Иркутск
20 сентября 1:38 Политика

Ее величество Деградация, или Спор об автостоянке у гипермаркета как зеркало нашего времени

00:07, 05 июн

После публикации материала «Посчитали – прослезились: уровень доходов большинства снижается даже при высоких ценах на нефть» поступило несколько отзывов на заданную тему. Как правило, их содержание созвучно публикации. Но, пожалуй, интереснее как раз немногочисленные возражения. Одно из них примерно такое: «О каком снижении доходов говорит автор, если у супер- и гипермаркетов столько машин, что сложно припарковаться?».

Что ж, визуально машин действительно немало, хотя все же не везде и не в любое время. Но главное, конечно, не в этом уточнении. Во-первых, обратной стороной «размножения» гипер- и супермаркетов стало «вымывание» относительно небольших («рядом с домом») торговых точек. Отсюда и поток машин в сторону крупных ритейлеров.

Во-вторых, «затариться по полной в одном месте» очень часто означает сэкономить. Сейчас все больше людей обращает внимание на цифры текущих расходов, а это один из признаков сокращения доходной части личных и семейных бюджетов. 

В-третьих, большие магазины, как правило, являются частью торгово-развлекательных комплексов (ТРК), где расположены не только «супер-гипер», но и кинозалы, аттракционы, кафе, весь спектр непродовольственного сбыта и т.д. Поэтому сюда приезжают не только за продуктами.

Наконец, в-четвертых, это визуально кажется, что «весь народ приехал закупаться». Несмотря на численность гипер- и супермаркетов, «сложности с парковкой» испытывает отнюдь не большинство населения. Не единицы, но и не большинство.  

2-1.jpg
Наталья Зубаревич: «Краха, обвала пока, слава богу, нет. Есть другое – медленная, постепенная, но унылая, тоскливая Ее величество Деградация…». Фото tvrain.ru

Другое возражение как раз об одном из элементов ТРК – индустрии развлечений. Мол, что за бедность, если кафе-рестораны-кинотеатры полны народу? Это тоже субъективное восприятие. Прежде всего, не все и не всегда полны. Более того, многие объекты релаксации за последние год-два закрылись, не сведя концы с концами. Четкий признак неблагополучия – уже несколько лет уменьшается средний чек в российских ресторанах, барах, ночных клубах.

Примерно такие же проблемы испытывают кинотеатры, книжные магазины, фитнес-центры. Эти сферы потребления весьма индикативны, так как находятся на стыке возможностей, условно говоря, среднего класса и тех, у кого доходы выше среднего. Лет 10 назад вместе с ростом доходов окрепшие численно «середняки» стали активнее тратить на товары и услуги не первой необходимости. Сейчас обратная тенденция – средний класс откатывается назад, и первое, от чего он отказывается, – это, естественно, не повседневная еда или одежда, а улучшение жилищных условий, поездки за границу, походы в оздоровительные центры, кинотеатры, музеи, покупка книг. Значит, доходы в лучшем случае не растут.

Более стойкими зарекомендовали себя театралы. Но театр, в отличие от книг и кинофильмов, полноценно не заменить электронной версией. Здесь самая «фишка», что «вживую». Впрочем, при этом большинство театров, чтобы выжить даже при жесткой экономии на зарплатах, а также других статьях необходимых расходов, и при этом не задирать цены на билеты, получает финансовую поддержку из внешних – государственных и негосударственных – источников. Которой еще надо добиться…    

Но как же, слышится еще одно замечание, вон новых автомобилей или телевизоров в 2018-м было куплено на 10 с лишним процентов больше, чем в 2017-м! Да, но, похоже, в предыдущие год-два покупатели решали проблему за счет, прежде всего, кредитов. Разумеется, закредитованность, а ее рост очевиден, столкнувшись с падением доходов, в какой-то момент бьет по потреблению. И, похоже, это время приближается: так, покупки авто в первом квартале 2019-го сразу «ухнули» в минус по сравнению с таким же периодом прошлого года. Похожие тенденции стали проявляться и в отношении широкого спектра бытовой техники.

Собственно, разговор на эту тему можно продолжать до бесконечности. Поэтому если не точка, то хотя бы многоточие: краха, ужаса, катастрофы, обвала, конечно, нет (во всяком случае, пока), но, по словам одного из лучших в России специалистов по вопросам региональной экономики Натальи Зубаревич, есть другое – медленная, постепенная, понемногу, но унылая, тоскливая, неуклонная Ее величество Деградация…

Юрий Пронин для ИА «Альтаир» 

 


Просмотров: 1769

По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 (914) 895-08-11

 

Кого бы вы хотели видеть среди кандидатов на выборах губернатора Иркутской области в сентябре 2020 года?