Иркутск: сити-менеджера может и не быть
Отменив прямые выборы мэра Иркутска, городская и областная власть тут же попали в ситуацию правовой неразберихи. 23 января Государственная дума утвердила в третьем, окончательном чтении, а 28 января Совет Федерации одобрил в форме одного законопроекта изменения в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, наряду с «двуглавой системой», когда депутаты городской думы избирают из своего числа мэра, который становится председателем думы, а конкурсная комиссия, половину состава которой формирует глава региона, назначает главу администрации (сити-менеджера), рекомендованы два новых варианта. Одним из них предусмотрено, что главу администрации (мэра) города избирают на заседании думы из числа ее депутатов, а думу, как и сейчас, возглавляет ее председатель. Другим — что главу администрации избирают депутаты городской думы из числа кандидатов, представленных для голосования конкурсной комиссией.
Если следовать новым указаниям, то необходимо внести поправки в областной закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», принятый на сессии ЗС 24 декабря 2014 года, и только затем привести в соответствие с этим законом Устав Иркутска. «Таким образом, кроме заморского „сити-менеджмента“ теперь рекомендована, по существу, проверенная советская модель председателя горисполкома, подотчетного совету народных депутатов. А другой вариант, при котором главу администрации избирают из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, действовал до последнего времени, например, в Усолье-Сибирском, — отмечает кандидат политических наук, руководитель клуба молодых ученых „Альянс“ Алексей Петров. — Впрочем, думаю, это лишь первая в ряду многих неожиданностей, интриг, странностей и несуразностей, которые произойдут после отмены прямых, всенародных выборов мэра».
В то же время, как стало известно нашему агентству, областное руководство и многие депутаты городской думы Иркутска хотели бы оставить только что утвержденную систему сити-менеджмента. Одна из причин — уже сформированная система закулисных соглашений и сфер влияния. Кроме того, в случае, если главу администрации Иркутска избирают депутаты городской думы, а не назначает конкурсная комиссия, то губернатор во многом теряет с таким трудом обретенный контроль над формированием состава руководства областного центра. Впрочем, не исключено, что федеральный центр не будет очень уж настаивать на новых вариантах, жестко противодействуя только прямым выборам мэра. Тем не менее некоторые из экспертов, высказавших свою точку зрения нашему агентству, уверены в обратном: для того и утверждены на федеральном уровне, причем в авральном порядке, новые варианты формирования местной власти, чтобы неофициально отдать приказ об их претворении в жизнь. Прежде всего, это касается, условно говоря, советского варианта.
Поэтому на заседании думы Иркутска 29 января планировалось внести изменения в Устав города в соответствии с областным законом, предусматривающие введение двуглавой системы управления в городском центре, а также назначить дату публичных слушаний по изменениям в Устав. Однако из-за отсутствия мэра Виктора Кондрашова на рабочем месте проекты этих решений не были им подписаны, а поэтому не включены в повестку заседания думы. Таким образом, при вольном и невольном содействии мэра возникла некоторая пауза или неопределенность.
Не исключено, что в областное законодательство еще раз будут внесены изменения, хотя ситуация пока выглядит весьма запутанной. Тем более что федеральный закон в новой редакции еще не подписан главой государства. Однако в любом случае нарастает вероятность пребывания Виктора Кондрашова в должности мэра вплоть до юридического истечения его полномочий 26 марта 2015 года.