Депутаты отметили необходимость ведения более активной претензионной работы с недобросовестными подрядчиками
Депутаты Законодательного собрания Иркутской области рекомендовали решить вопрос о более активном включении в реестр недобросовестных подрядчиков компаний, которые не выполнили условия контрактов по строительству домов для переселения. Как сообщает пресс-служба областного парламента, эта тема обсуждалась на заседании комиссии по контрольной деятельности под руководством Тимура Сагдеева 25 июня.
Заместитель председателя КСП Юлия Махтина рассказала, что в конце 2019 года в Иркутске заключили восемь контрактов с одной из строительных компаний на участие в долевом строительстве 136 квартир на общую сумму 317,6 млн рублей, из которых 259 млн рублей были предоплатой. Подрядчик не выполнил обязательства, и муниципальные контракты расторгли в одностороннем порядке.
Вместе с тем, отметила аудитор, при их заключении не учли тот факт, что подрядчик до сих пор не передал 240 квартир, купленных минимуществом для детей-сирот, еще 2,5 года назад в том же жилом комплексе. С этим же подрядчиком не заключили контракт на строительство двух многоквартирных домов в Нижнеудинске, где работы также идут с нарушением сроков, при этом претензионная работа не проводилась.
Парламентарии уверены, что эти факты можно отнести к существенным нарушениям условий контракта, в связи с чем должна проводиться совместная работа с антимонопольной службой по включению таких компаний в реестр недобросовестных подрядчиков.
Также аудит выявил случаи переселения граждан из двух-, трехквартирных жилых домов блокированной застройки, которые не отнесены законодательством к многоквартирным домам. Расселение таких домов нужно вести за счет местных бюджетов, а не по региональной программе. Установлены многочисленные случаи несвоевременного принятия решений органами местного самоуправления о признании домов аварийными и подлежащими сносу, выявлены нарушения при размещении заказов на строительство.
Кроме того, отметила аудитор, дополнительная потребность в финансовых ресурсах на конец 2020 года без учета инфляции составляет около 18,6 млрд рублей. При тех же темпах дома, которые входят в реестр, расселят не ранее 2031 года. Одна из проблем, которая тормозит как переселение, так и стимулирование строительной отрасли в регионе, – это нормативная стоимость квадратного метра жилья, установленная Минстроем России для каждого субъекта РФ. Так, показатель для Иркутской области на 1-й квартал 2021 года составляет 48,6 тысячи рублей, при этом, согласно данным Росстата Иркутской области, средние цены на первичном рынке жилья за этот же период составили 75,7 тысячи рублей, на вторичном – 63 тысячи рублей.
Еще одна проблема, на которой остановилась аудитор, – это снос расселенного аварийного жилья. Как было отмечено, финансовое обеспечение этих мероприятий закреплено за муниципальными образованиями, однако из-за низкого уровня обеспеченности местных бюджетов снос в отдельных территориях не идет.
Всего по четырем подпрограммам до 2024 года планируют расселить 1134 дома площадью более 400 тысяч квадратных метров, в которых живут 22,8 тысячи человек. Наибольший объем непригодного жилья находится в Иркутске, Зиме и Черемхове. Депутаты рекомендовали профильным министерствам устранить выявленные КСП нарушения.
На заседании комиссии по контрольной деятельности депутаты также рассмотрели результаты аудита качества формирования регионального проекта «Современная школа» Как отметила в своем докладе аудитор КСП Лариса Мулярова, проект «Современная школа» направлен на решение задач по внедрению новых методов обучения и воспитания, новых образовательных технологий. В 2020 году объем финансирования регпроекта по сравнению с 2019 годом за счет средств областного бюджета увеличился в 2,9 раза, до 1,2 млрд рублей. Общий объем финансирования за счет всех источников составил в 2019 году 1,1 млрд рублей, в 2020 году – более 2 млрд рублей.
По словам аудитора, в части введения объектов капитального строительства проект недостаточно проработан и стратегически не выверен, отсутствовали четкие критерии отбора объектов. Соглашение о предоставлении субсидии на создание новых мест, заключенное между Минпросвещения РФ и министерством образования региона, подвергалось неоднократным изменениям в части перечня объектов, объемов финансирования и сроков. Так, например, из-за отсутствия проектно-сметной документации не было оснований для включения в проект строительства школы в микрорайоне Березовый в Маркова.
Депутаты также обратили внимание на несколько нарушений в части реализации федерального закона № 44, а также антимонопольного законодательства. Депутат Евгений Сарсенбаев заметил, что не достигнуты целевые показатели не только по количеству вводимых мест, но и по их «современности». Пристального внимания, по мнению парламентариев, в части обеспечения необходимым оборудованием и расходными материалами требуют сегодня и коррекционные школы.