Игорь Кобзев: Некогда играть в политические игры – людям нужны решения
«Интерфакс» 19 февраля опубликовал первое большое интервью исполняющего обязанности губернатора Иркутской области. В нем Игорь Кобзев рассказал не только о проблемах, которые предстоит решать в регионе, но и о своей семье, и о первых впечатлениях от Прибайкалья.
– Впечатления от региона самые благоприятные, – поделился Игорь Кобзев. – Потрясающая природа, открытые интересные люди. Настоящие сибиряки!
Политическую обстановку, по мнению врио губернатора, нельзя назвать однозначной:
– Даже на уровне муниципалитетов наблюдаются разногласия. Ряд районов на протяжении нескольких лет не получал от региона должной финансовой поддержки. Это неправильно. Область находится в непростом положении, и природные катаклизмы показали неспособность объединиться и принять нужные управленческие решения.
В первую очередь речь идет о ликвидации последствий ЧС, связанной с наводнением 2019 года.
– Президент трижды приезжал в Иркутскую область – это показатель того, что руководство региона должным образом жителям безопасность не обеспечило, – уверен Игорь Кобзев. – Индикатором того, что власть утратила контроль над ситуацией, стала спекуляция на теме ЧС. Если изначально квадратный метр жилья стоил 45 тыс. рублей, то к концу декабря он уже доходил до 61 тыс. рублей.
Глава региона отмечает еще один странный аспект: зона ЧС города Тулуна и Тулунского района была разделена на две территории. В итоге часть жителей лишилась государственной поддержки.
– На сегодня более 400 домов, где люди, в том числе многодетные семьи, не могут жить, а помощь им не положена. Мы пошли по другому пути – признанию домов аварийными и переселению из них граждан. К 15 мая все проектные работы должны быть завершены. А к 15 августа должны быть сданы объекты первой очереди, – рассказал Игорь Кобзев.
Первостепенная задача, убежден глава региона, – объединить усилия для вывода региона из критической ситуации:
– Иркутская область была заложницей политических игр и амбиций. Мне играть в политические игры некогда. Люди ждут от власти реальных действий. Я готов работать с любыми конструктивными силами, вне зависимости от политических предпочтений.
О приоритетах в работе
В зоне особого внимания – сохранение Байкала и восстановление экологии края, в том числе защита лесов от незаконных рубок. Игорь Кобзев подробно остановился на теме загрязнения окружающей среды:
– Необходимо найти выход из сложной ситуации с бесхозным цехом по производству ртути «Усольехимпром». Общая масса загрязняющих веществ только по этому цеху – свыше 120 тыс. тонн. По моему распоряжению уже создана межведомственная группа, оперативно разработан и согласовывается с федеральными ведомствами комплексный план мероприятий по ликвидации отходов.
Особо врио губернатора выделил вопросы подготовки к проведению чемпионата мира по хоккею с мячом и празднованию юбилея Великой Победы. Кроме масштабных праздничных мероприятий, предусмотрены региональные выплаты ветеранам – в дополнение к федеральным.
– Мы также будем добиваться, чтобы Иркутску было присвоено звание «Город трудовой доблести». Для этого, на мой взгляд, есть все основания, – сообщил Игорь Кобзев.
Глава региона рассказал «Интерфаксу» еще об одной приоритетной задаче по формированию стратегии социально-экономического развития Иркутской области:
– Мы привлекли экспертов, ученых, бизнес-сообщество. Документ должен стать реальной программой развития. Необходимо уделить внимание туристическому направлению, поддержке малого предпринимательства. Отдельным пунктом идет развитие территорий, их благоустройство.
Уже сейчас принято решение о выделении 2 млн рублей каждому из 42 муниципалитетов на благоустройство общественных пространств, в частности памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
О новом жилье и договоренностях со строителями
– Построить жилье быстро и качественно – выполнимая задача для профессионалов, тем более что выделены большие федеральные средства, – уверен Игорь Кобзев. Решать проблему он начал с переговоров со строительными компаниями. В первую очередь по вопросу пострадавших от наводнения территорий.
– Приходится констатировать, что время упущено, – отметил исполняющий обязанности губернатора, – До конца прошлого года проектных решений просто не было. Сейчас уже достигнута договоренность: будем работать с Союзом строителей Иркутской области. Сформирован межведомственный оперативный штаб с участием проектных и строительных организаций, общественности, органов исполнительной власти.
Говоря о строительстве социальных объектов, Игорь Кобзев отдельно акцентировал внимание на необходимости генплана.
– Жители были просто не в курсе строительства, например, школы, физкультурного комплекса, больницы, – рассказал врио губернатора. – Мы переформатировали работу муниципалитетов, в пострадавших районах уже проведены публичные слушания по генплану.
Подрядчикам придется усвоить: манипуляции с бюджетными деньгами не пройдут. Как и срыв сроков строительства. По одной из организаций, допустившей подобные «вольности», готовится пакет документов в правоохранительные органы.
О поддержке федерального центра
– По поручению заместителя председателя правительства Марата Хуснуллина готовится пакет предложений по дополнительной поддержке с подробной «раскадровкой». Минстрой берет на себя функцию распорядителя бюджетных средств для восстановления социальных объектов и дорог, – рассказал Игорь Кобзев. – Переселение граждан из аварийного жилья в пострадавших районах потребует дополнительного финансирования. Рассчитываем на цифру порядка 1,3 млрд рублей.
Сейчас в территориях зоны ЧС работает оперативная группа. Проведен мониторинг жилых помещений, подлежащих капремонту или сносу. Обеспечены выплаты всем пострадавшим. Также глава региона принял решение о компенсации в 10 тыс. рублей всем, кто потерял из-за наводнения урожай.
О развитии отношений с инвесторами
Улучшение инвестиционного климата, считает врио губернатора, – одна из стратегических задач. Необходимо развивать инфраструктуру, снижать административные и бюрократические барьеры.
– Я уже с несколькими инвесторами встречался, – сообщил Игорь Кобзев. – В частности, с представителями компании «Полюс» обсуждали реализацию проекта по добыче золота в Бодайбинском районе. Конечно, мы будем его поддерживать, в том числе подводить инженерную инфраструктуру, прокладывать дороги. Есть целый ряд рабочих договоренностей с представителями крупного бизнеса. Воздержусь от анонсирования до заключения конкретных договоров.
Глава региона – сторонник предоставления льгот, прежде всего, социально ориентированным инвесторам.
Об Иркутске и сити-менеджере
– Иркутск – самобытный, красивый город, но есть ощущение неухоженности, – поделился впечатлением Игорь Кобзев. – Не исключено, что это связано с зимним периодом. Я несколько раз пользовался услугами такси и общался с водителями – это те люди, которые все знают и говорят правду. Они называют в первую очередь проблемы с транспортной логистикой.
В областном центре хватает и других проблем: ветхое и аварийное жилье, инфраструктура. Нужны детские сады, школы, много проблем в здравоохранении.
– Ну и, конечно, проблема, набившая оскомину, – аэропорт. На сегодня удалось договориться с ФАС, постепенно выходим из судебных разбирательств и планируем дальнейшее развитие, – сообщил врио губернатора.
Глава региона отметил огромный туристический, научный и культурный потенциал города.
По вопросу избрания сити-менеджера Игорь Кобзев высказался однозначно:
– Это процедура, утвержденная законодательно. Я не вижу причин ее менять. Главное – сити-менеджер должен быть достойным во всех смыслах человеком. Ему будет оказано доверие, которое нужно будет постоянно оправдывать.
О семье и переезде
– Мы обговорили этот вопрос с женой Наташей и для себя решили, что в ближайшее время перевозим младших детишек, – поделился глава региона. – Пока мы подготавливаем их, чтобы было меньше стрессовых ситуаций. В этом году они идут в школу и первоклассниками станут в Иркутске.
Средний сын планирует поступать в вуз в Москве. Это его решение. Мы здесь не участвуем. Старший сын остается с бабушками и дедушками. Моей маме 81 год, и он решил, что будет заботиться о старших родственниках.