Иркутск
25 ноября 23:42 Политика

Евгений Стекачев: «Мы научились работать вместе»

15:58, 15 дек 2021

Председатель думы Иркутска провел 14 декабря пресс-конференцию по итогам 2021 года для областных и городских СМИ.

О главных решениях уходящего года

– Решения, принятые думой, очень важные и актуальные для города. За каждым голосованием появляется строчка в бюджете, объявляется конкурс, находится подрядчик и что-то происходит – строится новая дорога или школа. В целом я бы вернулся в конец прошлого года, к процессу корректировки бюджета. Сейчас дума участвует в этом так, как мы всегда хотели: депутаты не просто поднимают руку в дружном «одобрямс», а влияют на мнение администрации. Мы формируем компромисс и в то же время разделяем ответственность с исполнительной властью.

В этом году мы выделили средства из бюджета на устранение замечаний надзорных органов для дошкольных учреждений и школ. Не все они выглядят так, как мы бы этого хотели: где-то с проводкой проблемы, где-то окна промерзают. И на каждый такой случай есть предписание: кто-то из родителей жалуется или прокуратура получает справку, что в таком-то детском саду что-то не работает, – и директор получает предписание. Они копятся, и в начале 2021 года мы узнали, что таких предписаний было на 200 с лишним миллионов рублей. В бюджете по сравнению с такой суммой было предусмотрено почти ничего – чуть больше 30 миллионов.

У депутатов была бурная дискуссия, и мы пришли к выводу, что сумму надо кардинально менять, чтобы за пару лет снять эти объемы. Было выделено 115 млн рублей – беспрецедентная сумма; установлен депутатский контроль, директора школ и детских садов были очень благодарны. Но за полгода появилась еще новая пачка предписаний. На этом фоне мы задумались о создании отдельной муниципальной программы.

Это пример того, как работают дума и администрация Иркутска. Был пример, когда мы выделили большие суммы на ремонт плоскостных сооружений на территории детских садов. Это разбитые песочницы, шифер с дырками и так далее. Выделили 45 млн рублей, и процентов на 50 этот вопрос закрыли. Потом мы по всем округам проехали, получили информацию, обратную связь, и ее мы будем снова отражать в бюджете.

2021-й был объявлен годом спорта. К сожалению, из-за пандемийных ограничений многое пришлось отложить, но тем не менее были зарядки во дворах. В Китае это целая субкультура: люди (правда, в основном пожилые) выходят по утрам во дворы и занимаются. Оказалось, что деньги на это нужны очень небольшие, мы договорились с Ассоциацией фитнеса, вывели тренеров. Примерно на десяти округах это получилось очень активно, на остальных не очень, но мы решили эту практику продолжить, потому что делать выводы на основании столь неспокойного года было бы неправильно. В следующем году будем делать «работу над ошибками», проконсультируемся с областным министерством здравоохранения – это ведь своего рода профилактика.

Важный вопрос – разработка Стратегии социально-экономического развития города. Был конкурс, который выиграла компания «Стратеджи Партнерс». Это будет не просто формальный документ, какой разрабатывал комитет по социально-экономическому развитию, а мы принимали, и никто особо на него не смотрел. Речь о серьезном документе: мы изучили лучшие практики в стране (Казань и Санкт-Петербург), там Стратегия описывает некий образ «города будущего». Идет привязка к федеральным программам, расписано, что Стратегия дает малому бизнесу, и так далее. Эта работа идет параллельно с разработкой нового генплана – мы встречались с разработчиками и администрацией города, обсуждали техническое задание.

Денег в городском бюджете на развитие никогда не хватит, поэтому одним из инструментов должна стать Стратегия, которая позволит привлечь средства из федерального бюджета. Мы возлагаем на нее очень большие надежды, это будет базовый документ для развития на ближайшие десять лет. Получать средства под Стратегию – это одно из преимуществ, и, кроме того,  мы должны понимать, куда движемся, какие есть реперные точки, правильно мы движемся или нет.

Это, конечно, не все, что было, но то, что мне запомнилось. Бюджет города составил 23 млрд рублей и стал как раз примером дискуссий и компромиссов, командной работы с администрацией областного центра.

О будущем стадиона «Пионер»

– Пока никакие решения не приняты. Было обсуждение на профильной комиссии, была итоговая пресс-конференция мэра Иркутска Руслана Болотова, была озвучена позиция губернатора Игоря Кобзева. Но по этому участку есть нюансы, которые накладывают определенные ограничения на этот участок. Он находится в собственности городского Управления капитального строительства (УКС), поэтому любые процедуры с ним очень четко перекликаются с Уголовным кодексом. Люди, которые работают в УКСе, не пойдут даже на то, чтобы передать этот участок городу Иркутску.

В то же время предложено компромиссное решение, и депутаты увидели в нем рациональное зерно. Все было не совсем так, как позднее преподносили. Там участок около 80 соток, и 40–50 из них должен занять спортивный объект. При таком раскладе весь участок можно было застроить домами, но предлагается только две блок-секции. Тогда УКС сможет закрыть свои долги, снять все вопросы с банком и построить для жителей спортивный объект. Строить стадион, как предлагают жители, невозможно, потому что для этого нужен минимум один гектар.

Я знаю, что обсуждается и выделение для УКСа альтернативного участка, но, как я уже сказал, решение пока не принято. На мой взгляд, там нужен детский сад. Но если жители решили, что им нужен стадион, то ничего другого там не будет. Вообще участок находится в залоге, и чтобы что-то там строить, нужно рассчитаться с банком. Потом муниципалитет должен выкупить этот участок (а это минимум 100 млн рублей), и лишь потом в рамках бюджетного процесса будет решение. Правительство области готово помочь городу решить вопрос в пользу жителей.

О 10 миллионах рублей на каждый округ

– Предыстория этой практики – в 2011 году, когда мы праздновали 350-летие Иркутска. Тогда мэр вносил бюджет, депутаты его принимали, и практически в каждом пункте были какие-то деньги, которые администрация распределяла с учетом мнения депутата. Но в какой-то момент мы пришли к выводу, что внутриквартальные дороги и детские площадки депутат, имеющий прямую связь с населением, знает, наверное, лучше. Депутат сам понимает, что нужно сделать в первую очередь, что позднее. И тогда было предложено выделить по 10 млн рублей – не каждому депутату, а на каждый одномандатный округ. И эту сумму депутат распределяет, посоветовавшись с жителями.

Именно тогда мы это впервые сделали и почувствовали позитивный тренд именно в том, что в этом процессе участвовали избиратели. Ходят по инстанциям и на что-то жалуются практически одни и те же люди, а остальным это не особо интересно. А когда люди приходят в приемную и что-то предлагают, это совсем другое дело. У меня в округе именно так: люди практически все сами планируют, сами строят очередность проектов, и активных людей становится больше. И это хорошо увязывается с «Народными инициативами», другими программами.

Потом на некоторое время мы уходили от этой практики, а сейчас решили, что мы будем это делать не только в юбилейный год, а постоянно. Я убежден, что статьи расходов там будут примерно одни и те же – детские площадки, подпорные стенки, лестницы, внутриквартальные проезды. Депутаты определяют только приоритеты. Например, у меня в округе 65 подпорных стенок и 68 лестниц. У коллег в центральных районах этого вообще нет, зато у меня очень плотная застройка, а в центре или в Радищево гораздо больше денег нужно на благоустройство территории. Я обращаюсь ко всем жителям города: будьте активны, общайтесь со своим депутатом, расставляйте приоритеты, на какие цели расходовать деньги.

О здравоохранении

– С 2013 года у городских властей нет полномочий в этом вопросе, но ситуация с поликлиниками и больницами крайне сложная – и депутаты это знают, и жители обращаются. Мы находимся в постоянном диалоге с правительством области, встречались с губернатором, ведем конструктивный диалог. Понятно, что возможности бюджета ограниченны, и одна-две больницы в год – это было бы шикарно. Мы понимаем возможности правительства в этом вопросе, и от нас потребовали список участков, которые в рамках генплана будут соответствовать требованиям для строительства объектов здравоохранения.

Мы такую работу провели, определили приоритеты, подобрали участки. Один из них – бывший кинотеатр «Чайка», и нам удалось отстоять это мнение перед прошлой администрацией города. Мнение жителей было однозначное: нужна поликлиника, никаких иных мнений быть не может. Участок находится в собственности УКСа, была экспертиза о необходимости сноса здания. Есть просьба губернатора – освободить участок от обременений и передать министерству здравоохранения области. Думаю, что в первом или втором квартале будущего года мы эту работу выполним. Дальше «мяч будет на стороне» министерства здравоохранения, будем ждать финансирования, и, как показывает практика, когда есть участок, вопрос решается быстрее.

Что касается поликлиники № 8 в Ново-Ленино, то мне трудно сказать, почему так происходит. Уже сменилось два губернатора, а заодно сменились нормы и ГОСТы: раз – и коридоры уже не соответствуют правилам противопожарной безопасности. Ситуация очень тяжелая, но работа в этом направлении идет. Продолжается корректировка генплана, и мы будем особое внимание уделять вопросам строительства объектов здравоохранения. Земельных участков не так много, нужны еще и школы, и детские сады, поэтому я предлагаю всем следить за обсуждением, участвовать в нем.

Генеральный план по регламенту должен быть обновлен до сентября. Обсуждение начнется в январе, вести работу будет профильный комитет, дума будет принимать документ. У нас появилась необходимость пересмотреть многие вопросы: какие-то развязки, запланированные еще в советское время, утратили актуальность.

О работе думы и взаимодействии с администрацией

– Раньше, в 2019–2020 годах, дума работала более эмоционально. Если сейчас, например, мы обсуждаем бюджет, то это происходит так, как это видит дума. В прошлом депутатов не считали полноценными участниками бюджетного процесса, с нами не делились элементарной информацией. Нам нечего было сказать избирателям. Мы чувствовали, что являемся статистами, и нам это не нравилось. Тогда мы включили такой инструмент, как «гласность».

Мэром Иркутска Руслана Николаевича Болотова выбрала дума Иркутска. Мы несем за это ответственность, а он понимает, что никому не нравятся склоки между двумя ветвями власти – и потому мы научились работать вместе. Сейчас все идет именно так, как должно идти. Чтобы не звучали взаимные обвинения и претензии, а только один вопрос: «Как мы это можем сделать?».

О пожеланиях на 2022 год

– Хотелось бы пожелать всем позитивного настроя. Беречь друг друга, быть внимательнее. Чтобы ушло, закончилось, но стало для нас уроком все то, что происходит негативного во всем мире. Чтобы мы пересмотрели свои ценности и позитивно смотрели в будущее. Здоровья, терпения и всего самого хорошего!

Фото Алексея Кушниренко / ИА «Альтаир»


По вопросам рекламы и сотрудничества звоните
+7 999 420-42-00

 

Кому из тех, чья судьба связана с Иркутском, следует установить памятник (бюст)?

Яндекс.Метрика