнего и ближнего зарубежья, а стран в мире, для справки, всего 193. Ведущие торговые партнеры Иркутской области в 2016 году — Китай, Япония, США, Республика Корея, Нидерланды. В 2017 году список немного изменился: лидерами стали Китай, Япония, США, Украина, Турция, Республика Корея и Индия. На каждую поездку делегации Иркутской области за рубеж приходится как минимум одна встречная поездка, и чем больше их будет — тем больше область сможет продать за рубеж, получив выручку для своих предприятий и налоговых поступлений для бюджетов страны, региона и муниципальных образований. И спасибо активистам ОНФ, что они подняли этот вопрос: правительство, конечно, регулярно отчитывается о проделанной работе, но за повседневной суетой многое забывается, а посмотреть ситуацию в динамике за три года и вовсе некогда.
Тем более что сравнивать есть с чем. Отработавший всего год с небольшим на посту губернатора Сергей Ерощенко в сентябре 2014 года закрыл представительство Иркутской области в Монголии — ближайшей к нам страны, с которой у области имеются широкие связи во всех сферах жизни. Причиной тогда назвали «достаточно низкий КПД его деятельности». То есть вместо того, чтобы исправить ситуацию, повысить пресловутый КПД и продолжать взаимное общение, экс-губернатор предпочел просто все сломать и закрыть. Голосовали за это решение депутаты от «Единой России», а региональное отделение ОНФ ни слова против не сказало — видимо, там не понимают, что для получения положительного результата в любое дело нужно сначала вложиться деньгами и усилиями.