В Прибайкалье определили порядок распределения средств по проекту комфортной среды
Комиссия по собственности, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Регионального совета Иркутской области провела 31 января первое заседание в 2018 году. Темой для сбора мэров стали критерии участия муниципальных образований в приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды» в 2018–2022 годах. В работе комиссии в зале заседаний правительства приняли участие 10 мэров, в режиме видеоконференции подключились еще 11 глав муниципалитетов.
Деньги были, деньги будут
Финансирование на повышение комфортности населенных пунктов выделяется из федерального и областного бюджетов, причем распределение средств по регионам из госказны состоялось лишь 30 декабря 2017 года. Это, конечно, осложняет работу местных администраций, которым нужно успеть в установленные сроки провести встречи с гражданами, отобрать общественные пространства и дворы, которые будут включены в проект в 2018-м и последующих годах. В бюджете Прибайкалья средства на все три года уже предусмотрены.
Члены комиссии выслушали предложения правительства о распределении субсидий по группам муниципальных образований, особые условия для моногородов и другие правила распределения и использования средств. До 5 февраля правительство Иркутской области должно заключить соглашение с Министерством строительства РФ о размере субсидии, которую получит регион. Причем представить в Минстрой необходимо готовые правила распределения субсидий, и именно поэтому областное правительство обратилось в Региональный совет с просьбой рассмотреть этот вопрос и высказать свои замечания.
Главным критерием допуска к конкурсу на получение средств будет наличие муниципальной программы формирования комфортной городской среды. У каждого муниципалитета должна быть проведена инвентаризация всей территории населенного пункта. Требования к этим документам сформированы федеральным правительством и доступны всем мэрам. Важно, чтобы претендент на получение субсидии, уже принимавший участие в проекте в 2017 году, мог подтвердить полное и качественное использование выделявшихся ему средств.
Три вида муниципалитетов получат средства в обязательном порядке: столицы регионов, моногорода и города со статусом исторических поселений. В Иркутской области моногородов восемь, а Иркутск является не только столицей, но и единственным историческим поселением. Допускается расширение списка претендентов на средства проекта до полного перечня всех населенных пунктов, где проживает от 1 тыс. человек — таких в Иркутской области более 160. Муниципалитеты могут получить дополнительные баллы за готовые проекты благоустройства, за готовые документы экспертизы сметной стоимости и за отчет об уже проведенных сходах граждан. В том, чтобы выделить средства некоторым муниципальным образованиям без дополнительных конкурсов, есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что можно начинать работать, как только позволит погода. Минус все видели в прошлом году — некоторые участники проекта завершали работу в декабре, чем явно дискредитировали весь федеральный проект.
Фото Яны Ушаковой
Деньги любят строгий счет
Некоторые населенные пункты не до конца понимают, о каких суммах может идти речь. В министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области уже приходили главы поселков с населением чуть более тысячи человек и приносили готовые сметы на 25 млн рублей. Министерство предложило Региональному совету подумать над разными вариантами распределения средств — от выделения всех сумм сразу на пять лет вперед (чтобы каждый мэр знал свои перспективы) до проведения конкурса ежегодно (чтобы муниципалитеты видели, что работающие лучше получат больше средств, и тщательнее готовили сметы).
Председатель комиссии Регсовета, мэр Свирска Владимир Орноев отметил, что, по его информации, из 160 потенциальных участников пока заявили о готовности принять участие в проекте 124. И предложил высказаться по предложенным вариантам. Мэр Саянска Олег Боровский в своем выступлении высказался против выделения муниципалитетам лимитов на много лет вперед, поскольку это означает замораживание средств на годы вперед с неясным результатом.
— В любом случае мы не придумаем такой вариант, который устроит абсолютно всех, — отметил Боровский.
Свои точки зрения высказали мэр Ангарского городского округа Сергей Петров, мэр Усть-Илимского района Яков Макаров, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Артур Сулейменов и другие участники заседания. Мэры высказывались за упрощение процедур, министр — скорее за ужесточение.
— Для меня и других сотрудников министерства приоритетный проект в 2017 году завершился в 20 часов 31 декабря. Потому что ваш район [Усть-Илимский] никак не мог отчитаться — освоили средства или нет? То вы куда-то поехали, то что-то смотрели... В Братске по отчетам все прошло, а по факту, я знаю, — средства там зарыты. Ни для себя, ни для людей, ни для правительства там ничего не сделано. Вот только снег сойдет, поедем смотреть, как они там асфальт в декабре уложили, — предупредил министр.
Министерство начало работать над реализацией проекта в 2018 году уже в декабре прошлого. Сметная документация была у 87 муниципалитетов, но лишь три имели полный пакет документов, включая достоверность сметной стоимости. К 30 января, то есть через полтора месяца, количество территорий, полностью готовых к проведению конкурса на получение средств, выросло всего лишь до пяти.
Постепенно дискуссия разгорелась между мэрами. Часть выступала за деление по количеству жителей, другая — за деление по количеству многоквартирных домов. Министерство высказалось против деления по принципу «всем поровну» — если разделить выделенные средства на 160 территорий, пользы не будет. Олег Боровский, которого поддерживали и многие другие мэры, активно агитировал против распределения по количеству многоквартирных домов — в этом случае выигрывают три крупных города (Иркутск, Ангарск и Братск), в которых находятся 8,5 тыс. таких домов из 10 тыс., построенных во всей области. Часть средств получат еще 13 муниципалитетов, где таких домов много, но и в этом случае молодой Саянск с населением 40 тыс. человек проигрывает старой Зиме с населением 30 тыс. — просто потому, что к многоквартирным относятся дома и в 9 этажей, и в 2–3 этажа.
По результатам споров большинство членов комиссии Регсовета высказалось за вариант, предусматривающий деление всех населенных пунктов на несколько основных категорий (например, «города с населением более 200 тыс.», «районное центры», «моногорода» и т. д.) и проведение конкурса между примерно равными по условиям проживания городами и поселками. По этой формуле Иркутск только на дворы получит 207 млн, Братск — 77 млн, Ангарск — 63 млн.
Подводя итог встречи, заместитель губернатора — руководитель губернатора и правительства региона Дмитрий Чернышов отметил, что самое важное в состоявшемся заседании даже не принятое решение (хотя и оно, безусловно, тоже), а тот факт, что состоялся открытый диалог, каждый высказался, и все видели, что происходит.
— Мы обсуждали важный для всех нас вопрос публично, не в кулуарах, не в каких-то закрытых кабинетах, а все вместе, именно так, как предлагал нам губернатор на заседании Регионального совета, — сказал Дмитрий Чернышов.